Доклад на собрании епархиального духовенства по итогам 2014 года

Вопросы религиозного образования

Первая группа вопросов связана с внедрением в школах «Основ религиозной культуры и светской этики». Работа в этом направлении началась уже более 4 лет назад. Последние поправки о введении этой дисциплины описаны в статье 87 Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 29 декабря 2012 года. Однако на этом поприще ситуация в Кузбассе очень неоднородная.

В некоторых районах с преобладанием исторически православного населения мы наблюдаем не достаточно высокий процент выбора «Основ православной культуры». В других регионах, где вместе с православным населением проживают представители малых народов (Таштагол, Междуреченск) мы видим высокие проценты выбора модуля ОПК.

Между тем епархии, настоятели и благочинные сообщают, что выбор родителями обучающихся «Основ православной культуры» в школах ряда регионов встречает активное противодействие со стороны работников системы образования. В большинстве таких случаев родителям навязывают изучение модуля «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». Священникам под разными предлогами отказывают в возможности общения с родителями.

Конечно, надо разбираться с каждой конкретной ситуацией и решать, в каком звене взаимодействия находится проблема — бездействие ли это приходского клирика или нежелание представителей государственной власти идти на взаимный контакт.

Тема свободного волеизъявления родителей при выборе модулей в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» становится особенно важной в последние время в связи происходящими в мире событиями. Мы видим, что без собственного целостного мировоззрения нам не устоять против того напора, который оказывается на нас извне. Нам нужно, чтобы навязываемому культурному образцу можно было что-то противопоставить. Сегодня это важно как никогда. Если же выбор модуля будет осуществляться принудительно, то это ставит под вопрос ценность предмета. Ибо, отталкиваясь от ложных предпосылок, невозможно достичь положительного результата.

Безусловно, выбор модуля «Основы православной культуры» в рамках упомянутого курса является добровольным и мы не стремимся его навязывать. Однако на уровне системы образования свободный выбор для родителей учащихся должен быть обеспечен в полной мере. Полагаю, что в школах должно быть обеспечено проведение собраний со свободным выбором родителей; в таких собраниях следует обеспечить участие представителей религиозных общин. Нужно помнить, что именно родители, а не школьное руководство или административные органы, имеют по закону право выбирать один из шести модулей ОРКСЭ.

Осложняет ситуацию и политика Федерального Министерства образования по оплате преподавательских ставок: из госбюджета оплачивается ставка для преподавания одного модуля, а по остальным предметам школы вынуждены оплачивать из фондов неурочной деятельности. В итоге директора школ во избежание лишних расходов настаивают на выборе одного оплачиваемого модуля. Представители Русской Православной Церкви на встречи с министром образования Д.Ливановым 28.11.2014 г. обратили внимание министра на вопросы финансирования преподавания модулей ОРКСЭ, которые зачастую являются основной первопричиной «навязывания лишь одного из модулей». «Директор школы, в которой обеспечивается финансирование лишь одного из модулей, а остальное он должен сам где-то искать, заведомо подталкивается к тому, чтобы не исполнять Закон. Он сделает все, чтобы в школе преподавался только один (финансируемый) модуль в нарушении всех правил и принципов», — сказал митрополит Меркурий. Министр Дмитрий Ливанов согласился с тем, что вопрос финансирования модулей ОРКСЭ крайне важный и требует своего решения.

В целях обеспечения свободы выбора модулей ОРКСЭ по предложению митрополита Меркурия Министерством образования и науки России будет издан специальный нормативный документ, содержащий типовой регламент выбора модулей ОРКСЭ, обязательный для всех регионов России. «Выбор — это важнейшая компонента педагогического подхода, который мы используем. Культура выбора — для любого человека как раз один из важнейших факторов воспитания, который человек должен из школы вынести. Ответственный, информированный, разумный выбор. И поэтому, если этот выбор не обеспечивается в силу разных причин, результат не достигается. И все наши труды, по сути, оказываются бессмысленными», — сказал министр Дмитрий Ливанов.

Стороны также обсудили вопросы расширения преподавания курса ОРКСЭ со второго по девятый классы средней школы. Не хватает в системе образования квалифицированных кадров, способных на должном уровне преподавать модули религиозной тематики. Получение государственной поддержки в их подготовке, например, при высших гуманитарных учебных заведениях округа очень облегчило бы разрешение проблемы.

Храмостроительство в Епархии

Важно обратить внимание и на принятый этим летом Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который описывает процесс предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций.

Вопрос строительства новых храмов в епархиях — одно из приоритетных направлений церковной деятельности в настоящее время. Строительство храмов является одной из причин активизация епископата и духовенства, приближения их к народу. Ради этой цели Святейшим Патриархом была начата работа по разукрупнению епархий, и уже сейчас она дает зримые плоды. Строительство храма — это не просто возведение какого-то здания, это формирование общины, это начинание, которое сплачивает людей вокруг благой цели.

Мы все понимаем, что храмостроительству и последующей передаче зданий предшествует большая работа: поиск земельного отвода (участка) для строительства; согласование с городской архитектурой и составление обширной документации, занимающее значительное время. Конечно, есть объективные причины задержек. Все это понимают. Но есть ситуации, в которых со светской стороны целенаправленно затягивается процесс выделение земли, разрешительной документации на храмостроительство, затем на передачу храма в собственность Церкви или, напротив, настоятель прихода, столкнувшись с незначительными трудностями, опускает руки. Такие ситуации недопустимы.

Храм — это не только место соборной молитвы верующих, но и духовный, культурный, просветительский центр, центр общения и единения людей. Процесс создания новых храмов на территории округа позволит решать важнейшие задачи образования и духовного воспитания, а также будет способствовать снижению преступности, в том числе в молодежной среде, уменьшению числа разводов, абортов и всего того, что весьма отрицательно характеризует некоторые стороны нашей общественной жизни.

Таким образом вокруг общинной жизни, вокруг общего дела мы сможем сплотить наш народ в нелегкое для него время. Мы видим, что в обществе есть и противники строительства новых храмов и выделения под него земельных участков. Они порой ссылаются на нарушение экологической обстановки и различные другие причины. Но это не повод совершенно отказываться от строительства. Нужно прислушиваться к объективному мнению людей, искать компромиссные решения, но нельзя идти на встречу надуманным поводам.

Раз на государственном уровне принят закон, регламентирующий процесс выделения земельных участков под строительство, — нужно его исполнять.

Архиерейский собор РПЦ постановил: «Приступить к новому этапу реализации решения Архиерейского собора 2011 года об увеличении числа храмов и других помещений для молитвы. Каждый населенный пункт должен иметь хотя бы небольшое помещение, где периодически будут совершаться богослужения. Священник должен посещать населенные пункты, за которые он несет ответственность, с регулярностью, определенной епархиальным архиереем или благочинным».

Чтобы выполнить данное постановление требуется решить две проблемы:

  1. Найти помещение или построить храм.
  2. Иметь священнослужителя.

Священнослужителя мы можем только подготовить в семинарии. Для этого необходимо направлять в семинарию абитуриентов. Кадровый вопрос в епархии – это вопрос ее будущего, поэтому он должен касаться всех клириков, особенно благочинных, настоятелей храмов. Если мы с Вами не будем иметь попечения об абитуриентах, то за нас это никто не сделает: ни Москва, ни Патриархия, ни АКО.

Нами было издано несколько лет назад Распоряжение о том, что ежегодно канонической ответственностью каждого благочиния является направить на очное отделение не менее одного абитуриента в КПДС. Нам видится, что прошло достаточно времени, чтобы в каждом благочинии организовать исполнение данного Распоряжения. Начиная с 2014 года, каждый благочинный должен в обязательном порядке Рапортом до 15.08 нам сообщать об исполнении Распоряжения и количестве направленных в КПДС абитуриентов. В случае неисполнения Распоряжения (кроме форс-мажорных обстоятельствах!) на благочиние будет накладываться дополнительная финансовая нагрузка на содержание Кузбасской семинарии. В такие благочиния молодые священнослужители, окончившие КПДС, будут направляться в последнюю очередь. В крайних случаях, когда в благочинии будет игнорироваться наше Распоряжение, будут приниматься кадровые решения.

Увеличение количества студентов в КПДС сейчас чрезвычайно важно по следующей причине. В митрополии необходимо построить еще столько же храмов, сколько их есть сейчас из расчета один храм на 10.000 (десять тысч) жителей. Конечно, более острая проблема стоит в городах. Здесь труднее строить храмы и находить место из-за сложившейся городской застройки. С другой стороны, в городах есть больше возможности находить средства и спонсоров для возведения церквей. Если мы имеем на сегодня в Кемеровской епархии 171 клирик, а в Новокузнецкой 78 клирика, всего – 250 клириков. Чтобы подготовить такое же количество клириков, например, за 10 лет нем необходимо выпускать ежегодно по 24 священнослужителей. Значит, в одном наборе в 1-й курс семинарии необходимо принять не менее 30 абитуриентов. Потому что, по статистике, несколько отчислятся, а из окончивших бывают не все еще определившиеся в личном плане, то есть не женатые. Отсюда следует простой вывод: необходимо набирать на 1-й курс в три раза больше абитуриентов!

Где нам искать и как готовить абитуриентов в митрополии? Очевидно, что нет другого пути поиска, кроме существует в обществе: из выпускников школ, из выпускников Православных гимназий, из учащихся воскресных школ при храмах, из семей клириков митрополии и церковнослужителей, из семей благочестивых прихожан наших храмов, из молодых выпускников БКК, из выпускников ВУЗов (или не поступивших в ВУЗ, или отчисленных). Как готовить абитуриентов? Встречаться с учащимися воскресных школ при храмах в благочинии, регулярно и часто посещать образовательные школы, беседовать со старшеклассниками (8-11 классы) по насущным и интересным для молодежи темам, оканчивать которые нужно приглашением посетить храм, КПДС, встретиться с учащимися семинарии (не только в аудитории, актовом зале, но и на спортивных состязаниях по футболу, баскетболу, волейболу, хоккею и т.п.) В каждом благочинии такая подготовка должна носить планомерный и систематический характер. Что это значит? Необходимо определить в границах благочиния количество школ, ВУЗов, Губернаторских образовательных учреждений. Затем по количеству учебных заведений распределить всех клириков благочиния для работы по подготовке абитуриентов. Полезно, чтобы встречи священников со старшеклассниками проводились не меньше, чем ежемесячно (еженедельно!) и не только в зданиях школ, но и в храмах, на спортивных площадках в стенах КПДС. Особенно полезно к такой работе привлекать молодых священников, недавно окончивших семинарию. Нужно использовать для этой работы молодежных лидеров на приходах, выпускников КПДС в каникулярное или неучебное время. Такие встречи можно организовывать на факультативных занятиях по ОПК в школах. В период летних или зимних каникул обязательно встречаться со школьниками в лагерях отдыха, организовывать вместе с администрацией города (или школы) паломничества по святыням Кузбасса, в Москву, СТСЛ, МПДАиС, или духовные школы в Сибирском федеральном округе. Мы уверены, что такие встречи обязательно будут приносить свои плоды, помогут школьникам найти свое призвание в пастырском служении. Особенно важно такую работу проводить с учащимися воскресных школ, потому что среди них всегда будет больше потенциальных абитуриентов в КПДС.

Согласен, что не все благочиния находятся в одинаковых условия, чтобы исполнить данное Распоряжение. В крупных городах всегда легче будет решать поставленную задачу, чем в небольших населенных пунктах. Поэтому нам видится правильным определить следующее. Для города Кемерово благословляется ежегодно подготовить не менее 4-х абитуриентов; для городов Прокопьевск (209 тыс. чел.), Киселевск (102 тыс. чел.), Белово (130 тыс. чел.), Ленинск-Кузнецкий (103 тыс. чел.), подготовить не менее 3-х абитуриентов. Всем остальным благочиниям (Гурьевсое) не менее 2-х абитуриента. Это Распоряжение вступает в силу в 2015 году. Для Мариинской и Новокузнецкой епархии мы с владыкой Иннокентием и Владимиром договорились, что должны готовиться не менее 5 абитуриентов.

Подводя итог своему выступлению, хотел бы с благодарностью ко многим из вас, кто здесь присутствует, отметить, что в последние годы действительно многое делается. Но если говорить о задачах, которые перед нами стоят, то они довольно сложные и разноплановые. В связи с этим нужно так реалистично выразить наши намерения, чтобы они не остались лишь на бумаге, но принесли конкретные результаты.

Как работают приходские катехизаторы

Как известно, 17 июня 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на заседании Высшего Церковного Совета, особо остановился на дисциплине поведения приходских работников и на том, как в приходах принимают людей. Тема для нашей Церкви достаточно сложная.

Действительно, часто получается так, что человек, впервые приходя в храм, либо оказывается в полном одиночестве, либо встречается с грубостью, непониманием, попыткой жестко на чем-то настоять, и из-за этого часто свой первый контакт с Православной Церковью люди воспринимают как нечто негативное, а иногда даже отвращаются от веры и от Церкви.

Вот что было сказано Его Святейшеством: «Приход — неотъемлемая часть жизни любого православного верующего человека. Но приход также — это ворота, через которые в Церковь входят люди неверующие; и для многих наших невоцерковленных соотечественников приход — это зеркало Церкви в целом. В какую атмосферу человек попадает на приходе, найдет ли он на приходе жизнь, радость, активность или, напротив, встретит хаос, недружелюбие, отчужденность, — во многом зависит и его восприятие Церкви. Приходское «гостеприимство» давно стало притчей во языцех и предметом для множества шуток».

«Я глубоко убежден, — сказал Святейший Патриарх, — что в больших приходах, особенно на праздники, среди народа, там, где и возникают конфликтные ситуации, рядом с церковными ящиками, должны находиться приходские миссионеры».

В приходах многих городов и весей нашей Церкви стало уже доброй практикой дежурство, присутствие православных миссионеров. Эти люди, обычно молодые, раздают листовки, рассказывающие о смысле праздников, о содержании христианского вероучения и о богослужении тем, кто приходит освящать куличи в Великую субботу, тем, кто получает крещенскую воду в сочельник и в праздник Крещения Господня, тем, кто в другие дни в большом количестве приходит в православные храмы.

Во многих местах сейчас появилась практика приходского консультирования, то есть работы, которая направлена на людей, приходящих впервые в храм Божий, или проходящих мимо храма, или имеющих какие-то вопросы, с которыми человек сталкивается в неожиданное время — тогда, когда закончилось богослужение и священник совершает ту или иную требу, а из числа активных прихожан в храме почти никого нет.

Деятельность приходского консультанта, приходского миссионера — это достаточно новая для нашей Церкви форма работы с людьми, но она дает большую отдачу практически везде, где она появляется. Знаю об этом по рассказам многих людей. Когда тебя встречает не только занятая женщина, которая распространяет свечи и церковную литературу, когда первое общение с Церковью происходит не в контексте так называемого церковного ящика, а в контексте общения с учиненным братом или сестрой, с человеком, который специально находится в храме для того, чтобы такое общение осуществлять, — многие люди впервые в жизни, а иногда не впервые, но во время какого-то особого душевного обстояния, какой-то жизненной трудности получают добрый совет, какую-то подсказку, получают возможность неспешного искреннего общения. Именно это многим помогает почувствовать себя в храме как в месте, где собирается христианская община и где тебя всегда ждут.

Считаю чрезвычайно важным, чтобы человек, когда попадает в храм, в первую очередь сталкивается не с местом, где распространяются свечи, книги или диски и делаются пожертвования, а увидел место, где ему готовы подсказать что-то, дать братский совет, проконсультировать по тем или иным волнующим его вопросам.

