Слово митрополита Аристарха на открытии выставки икон «Святые неразделённой Церкви»

Приветственное слово митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха на церемонии открытия выставки икон «Святые неразделенной Церкви» в Кемеровском областном музее изобразительных искусств
17 февраля 2020 года.

Ваше Высокопреосвященство, дорогие владыки, Ваше Высокопреподобие, отцы-священнослужители, представители областной Администрации и города Кемерово, уважаемые организаторы Выставки, художники-иконописцы, попечители и участники этого мероприятия!

Сегодня мы являемся участниками знаменательного события в шахтерском крае – открытия выставки «Святые неразделенной Церкви». Несомненно, реализация такого проекта стала возможной после исторической встречи 12 февраля 2016 года в Гаване Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Встреча открыла новую страницу в диалоге Церквей Востока и Запада.

Иконописцы из 15 стран Европы и СНГ написали образы святых, прославившихся в первом тысячелетии, когда Церковь в Европе была единой, и было трудно представить разделение Церквей Востока и Запада. Эти святые подвизались в Галлии (совр. Франции), Гельвеции (совр. Швейцарии), Ирландии, Шотландии, Италии, на территории современной Европы.

Православие от других религий отличает масштаб мышления. Оно не навязывает свои правила, а предлагает самостоятельно выбрать свободу, любовь и восхождение. В то же время, принимая чужих, Православие никогда не предает своего, поскольку хранит Истину.

Поэтому главная цель Выставки – «познакомить» верующих со своими братьями во Христе – с западными святыми, которые умирали за Спасителя, несли монашеские подвиги, просвещали светом Его учения европейские языческие народы, строили современную Европу. Церковь Христова — Вселенская, в неё входят угодники Божии разных стран и разных времен.

Общение со святым происходит через икону, в преломлении молитвенной встречи иконописца, молящегося и святого, который изображен на иконе. Икона – это итог их первой встречи.

Человек подобен своему Творцу, а поэтому унаследовал от Него способность созидать и имеет право на собственное художественное высказывание. 120 авторских работ, которые церковные специалисты признали достойными для участия в выставки, свидетельствуют о многообразии подходов, стилей, интерпретаций, образов, о разнообразии материалов и красок, которые, впрочем, мы ежедневно встречаем в сотворенном Богом мире – природе. У иконописи многовековая история и устоявшиеся традиции. И при этом в ней есть пространство для индивидуального творчества мастера, свобода выбрать, как и какими средствами он воссоздаст в материальном мире мир нематериальный, Горний, Божественный. И ответственность перед Богом за свое творчество, потому что икона не просто произведение искусства: икона способствует встрече человека с Господом.

Знаменательно, что экспозиция открылась и начинается в период попразднства великого праздника Церкви – Сретения Господня, то есть встречи Бога со Своим творением.

Выставка «Святые неразделенной Церкви», с одной стороны, оживляет церковный канон, а с другой — несет евангельские смыслы в современное искусство. Проект объединил под своим крылом церковное и светское искусство, предложив последнему выбрать чистые смыслы и вечные темы, предоставив возможность сказать свое весомое слово. А это и есть миссионерство, о котором постоянно напоминает нам Святейший Патриарх и Само Евангелие – свет должен сиять.

Экспозиция предлагает христианам Востока и Запада посмотреть в лицо своим святым, которые стояли у истоков их цивилизации. Увидеть свой первоисточник – Бога. Проект возвращает западному христианству икону, поскольку мы знаем о трансформации иконописи в западном христианстве, в лучшем случае, в скульптуру или картину, в худшем (как в протестантизме) – в ее отрицание.

Выставка икон становится торжеством еще и потому, что помогает святым первого тысячелетия не уйти от нас навсегда, не быть стертыми из нашей памяти. Ведь теперь утраченные когда-то лики вновь проявились и заглядывают в наши души, и рассказывают свою историю служения Богу, и учат нас не делить мир на своих и чужих, но жить большой общиной во Христе.

Это свидетельство западному миру о внутренней красоте Православия, как истинной Апостольской Церкви, которая берет исток от самого Спасителя, от Его Нерукотворного Образа. Мы предлагаем тему, где безболезненно, минуя разногласия и разночтения, восток и запад могут найти точки соприкосновения, и в них найти свое развитие.

Настало время, когда нужно искать единомышленников, сплачивать мир, снимать международное напряжение, протягивать руки друг другу. Чем больше бытовых и культурных связей между простыми людьми, не политиками, тем больше вероятность сохранения мира. В настоящее время – это, пожалуй, первая и главная задача. В этом процессе христианские церкви могут сыграть огромную роль, ибо им есть, что предложить людям – сокровища духовные.

Евангелие Христово свидетельствует Нам и говорит: «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?.. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон… и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Убеждены, что значение Первоверховного апостола Петра в распространении христианства не умалится, и мы, православные, не перестанем молиться святому апостолу лишь потому, что Католическая Церковь его считает первым Папой Римским. Христос объединил всех нас Своей Любовью. И только с лукавством, ложью и злобой мы никогда не примиримся.

Давайте будем мыслить трезво, думать мудро и горячо любить свое, чтобы на лучи любви шли люди и согревались, и находили Истину. От души желаю всем вам крепости сил, успехов и помощи Божией в трудах и служении на благо нашего Отечества и Кузбасса!

Спаси и сохрани вас всех Господь!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter