Доклад на пленарном заседании Вторых Межрегиональных ежегодных краеведческих Чтений «Духовность в культурно-историческом развитии Сибири»

Д у х о в н о с т ь   и   с о в р е м е н н о с т ь

Уважаемые организаторы и участники межрегиональных краеведческих Чтений!

Позвольте всех Вас, прежде всего, приветствовать в столице шахтерского края, на этом представительном культурном мероприятии! Тема данного мероприятия – II межрегиональных краеведческих Чтений – называется «Духовность в историческом и культурном развитии Сибири». Это, несомненно, очень актуальная тема современной действительности. Поэтому нам хотелось с Вами обсудить ее. Наше выступление – это рассуждение о значении и месте духовной жизни в современном обществе, в том числе и в Сибирском регионе.

Духовная жизнь всегда неразрывна с религиозным мировоззрением, с Церковью как Богоустановленным институтом в человеческом обществе. Зачем Церковь современному человеку? Как в ритме мегаполиса найти место для духовной жизни? Нам видится, что абсолютная необходимость духовной жизни следует из того, что мы все, к сожалению, живем в мире, в котором пребывает грех, или беззаконие. Согласно святоотеческому мнению, когда люди творят грех, то они совершают ошибку, выбирают ложный путь в достижении поставленных целей. Когда человек выбирает ложный путь в своей жизни, он чувствует беспокойство. Люди пытаются как-то заглушить этот сигнал — и нередко делают только хуже. Слово Божие говорит, что пока мы пребываем в нечестии, нам не будет покоя.

Но мы можем исправить свою жизнь — не сами, а с помощью Божией, выйти на верный путь. Радость и мир в душе приходят тогда, когда мы возлагаем нашу надежду на Бога и творим Его волю.

Церковь современному человеку дает однозначный, ясный и истинный ответ на самый важный вопрос этой земной жизни: зачем, для чего вообще жизнь современному человеку?

Любое «зачем» предполагает какую-то цель. Зачем мне корабль? — Чтобы переплыть море. Зачем мне какие-либо знания и навыки? — Чтобы добиваться своих целей. А зачем мне их добиваться? Стоят ли они того? Какова вообще цель человеческой жизни?

Христос основал Церковь, чтобы в Ней открыть нам смысл и цель нашего существования: почему мы здесь, на что мы можем надеяться, что нам надлежит делать. И Он открывает нам, что мы созданы для жизни вечной и блаженной, что эти несколько десятилетий нашего земного пути — очень важное время подготовки к вечности, когда мы будем пожинать плоды тех трудов, которые совершили здесь, на земле. И эта вечность может быть бесконечно радостной, блаженной, утешительной, а может, увы, и не быть таковой. И Церковь создана Господом ради единственной цели — вечного спасения людей.

Когда человек понимает это, когда он устремляется к вечному спасению, вся его земная жизнь меняется: преступники становятся честными гражданами, люди обретают силы и бодрость. Человек, у которого есть вера в Бога и в спасение, способен с терпением, с надеждой переносить то, что другой вынести не может, потому что он видит перед собой вечные, а не временные перспективы. Человек становится другим, меняется его система ценностей. Человек находит подлинную цель и подлинную радость в своей жизни. То, что раньше казалось важным, ценным, ради чего человек был готов на все, даже на преступление, становится чем-то пустым и ненужным. Бог создал человека для бесконечной радости и блаженства, то есть дух человека предназначен именно для этой высокой Божественной цели. Поэтому христиане и называют правильную жизнь «духовной», когда мы заботимся и готовим себя для достижения такой цели. Надо помнить об этом.

Если, осознав это, мы начинаем стараться жить по евангельским или Божественным заповедям, то сразу убедимся в том, насколько это трудно. Часто люди говорят: важнее творить добро, чем ходить в храм, отстаивать службы, молиться, поститься… Что им ответить?

— А вы начните творить добро на самом деле. Не просто копеечку подать раз в год, — копеечку может и злодей подать, — а жить добром. Это подвиг, это дело почти непосильное. Попробуйте всерьез, каждый день поступать по добру, по совести, и вы сразу обнаружите, что не справляетесь, что вам нужна помощь Божия.

Ведь Христос не только и не столько Учитель, который указывает нам, как жить. Он Спаситель, подающий нам через Свою смерть и Воскресение благодать, которая только и может изменить нашу жизнь. Слово Божие, Писание, говорит удивительную вещь: Церковь, которая совершает Евхаристию, есть Тело Христово, в котором преизобилует жизнь Христова. Отказываться от общения с Церковью, от участия в Евхаристии — значит отказываться от этой жизни. Сам Господь в Евангелии говорит, что, если мы не причащаемся Святых Христовых Тайн, мы не имеем в себе жизни (см. Ин. 6:54).

Иногда приводят примеры недостойных священников, спрашивают, чему могут научить такие люди?

Думается, что было бы правильным по-другому поставить вопрос: а чему мы хотим научиться? Ведь ни хороший учитель, ни плохой не могут ничему научить того, кто сам учиться не хочет. Когда мы хотим научиться чему-то полезному, например, ремеслу, науке или иностранному языку, — мы же не говорим, что бывают плохие мастера или плохие учителя, и поэтому я учиться не буду. Говорим только в том случае, если не хотим учиться и ищем отговорку. Если же желаем, то находим себе хорошего учителя. Так и в духовной жизни: если мы хотим научиться правой вере и добродетельной жизни, нас будут интересовать достойные священники — а таких большинство. Часто по Интернету разносятся некие «скандальные истории», причем при их изложении нередко происходит не просто искажение ситуации, но и распространяется откровенная ложь. О тех же священниках, которые достойно исполняют свое дело, пишут редко: они поводов для скандалов не дают. В то же время, придя в Церковь, вы, скорее всего, встретите именно их.

Важно подчеркнуть и другое. Священник совершает Таинства не своей силой, а силой Божией; и такого не может быть, чтобы Бог лишил верующих благодати за грехи священника. Если вы ищете прощения грехов, помощи Божией, Бог обязательно даст вам то и другое, и никакие грехи других людей не могут этому помешать.

Как современному, занятому человеку найти время для духовной жизни?

Для этого нужно правильно расставить, как сейчас говорят, приоритеты; духовная жизнь — это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. Когда вы укладываете багаж, то поместятся или не поместятся вещи в чемодан, зависит не только от того, сколько их, большие ли они, но и от того, в какой последовательности, в каком порядке вы их укладываете. Когда мы проводим свою жизнь в суете, бежим туда и сюда и даже не всегда понимаем зачем, мы действительно не успеваем ничего — и очень устаем.

Если мы начинаем наш день с молитвы, мы закладываем фундамент, на котором у нас все будет выстроено в должном порядке, и, как сказано в Священном Писании о благочестивом человеке, во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1:3).

Поэтому так важна церковная традиция молитвенного правила. Ведь каждое утро и каждый вечер мы независимо от нашего настроения молимся. Человеку начинающему, возможно, будет трудно читать молитвенное правило полностью, но важно хотя бы пять минут в день уделять молитве, каждый день, не пропуская, — и мы увидим, как начнет меняться наша жизнь. Чем больше времени мы будем уделять молитве, тем больше времени у нас будет оставаться на все остальное. Это может показаться неожиданным, но это опыт очень многих людей.

В течение дня всегда можно найти минуту на то, чтобы молитвенно воздохнуть к Богу, поблагодарить за то, что вы встретили хорошего и доброго за день, попросить помощи для себя и для других людей в каких-то трудностях… Занятость, или, вернее, загнанность современного человека происходит во многом оттого, что он мало молится.

Позвольте мне еще раз напомнить некоторые очевидные вещи. Ситуация меняется, когда меняются люди. А люди меняются, когда они хотят измениться. Не когда они хотят, чтобы менялись другие (к другим можно предъявлять какие угодно претензии — это ни к чему не приведет), а когда они понимают, что их собственные пути неправильны, их собственные ценности нуждаются в пересмотре, их собственные нравы нуждаются в исправлении. Такие люди обращаются к Богу с покаянием и верой и приходят в Церковь, чтобы обрести помощь и изменить свою жизнь.

— Люди часто жалуются на безнравственность общества: кругом нечестность, коррупция, черствость, жестокость, равнодушие. Что ответить тем, кто упрекает Церковь за то, что после двадцати пяти лет религиозной свободы общество так и не освободилось от этих пороков?

Подлинный конфликт разворачивается на духовном уровне, как говорил Федор Михайлович Достоевский, «здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Бессмысленно ожидать, что другие люди, что общество в целом будет меняться, если мы сами меняться не хотим.

Любые перемены к лучшему начинаются только с самого человека. Если мы творим неправду в нашей личной, семейной жизни, в сфере профессиональной, то почему так горячо требуем, чтобы правда осуществлялась где-то на государственном, на макроуровне, а в собственной, на микроуровне ее не должно быть? Люди загоняют себя в ловушку: каждый яростно требует от соседа, сослуживца, начальника быть праведным, но при этом не собирается становится праведным сам.

Церковь предлагает увидеть ситуацию по-другому. Наша главная беда — не грехи других людей, а наши собственные грехи. Помните, как персонаж пьесы «На дне» говорит: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».

Это материалистическое понимание человека, при котором главное — удовлетворить свои материальные потребности, осуществить свои желания, и тут выгодно быть окруженным совестливыми людьми, но не быть совестливым самому. Поэтому часто требования, обращенные к Церкви, так и звучат: «Сделайте моего соседа совестливым. Путь меня окружают хорошие, честные, добрые люди. И при этом не лезьте со своими наставлениями ко мне».

Церковь говорит о Спасителе, Который приходит спасти нас от наших грехов. Поэтому никто никогда не будет осужден Богом за чужие грехи. Никто не лишится вечной жизни из-за пороков других людей.

В о с п и т а н и е   и   О П К

Преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды. Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем — это зыбкая почва. Потому, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. Но мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические, идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в этой нравственной системе координат, на основании этих принципов.

Вот это, может быть, самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. А ведь когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под правдой. Самое гадкое, разрушительное зло может скрываться под личиной добра, и отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, фундамент должен быть твердым. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Господь Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности, она и существует в мире, несмотря на то, что человек согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого бы навсегда ушли коррупция и криминал. Наблюдая по телевидению страшные картины происходящего, все мы ужасаемся, включая тех, кто вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Быть честным, совестливым, избегать зла, творить добро, следовать заповедям Божиим, жить духовной целью — это жизненно важно для как нас самих, так и наших ближних, для общества и государства.

Мне хотелось всех вас поблагодарить за большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме и за то, что, участвуя в Чтениях, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.

Сердечно благодарим организаторов межрегиональных краеведческих Чтений, директора и администрацию Областной библиотеки, которые начали это замечательное дело и оказывают активную поддержку данному культурному мероприятию.

Наконец, хотелось бы поблагодарить всех делегатов Чтений, которые прибыли в Кузбасс и своим участием подарили нам радость взаимного общения. Всех вас сердечно поздравляем с этим событием и благодарим за участие!

Благодарим Вас всех за внимание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.