Выступление в рамках секционной работы I Кемеровского форума Всемирного русского народного собора

Уважаемое высокое собрание, всечестные отцы, дорогие гости, братья и сестры!

В сегодняшний день рад приветствовать всех Вас на секционной площадке регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, работа которого проходит в нескольких образовательных учреждениях г. Кемерово, в том числе под сводами родного для меня высшего учебного заведения Кузбасского Государственного технического университета. В этих стенах в мае прошедшего года мы с Вами проводили Учредительное собрание настоящей дискуссионной площадки, и тогда нами было принято соборное решение о том, что в промышленном регионе в первую очередь мы должны обратить внимание на улучшение качества жизни «человека труда». Именно это и способствовало формированию темы Первого Кемеровского Форума: «Человек труда: духовно-нравственное воспитание и профессиональное призвание, гражданская позиция, роль в обществе».

Для Кузбасса такие обсуждения представляются очень важными и необходимыми. На территории одного из самых крупных угольных месторождений мира, которым является Кемеровская область, успешно осваивается огромный спектр деятельности в промышленном комплексе. В регионе профессионально осуществляют добычу и переработку каменного угля, железной руды, развивают металлургию, стройиндустрию, химические производства и машиностроение. Труд наших сограждан подчас сопряжен с героическими личными усилиями и жертвенным служением Отечеству.

В этой связи нам представляется важным отметить жизнедеятельность человека в двух необходимых и важных аспектах: материальном и духовном. Не принижая материального благосостояния, мне бы хотелось озвучить некоторые размышления, касающиеся, быть может, более важного – духовного измерения человеческой личности. Почему более важного? Потому что если тот или иной гражданин страны преисполнен внутреннего несовершенства, если он порочен, то он опасен для всего человеческого сообщества. И в этих обстоятельствах результаты усилий и благополучия преступника в среде окружающих отходят на периферию и не представляют ценности для тех, кто в своей повседневности сталкивается с опасным человеком. Таким образом, вопрос воспитания и сохранения духовно-нравственного климата является твердым основанием жизнеспособного развития гражданского общества.

Переходя к основной части выступления, мне бы хотелось, во-первых, сосредоточить Ваше внимание на официальной позиции Русской Православной Церкви, отраженной в документе Основы социальной концепции, и посвященной разделу «Труд и его плоды», поразмышлять о проблемах этического характера, нарушениях прав в конкурентных условиях развития рынка труда. Во-вторых, для экспертного сообщества и участников дискуссии мной будут озвучены вполне конкретные предложения от Кузбасской митрополии по укреплению стабильности в регионе, на которую влияет в значительной степени внутреннее состояние человека и его духовная жизнь.

С самых первых страниц древнейшей книги Библии — Господь обращает наше внимание на то, что труд являлся всегда частью человеческой жизни. И созданные Богом люди возделывали данную им землю (Быт. 2. 15). В этом творческом устремлении раскрывается богоподобие человеческой личности.   О необходимости ежедневного труда говорится в духовно-нравственном законе, который изложен в десяти заповедях пророка Моисея: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20. 8-10). В христианской традиции с апостольских времен днем, свободным от труда, стал первый день седмицы — день Воскресения Христова.

Какие нравственные проблемы или испытания могут возникать в трудовой деятельности человека?

Справедливо отметь, что с одной стороны, действительно, усовершенствование способов или облегчение труда способствует улучшению материального благополучия людей. Однако если из этого, казалось бы, благого устремления отрицается идея абсолютной справедливости, если из системы координат исключается Бог, а вместо Бога поставляется фактор материального благополучия, то непомерное стяжательство создает из человека — существо похожее на зверя, для которого этой абсолютной ценностью является только служение мамоне. Подобная философия жизни и так называемые «достижения цивилизации» непременно удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Быть может для внешних к Церкви людей, приведенные мной рассуждения, покажутся оторванными от реальности, абстрагированными или виртуальными. Однако историческая и современная реальность свидетельствует, что если человек или общество следует вышеприведенному сценарию, то предприятие всегда заканчивалось трагически. Чтобы не быть голословным приведу два примера из человеческой истории – это осуществление строительства Вавилонской башни, когда люди древнейшей цивилизации вознамерились сами возвысится до уровня Бога и сделать «себе имя». Второй пример уже нашей отечественной истории, когда народ решил сам устроить «светлое будущее», без Бога. Последний опыт как мы помним, завершился распадом Советского союза, поставившим под реальную угрозу существование всей страны.

Есть и другие опасности, о которых более подробно сегодня скажут представители бизнес сообщества. Кратко отмечу, что современный рынок труда чаще всего устроен так, что способствует узурпации потенциальных возможностей малого и среднего бизнеса готового включаться в важнейшие социальные и культурные общественные программы по улучшению уровня жизни соотечественников. Это также очень опасный путь. Достаточно вспомнить о братской страждущей Украине, где братоубийственные столкновения проходят в угоду преступным планам олигархов. Для них, видимо, понятия патриотизма даже при этнической идентичности с проживающим в стране населением – либо не существует, либо до такой степени искажено, что они не ведают, что творят. Напротив, люди из среды малого и среднего предпринимательского звена готовы адаптировать свои средства на программы развития городов, поселков, участвовать в благотворительных акциях. Для большинства из них не утрачивается ответственное отношение к своему делу. Уверен, что для православных экспертов в рамках сегодняшнего заседания нужно обдумать и ясно сформулировать для всех соборян предложения по минимизации данной проблемы.

Хотел бы особо подчеркнуть, что с христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным только тогда, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Если же труд направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти, то он перестает быть Богоугодным.

С удовлетворением свидетельствуем, что из присутствующих сегодня людей есть немало тех руководителей и предпринимателей, кто счел необходимым помогать спортивным коллективам, детским домам и Русской Православной Церкви в лице Кузбасской митрополии. Человек, имеющий способность отдавать лепту от своего труда исполняет заповедь: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17).

Теперь позвольте от вероучительного контекста и исторических параллелей перейти к конкретным предложениям Кузбасской митрополии, которые на наш взгляд улучшат духовную составляющую качества жизни «человека труда». Речь пойдет не только о людях вступивших на поприще трудовой деятельности, но и о их завтрашних преемниках ныне трудящихся, то есть подрастающем поколении:

  1. На прошедших в январе месяце XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях: «князь Владимир цивилзационный выбор Руси» — Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл часть своего доклада посвятил образовательным программам, которые включали бы в себя модуль Основ религиозной культуры и светской этики в течение всего времени обучения ребенка в общеобразовательной школе. Почему, на мой взгляд, важно сказать об этом призыве Предстоятеля в этой аудитории? потому что сегодняшние школьники – это завтрашние труженики предприятий. И если мы будем стремиться восполнять культурологической дисциплиной воспитательные прорехи современной системы образования, то и труд будущих специалистов будет более качественным и плодотворным.
  2. Необходимо поддерживать и развивать сотрудничество с организациями и предприятиями по вопросу обустройства и содержания молитвенных помещений. Это важно потому что многие труженики переступая порог храма, молитвенной комнаты — имеют возможность удовлетворить свои духовные потребности, призвав благословение Господне на труды. Милостью Божией, заботой руководства региона у нас действует таких храмов не мало. С радостью свидетельствую, что после визита нашего Первосвятителя в августе 2013 года — на угольном разрезе «Березовский» (Прокопьевского района) на месте, где Патриарх освятил закладной камень в основание церковного здания — в прошедшем 2014 году был построен и освящен благолепный храм в честь небесной покровительницы горняков – святой великомученицы Варвары. Это тот образцовый пример, который призывает всех нас и впредь следовать замечательной традиции храмостроительства в местах, где несут свои нелегкие труды труженики горнодобывающей промышленности.
  3. Ну и наконец, мне бы хотелось более подробно акцентировать Ваше внимание на программе храмостроительной деятельности в Кузбасском регионе, что также имеет самое непосредственное отношение к теме «человек труда», ведь люди приходящие в храм являются преимущественно тружениками разных профессий. Согласно статистическим сведениям более 80 % жителей нашей малой родины – это члены Святой Православной Церкви. Безусловно, степень их воцерковления разная, но сами жители городов, районов, поселений Кузнецкого края считают себя в подавляющем большинстве православными. Зададим себе вопрос – а достаточно ли имеющихся церковных зданий для того, чтобы каждый человек имел возможность при желании в течение 10-15 минут дойти до ближайшего храма? Конечно нет. У людей, входящих в лагерь критикующих данную инициативу, сложился стереотип, что сейчас много храмов и больше они не нужны. Но это именно стереотип, навеянный тем непростым временем ушедшей советской эпохи, когда человек едва ли мог проявить свою религиозность. Для сравнения мне бы хотелось привести Вам совершенно конкретные статистические цифры посещаемых населением учреждений, которые с точки зрения социальной востребованности несут не менее полезную нагрузку, чем храм.

Количество объектов общественного питания в г. Кемерово в 2014 году, предоставленных Управлением потребительского рынка Администрации города Кемерово:

  • Общее число составляет 626: (хотя в каждой квартире есть еще и свой холодильник и место для питания!)

215 кафе

237 закусочных

141 бар

33 ресторана

  • Количество больниц и соц. учреждений по сведениям, предоставленных Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области:

57 из них 34 больницы (с многочисленными корпусами!!!) и 23 учреждения соц. профиля (детские дома, дома для инвалидов и престарелых). Здесь обратите внимание, что храм – это такая же лечебница, как и больница, но духовная! Поэтому и статистика в количестве может быть примерно равной! То есть и храмов в столице Кузбасса требуется не менее 55! Отсюда и расчет: один храм на 10.000 жителей!

  • Количество Образовательных учреждений:

В 2014 году в муниципальной системе образования — 270 образовательных учреждений, в том числе:

  • дошкольных образовательных учреждений — 170,
  • общеобразовательных учреждений –70;
  • вечерних (сменных) школ – 4;
  • учреждений дополнительного образования – 15;
  • специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии –7;
  • детских домов – 4.

Всего в этих образовательных учреждениях обучаются и воспитываются 77924 человек, в том числе:

26 651 дошкольников;

50284 школьников, из них обучаются по вечерней форме обучения –1573 человек;

989 чел.- в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях;

Если эти цифры привести к общему знаменателю в общеобразовательной системе (по школам), то количество обучающихся школьников составит 680 человек на одну школу.

Какое сопоставление было бы органичным в соотношении количества православных храмов с численностью населения? Экспертные расчеты специалистов помогли дать объективный ответ на данный вопрос. Действующих церковных зданий, располагающихся в шаговой доступности от жилых массивов, должно быть в соотношении 1 храм на 10000 чел. Именно поэтому программы строительства храмов по благословению Священноначалия осуществляются во всех епархиях Русской Православной Церкви, начиная от Москвы и заканчивая дальним Востоком. В рамках визита Предстоятеля Церкви в Кузбасс в 2013году – Патриарх Кирилл освятил десять закладных камней в основание храмов, которые воблаговремении должны быть воздвигнуты в г. Кемерово. Хотелось бы сегодня обратиться ко всем Вам с предложением о потенциальном сотрудничестве в этом важном для всех нас вопросе. Строительство православных храмов будет способствовать благоукрашению храма души доброго жертвователя.

Благодарю всех Вас за внимание!!!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.