Человек, который приходит в храм, это человек, который хочет в храме получить то, чего он не может получить вне храма, вне Церкви. Человек приходит получить то внимание, заботу, которой ему не достает в обществе. Поэтому самое главное в этом вопросе, я думаю, для приходского миссионера это — умение слушать.

Человек приходит с совершенно разными вопросами, просьбами, невозможно их классифицировать, сказать, что один вопрос доминирует или другой. Человек приходит быть услышанным. Поэтому очень важна для приходского миссионера и вообще в Церкви духовная жизнь: как мы готовы слушать и готовы давать любовь, которая должна быть в христианской общине.

Вопросы бывают разные: бывают вопросы о вероучении, бывают вопросы об иконах, о праздниках, и умение приходского миссионера заключается в том, чтобы, начиная с этих вопросов, потом человека заинтересовать верой, заинтересовать более глубоко какими-то важными духовными вопросами. Человек часто приходит просто рассказать о каких-то своих бедах, каким-то своим горем поделиться. Здесь очень важно просто выслушать человека, оказать ему сочувствие, какую-то доброту проявить. Конечно, приходской миссионер не должен заменять пастыря, не должен давать каких-то серьезных пастырских духовных советов, но ему надо просто выслушать, оказать внимание, заботу. Это настолько ценно в современном мире, что человек потом будет все больше и больше хотеть приходить в храм Божий, и дальше будет уже Господь его вести к дальнейшему воцерковлению. Человек уже начнет жить и литургической жизнью глубокой, и всю свою жизнь сверять с Евангелием. Но приходской миссионер — это первый этап, самая первая встреча подчас у человека с храмом. Поэтому это очень важное служение у нас в Церкви.

Также хотел бы заметить, что миссионер — это не просто человек, который с неба откуда-то появился. Это — человек, которого поставило Священноначалие, и это демонстрирует заботу архиерея, заботу настоятеля храма о человеке, о том, что была организована такая работа. Человек может прийти в храм в любой момент и пообщаться на интересующие его вопросы. Эта забота, это проявление доверия тоже очень важны.

Первый контакт с человеком в Церкви может быть и должен быть началом дороги к богопознанию, дороги к христианскому общению и церковной жизни, дороги в Царство Небесное. Ответственность за то, чтобы на этой дороге помочь человеку, а не препятствовать ему, очень и очень велика. Да, бывает так, что люди, приходя в храм, ведут себя не совсем адекватно — иногда приходят пьяные, иногда приходят очень озлобленные из-за какой-то жизненной трагедии, иногда приходят люди, которые буквально ничего не знают о том, как вести себя в храме, иногда, бывает, приходят похоронные агенты, начинающие чего-то в жесткой форме требовать, когда ситуация связана с отпеванием покойника, и так далее.

Непростые люди есть в нашем обществе, непростые люди приходят в храм. Но всегда можно постараться сделать так, чтобы даже строгое слово, слово, которое подскажет человеку о том, что он поступает неправильно, или подскажет, как себя нужно по-настоящему вести в храме, произносилось с любовью, так, чтобы человек не обижался, а делал для себя какие-то жизненные выводы или, по крайней мере, учился вести себя в храме.

Для всего этого нужно готовить приходских миссионеров. И вот, что было сказано Святейшим Патриархом на заседании Высшего Церковного Совета: «Приходская работа — это самый ответственный участок жизни Церкви, я бы сказал, это ее передовая линия. И подход к ней должен быть принципиально иным, чем раньше, когда на приходские послушания назначались случайные люди без всякого образования и определенного вида занятий».

Святейший Патриарх подчеркнул, что «подготовка приходских работников — миссионеров, катехизаторов, молодежных и социальных работников — является сегодня важнейшим приоритетом нашей Церкви, наравне с реформой богословского образования».

Убежден, что в наших приходских общинах и монастырях будет появляться все больше и больше людей, которые будут нести все перечисленные виды служения, кажущиеся новыми, но, на самом деле, очень органичные, естественные, традиционные для любой христианской общины.

Благодарю за внимание.

 

О Б Р А Щ Е Н И Е

к клирикам Кемеровской епархии 15.12.2014 г.

Вы несете очень ответственное и важное служение на Кузбасской земле, в шахтерском регионе. Вы должны понимать, что вы — часть этой земли, и являетесь пастырями для того народа, который здесь проживает.

Задача духовенства заключается в том, чтобы духовно окормлять и морально поддерживать свою паству, состоящую как из русских, так и людей других национальностей. Верующие должны чувствовать заботу Церкви и не бояться за свое будущее и будущее своих детей, потому что на физической Родине у них есть и духовная Родина — Церковь.

К каждому из нас относятся слова Господа, которые Он сказал Своим апостолам: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас и поставил на это служение» (см. Ин. 15:16). Сам Господь избрал нас для того, чтобы мы были Его апостолами, Его посланниками, чтобы просвещали верой народ Божий, и это сознание значимости нашей миссии должно нас укреплять в повседневных трудах. Иногда священнику может показаться, что он несет свое служение в трудных условиях, что находится вдали от священноначалия, что никто о нем не заботится. Это, конечно, не так, потому что, прежде всего, каждый из вас является служителем Божиим. И для того, чтобы вы могли своим словом укреплять людей, каждый из вас должен духовно укрепляться через молитву, богослужение, постоянное возобновление живой связи с Богом, на которой строится наше служение. Взаимоотношения между человеком и Богом — это очень личное, и здесь у каждого священника есть свои способы, возможности выстраивать их ежедневно и ежечасно. Служение, которое нам вверил Господь, превышает человеческие силы и чтобы его нести ответственно и достойно, мы нуждаемся в благодати Божией, дарованной нам в Таинстве рукоположения, которая всегда «немощная врачует и оскудевающая восполняет», помогая нам нести возложенное на нас служение.

Господь, избирая апостолов, обращал внимание не на их человеческие таланты и способности, а, прежде всего, на простоту сердца. Он знал, что именно этим людям передаст Свою миссию, и для того, чтобы они могли ее достойно нести, им необходимо будет содействие Святого Духа. Пронести благую весть о Воскресении Христовом как раз и было задачей апостолов и тех поколений христиан, которые уже в послеапостольский век проповедовали христианскую веру. Именно трудами таких людей православное христианство дошло и до этой земли, и вы сегодня являетесь прямыми продолжателями того дела, которое совершали ученики апостолов.

В наступающем 2015 году Русская Православная Церковь и страна будут отмечать 1000-летие со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира. Являясь родоначальником Святой Руси в событии Крещения, он пригласил из Византии священнослужителей для проповеди Евангелия и пастырского служения. Говоря о значительности пастырской деятельности, следует отметить значение священника в первую очередь как совершителя Таинств, как орудия освящения, преображения и, в конце концов, обожения людей. Что же касается пастырства, то сила для самоотверженного служения священника людям черпается в его молитвенном предстоянии у престола Божия и более всего через совершение Таинства Церкви — Евхаристии, через которую мы всецело соединяемся с Богом.

Важно сказать, что и через другие средства — Таинство Исповеди, чтение Священного Писания, чтение святых отцов, чьи писания продолжают сохранять актуальность, священник никогда не чувствует себя оставленным или невостребованным. И если приходит к нам какой-то период уныния или отчаяния, то мы должны крепко молиться Господу, чтобы Он дал нам силы и уверенность, необходимую, чтобы нести наше служение. Уверенность не в себе, не в своих силах, а в том, что наша миссия для нас важна, что она возложена на нас Самим Господом, и что не только Церковь нам нужна, но и мы нужны Церкви, не только Господь нам нужен, но и мы нужны Господу. А если бы так не было, то Он не призвал бы нас и не поставил на это служение.

