Обращение перед вручением литературной премии в честь святителя Павла Тобольского 27 декабря 2019 года

Уважаемые участники церемонии вручения премии святителя Павла Тобольского! Сердечно приветствую всех вас на этом уже традиционном мероприятии!

Мы собрались в этом зале, чтобы в шестой раз избрать лауреатов литературной премии имени святителя Павла Тобольского. Уверен, что сегодня, как и в прошедшие годы, новыми лауреатами станут по-настоящему достойные авторы.

Сама эта премия соединяет науки светские и богословские, историю Церкви и историю родного края как неразрывные составляющие единого процесса познания прошлого и настоящего. Премия поддерживает традицию и развивает новации в их гармоническом соединении, и это единство служит благу и Церкви, и шахтёрского региона. Премия стимулирует научный поиск и способствует расширению круга наших знаний, укрепляет нравственные устои в научном сообществе. И потому Кемеровское епархиальное управление не только присуждает премии, но и проводит научные конференции, публикует труды лауреатов. А всё это служит сохранению богатейшего исторического, духовного и культурного наследия, завещанного нам нашими предками, которое и мы обязаны передать грядущим поколениям.

Нам нужно вместе подумать над решением одного весьма серьёзного вопроса, который беспокоит не только Церковь, её клириков, но и многих школьных учителей, университетских преподавателей, родителей, школьников, о чём они мне сами неоднократно свидетельствовали при личном доверительном общении. Проблема эта связана с тем, что у учащихся средней и старшей школы знания об отечественной культуре крайне обрывочны и избирательны. Свидетельством тому некие телепередачи с участием молодых людей, которым задаются различные вопросы, в том числе из области истории и литературы. Поражает, что целостное восприятие темы у молодёжи зачастую отсутствует, есть лишь фрагментарные знания. Такие знания из памяти очень быстро уходят, об этом может свидетельствовать каждый человек зрелого возраста. Но система держится в сознании очень долго, и если она сохраняется, то в неё можно вкладывать всё новые и новые знания, которые найдут своё место и останутся с человеком до тех пор, пока они ему необходимы.

Сегодня отдельные аспекты общекультурного воспитания включены в содержание ряда учебных предметов: история, русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, обществоведение и т.д. Но разобщённость их содержания не позволяет сформировать целостность представления о единстве культуры нашей страны.

Мы говорим об укреплении традиционных нравственных ценностей, о важности воспитания любви к Родине, но, вместе с тем, многие школьники, к сожалению, имеют весьма смутные понятия об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна.

Школа — вот место, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодёжи, насыщения её сознания такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодёжью привела к тому, что уже не одно поколение молодёжи плохо знает историю, литературу и, что более всего меня печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству.

Детям важно знать историю и культурное своеобразие края, в котором они живут. Хотел бы подчеркнуть, что знание местной культуры, любовь к своему дому, любовь к городу или к деревне, в которой ты родился и вырос, — это и есть то, с чего начинается любовь к Родине. Поэтому краеведение не просто предмет, который помогает узнать о месте, где ты живёшь, но это предмет, который способен укрепить любовь человека к малой Родине. А с любви к малой Родине начинается и любовь к Родине большой.

Для воспитательной деятельности очень важно непосредственное знакомство учащихся, студентов с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций: у детей и молодёжи должна быть возможность посещать памятные и священные места, свои Православные святыни и храмы. Представляется чрезвычайно значимым реальное соприкосновение с прошлым через изучение памятников культуры. И если мы хотим, чтобы наши потомки относились с вниманием ко всему, что мы делали, говорили, творили, то мы должны проявить заботу о сохранении того, что героически совершали наши предки.

Понимаю, что задача эта непростая. Но высока и цель: утверждение в подрастающем поколении жизненно важных для личности, общества и нашей страны смыслов и духовно-культурных ценностей. Если вы согласитесь с моим предложением, то предложил бы сформировать рабочую группу из педагогов, учёных, представителей ведущих вузов и деятелей культуры для детального обсуждения содержания и методологии преподавания этой образовательной программы. Может быть, подумать и о контурах нового подхода к воспитанию школьной и студенческой молодёжи. Думаю, время уже нельзя упускать. Нужно делать то, что мы, к сожалению, не начали делать раньше. Несомненно, найдутся и те, кто с энтузиазмом этим займётся. Полагаю, что рабочая группа могла бы подготовить свои предложения, например, к Дню книги (14 марта). Ну, а дальше у нас появится возможность продвигать этот документ — по возможности, настолько широко, чтобы наше общество, наш народ увидел нашу озабоченность и, по возможности, поддержал наши усилия.

Творчество любого художника — это его духовная биография. Неслучайно Спаситель сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Сегодня мы вновь стоим перед подобным культурным вызовом. Современное литературное творчество воспринимается большинством писателей и читателей как своеобразная форма игры, где нет и не может быть по определению сколь-либо серьёзных и глубоких идей. Торжество нигилизма, циничного гедонизма и вызывающего эпатажа — вот печальные плоды современной реальности в литературе.

Но, справедливости ради, стоит отметить, что литературный процесс всё же неоднороден. К счастью, нашёл свой отклик в литературе и запрос части общества на поиск настоящего, жажду подлинного в мире социальных и культурных декораций. Мы надеемся, что таких писателей будет становиться всё больше. Сегодня нам очень нужна литература, которая бы примирила нашу реальность с вечными нравственными принципами и ценностями. Нам нужны новые «пушкины», которые могли бы чувства добрые лирой пробуждать, не идеализируя, но и не опошляя при этом мир существующий, а свидетельствуя о высших истинах, стремиться к познанию которых призван каждый человек.

Почему же Церкви так важно, что происходит сегодня в отечественной словесности? Именно в литературе русская культура нашла своё самое глубокое выражение: изучение классической словесности есть один из важнейших способов национального самопознания. Не будет преувеличением сказать, что будущее России напрямую связано с будущим её литературы. Если не будет по-настоящему значительной русской литературы, не будет и настоящей глубинной России, которую мы любим и которой так дорожим. Очень надеюсь, что усилиями Церкви, писателей и всех неравнодушных к судьбам отечественной словесности людей в нашем обществе будет возрождаться роль литературы как важного пространства духовной жизни народа.

Мы всех вас сердечно приветствуем на этой замечательной встрече, на этом собрании, посвящённом вручению премии святителя Павла Тобольского. Храни вас Господь.

Призываю на ваши труды Божие благословение!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter