Выступление на встрече со слушателями Богословско-катехизаторских курсов Кемеровской области 6 сентября 2013 годаг.

Уважаемые преподаватели, студенты!

На современного человека обрушивается колоссальный информационный поток. Вы это знаете — через Интернет, через другие электронные средства коммуникаций передается огромный поток информации. И вот возникает вопрос: а как себя вести перед лицом всего того, что обрушивается на человека, особенно в молодом возрасте?

Мы живем в обществе, и каждый человек находится под влиянием кого-то другого, под влиянием идей, под влиянием эстетических вкусов, которые, в частности, и через моду передаются. Но возникает вопрос: а способен ли человек в современном обществе жить своим умом? Способен ли молодой человек критически оценивать информационный поток?

Развивая этот тезис, хотел бы сказать следующее: нужно иметь способность критически оценивать информацию, которая к вам приходит, нужно иметь мужество сказать «нет», даже когда большинство говорит «да». Собирается молодежь, идет куда-нибудь, начинается пьянка и все пьют — «круто». А хватит ли мужества встать и сказать: «Я этого делать не буду, потому что это не круто, это совсем для меня не круто»? Повернуться и уйти из этой компании.

Эта жизненная позиция требует способности, готовности и внутренней силы сопротивляться внешним обстоятельствам. Очень важно, чтобы нашими жизнями не распоряжался кто-то другой. А сейчас это очень просто; и в прошлом было просто, но сейчас в особенности. Мы знаем, как Интернет может на белое сказать «черное», и заставить людей верить в то, что это черное. Другой не должен господствовать в вашей жизни, он не должен порабощать вашу волю, ваше сознание. Он не должен манипулировать вашей жизнью. Нужно всегда быть готовым сказать, что можно жить по-другому.

Действительно, ведь у каждого человека есть призвание. Бог так нас создал. У нас разные призвания, потому что у нас разные способности. Один может стать ученым, бизнесменом, политическим деятелем, государственным руководителем. Другой обретает себя в том, что он становится защитником Родины, врачом или хорошим работником. Третий работает в сельском хозяйстве и наслаждается гармонией жизни на лоне природы. У каждого есть свое призвание.

Очень важно это призвание почувствовать и защитить его, несмотря на многие влияния извне, когда говорят: «Не надо становиться инженером. Надо непременно стать менеджером, быстрее деньги заработаешь. Не надо становиться ученым. Что там всю жизнь просиживать? Нужно становиться банкиром».

Это не значит, что быть менеджером или банкиром плохо. Но это означает, что если все люди будут жить по этой моде, то в стране у нас не будет людей, способных ни науку двигать, ни страной управлять, ни производить материальные ценности, ни хлеб выращивать. Поэтому каждый должен найти сам свое призвание, к чему душа лежит, и развивать это призвание в соответствии со своим собственным взглядом на жизнь.

Нет ничего более опасного, если вам предлагают этот релятивистский подход к истории — все относительно. Это типично в духе философии постмодерна: «Все относительно, нет никакой правды; для тебя герой Александр Матросов, а для меня герой генерал Власов». Если мы разрушаем историю таким подходом, мы становимся иванами, не помнящими родства, нами уж очень легко становится манипулировать.

Ценности приходят из прошлого. Мы говорим, что патриотизм — это ценность. И что мы делаем, чтобы доказать, что это ценность? Мы приводим примеры самозабвенного служения Родине из прошлого, как люди защищали свою страну, как они клали свою жизнь во имя других. Мы живем на этих примерах. Разрушение этого отношения к прошлому, перевод исторического комментария в сферу относительности являются очень опасными. Могут быть разные исследования и споры вокруг тех или иных событий. История это живая наука, она не может быть догматизирована. Но очень важно сохранять целостное восприятие истории — так, как эта история сохраняется в народном сознании.

В Церкви вероучение, которое две тысячи лет существует, тоже ведь подвергалось различного рода попыткам внести ту или иную коррективу. Эти попытки были очень жестокими, потому что в свое время, особенно в первом тысячелетии, Церковь была единственной носительницей какой-то идеологии.

И как Церковь выжила? Ведь чего только не было за эти две тысячи лет, сколько всяких ересей, расколов. Как она выжила? Есть такое понятие в Церкви — предание, или по-латински «традиция». Традиция — это передача ценностей. Это не передача прошлого во всем его объеме. Из прошлого к нам приходит не только ценное, но и ненужное. Мусор в нашей квартире ведь тоже прошлое. Но никому же в голову не придет сохранять мусор только потому, что он из прошлого. Значит, традиция, предание — это механизм, сохраняющий ценности. И благодаря этому сохранилось вероучение Церкви, потому что был критерий, на основании которого каждое последующее поколение людей оценивало — что есть истина, а что привносимая ложь.

В таком ключе, я думаю, должен формироваться наш комментарий к нашей истории и вообще к истории. Должно быть понимание народом своей истории. Это не пустые слова, потому что это есть часть культуры, часть национального самосознания. И если со ссылкой на плюрализм мнений мы разрушаем наше национальное самосознание, то у нас нет будущего.

Мы живем с вами в многонациональном государстве, среди нас появляются люди разных религиозных убеждений. Мы должны учиться жить, конечно, в многонациональном государстве, оставаясь самими собой. Никто не требует отказа от наших убеждений. Более того, если кто-то, оперируя тем фактом, что мы многонациональное государство, будет требовать отказа от наших убеждений, измены нашей идентичности, такого человека не надо слушать. Но оставаясь русскими людьми со своей традицией, россиянами с нашей многонациональной традицией, мы должны одновременно уметь строить отношения с другими.

Нужно затронуть такую тему, как героизм. Сегодня тоже совершаются битвы, слава Богу, пока в отношении нашей страны не на поле брани. Хотя, как вы знаете из новостей, и на поле брани сегодня страшные битвы. Но нельзя сказать, что мы живем в абсолютно мирной среде. И сегодня происходят битвы, которые проходят без грохота пушек, а враг, который нам угрожает, не пересекает наши границы явно. Но мы все вовлечены в то, что в православной традиции называется «невидимой бранью».

Каждый сегодня участвует в этой брани. Нам предлагают хаос, но мы не должны покупаться на эти рекомендации и участвовать в создании хаоса. Мы видим, к чему хаос привел на Ближнем Востоке, в арабских странах. Хаос — это средство борьбы, в том числе и со страной, изнутри. И когда нам предлагают участвовать в хаосе, предлагая различные объяснения и различную мотивацию, мы должны помнить, что хаос — это национальная катастрофа.

Нам предлагают грех, разрушение моральных устоев. Нужно помнить, что разрушение морали означает разрушение личности. Личность перестает быть целостной, а значит, она становится слабой, значит, бери голыми руками такого человека. Всё внутренне связано в человеке, в человеческой личности, и чрезвычайно важно понимать, что нет большого и малого — даже наши маленькие грехи и маленькие слабости могут подтачивать целостность нашей личности.

Хотя война, о которой я говорю, невидима, наш народ несет в ней тяжелые потери уже сейчас. Я не говорю только о пьянстве, о наркомании, которая тоже пришла извне, но я говорю о чудовищном увеличении количества абортов, разводов. Это сотни тысяч потерянных жизней. Мы были бы другой страной, если бы у нас не было такого большого количества абортов и такого процента разводов — в среднем 70% разводов от числа заключенных браков. А что такое развод? Это крушение жизни. И хотя иногда, что называется, пытаются надуть щеки те, кто разводятся, мол, найду другого или другую найду, на самом деле это трагедия. Следствие развода — дети-сироты при живых родителях. Тот же фактор разводов влияет и на количество абортов. Поэтому мы несем потери. И эти потери, к сожалению, сегодня сильно отражаются и на нашей экономике, и на нашей культурной жизни, и просто не дают нам возможности освоить все наши необъятные просторы.

Все эти исторические эксперименты со страной, все эти революции, гражданские войны привели к тому, что сейчас, когда действительно страна обрастает мышцами, когда появляются финансовые, административные, технологические возможности, людей нет. Можно себе было представить в прошлом, после войны, когда надо было поднять из руин страну, чтобы приглашали работников из-за границы? А сегодня эта тема становится уже архиопасной для страны. С одной стороны, не можем без них. С другой стороны, понимаем, что теряем собственную идентичность. А корень проблем в чем? В морали, в целостности человеческой личности. Если человек целостный, у него будет брак, семья, дети. Нужно, чтобы в каждой семье было не меньше трех детей. Вот тогда мы еще как-то сможем выкарабкаться. Но сегодня это очень тяжело, и не только потому что денег мало у кого-то, все-таки их становится больше, но потому что люди психологически не готовы взять на себя подвиг воспитания детей, а это опять тема морали и убеждений.

Завершая это выступление, я хотел бы еще раз всех вас сердечно приветствовать и пожелать вам помощи Божией, крепкой любви, сильного нравственного чувства, внутренней свободы от давления внешних обстоятельств, способности самостоятельно идти по жизни и сопротивляться даже мнению большинства, когда это мнение разрушает ваши представления о самом святом и заветном. Глубоко убежден в том, что тогда мы способны будем построить сильное, жизнеспособное общество, мы будем способны прославить Отечество свое.

 Благодарю вас за внимание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.