Сейчас некоторые молодые люди приходят в Церковь с мыслью о том, чтобы через нее получить какие-то материальные блага, и даже на духовный сан, на служение на приходе иной раз смотрят именно через призму возможных материальных благ. И, приходя на работу в церковные учреждения, задаются вопросом: «Что я буду с этого иметь, сколько мне будут платить, какие будут материальные блага?» Конечно, всякий трудящийся достоин пропитания, но никогда для служителей Церкви материальная составляющая не была главной мотивацией. Господь нам говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6.33).

Мы знаем по своему опыту, что священник, если он самоотверженно служит и трудится, если предан Церкви и отдает себя людям, то он никогда не останется, как говорится, без куска хлеба. Люди всегда приходят на помощь, и даже в самом бедном приходе священник, который достойно служит, никогда не будет оставлен. Думаю, что вы и сами это все хорошо знаете.

Наша главная мотивация в том служении, которое мы несем, должна заключаться именно в том, что мы являемся служителями Самого Христа, и продолжаем на земле то дело, которое Он здесь начал и которое потом передал Своим апостолам. И это сознание должно нас укреплять в нашем повседневном служении.

Наверное, в какие-то моменты жизни возникает порой желание покинуть этот регион, поехать куда-то, где служение может показаться более легким, более доступным, более высокооплачиваемым. Хотел бы всем вам посоветовать (если только к этому не принуждают какие-то исключительные обстоятельства) — не поддаваться этому голосу, а нести свое служение там, где Господь вас поставил, потому что там, где хорошо, много желающих нести свое служение, а где трудно — желающие нести это служение исчисляются единицами и каждый на вес золота.

Вы знаете, что наша Русская Православная Церковь многонациональная, которая живет и существует в разных регионах, но то место, та страна, где вы находитесь, в полном смысле слова может быть названа передним краем. Вы являетесь авангардом той огромной армии, которая называется Русской Православной Церковью. Вы живете и служите в неоднородном окружении, это тоже налагает определенную ответственность. Потому что, с одной стороны, независимо от обстоятельств и от окружения наша задача — свидетельствовать об истине Христовой веры, нести людям Евангелие. Но, с другой стороны, мы должны по завету Священного Писания жить в мире со всеми людьми. А для этого их надо уважать независимо от их национальности, вероисповедания. И каждый из вас, конечно, это хорошо чувствует и знает.

От священнослужителя, который несет свое служение в неоднородных условиях, требуется особая деликатность. Никогда не поступаясь истиной Христовой, мы должны являть всем ту любовь, которую Сам Христос являл людям. Никогда Господь не требовал от людей, которым оказывал милость, которым проповедовал и которых исцелял, чтобы они соответствовали всем критериям добродетели и нравственности. Он со всей открытостью относился к каждому человеку, и мы должны быть открыты каждому человеку.

Пусть Сам Господь через нас просвещает светом Своей истины и веры тех людей, с которыми мы соприкасаемся. Мы должны помнить о том, что наши человеческие силы и возможности лимитированы, но у Господа возможности безграничны. И если мы в своем служении будем достаточно открытыми к тому, что Господь хочет нам послать или сказать, то через нас Сам Бог будет говорить с людьми, будет действовать среди людей, и это самое лучшее, что мы можем совершить в нашей жизни — открыться Господу, чтобы через нас Господь совершал Свои чудеса и просвещал людей.

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н О Е   С Л О В О

Мы вступаем в новый 2015 год. Подводя итоги уходящего года, мы просим у Господа не помянуть грехов и беззаконий наших, совершенных в минувшем году. Просим, чтобы Он благословил наш жизненный путь, путь Церкви Христовой, путь каждого из нас в новом 2015 году. Мы уповаем на милость, благословение и помощь Божию, которых ожидаем от Господа и в новом году.

Вступая в новый год, мы просим, чтобы Господь благословил Отечество наше, просим у Отца Небесного мира и благополучия, особенно для жителей Украины. Мы просим, чтобы Господь благословил Святую Церковь единством и миром, чтобы благословил труды каждого из нас, совершаемые во славу Божию, на благо Церкви Христовой, на благо, духовную пользу и утешение православных верующих.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.