Доклад на встрече с ректорами кемеровских вузов

Уважаемые ректоры кемеровских вузов!

Прежде всего, я хочу сердечно приветствовать вас. Рад возможности встретиться с вами, рассказать о том, какими нам видятся перспективы взаимодействия со светскими высшим образованием и наукой. Надеюсь на содержательный обмен мнениями.

Перед Церковью и высшими образовательными учреждениями стоит много задач, требующих совместного решения, в деятельности Церкви и науки немало сфер взаимодействия, которые необходимо поддерживать и развивать. Ушли в прошлое те времена, когда религия и научное знание жестко противопоставлялись друг другу. Всем известны имена великих ученых и первооткрывателей, глубоко веривших в Бога. Ректоры высших учебных заведений, готовящие специалистов различных направлений, призваны заботиться не только о качестве знаний, получаемых нашей молодежью, но и об их воспитании, о той нравственной составляющей, которая должна быть стержнем любого человека.

Наиболее актуальные задачи и цели следующие: воспитание молодежи, формирование патриотизма. Патриотизм — это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. Для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ — но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.

Мы уверены, что патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей родине, к своей Церкви и ее святыням, любви, по слову поэта, к родному пепелищу и отеческим гробам. Убежден: живя в России, нужно дорожить тем, что у нас есть, что досталось благодаря вере и трудам наших предков.

На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. Нам следует прекратить сравнивать себя с другими; не надо никого догонять и перегонять. У нас своя жизнь, и мы должны ее прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками. Наверное, это и есть настоящий патриотизм. Задача духовно-нравственного воспитания объединяет Церковь и руководителей вузов Кемеровской области — интеллектуальную элиту нашего региона.

Что такое Высшее учебное заведение или университет по своей первоначальной идее? Это заведение, которое вводит человека в универсальный объем знаний, приобщает к культуре и науке в различных ее областях.

Можно ли представить себе «образованного» физика, не знакомого с теорией относительности? Или биолога, ничего не знающего об эволюции? Равным образом и человек, который окончил вуз естественнонаучного профиля и при этом получил хотя бы самые общие представления о философии, обществознании, истории культур, но который ничего не знает о религиозной традиции, о христианской мысли и культуре, вряд ли может считаться образованным человеком.

Вопреки предсказаниям, которые звучали в минувшем веке, значимость религии для современного человека не снижается с ростом научного знания, с развитием технологий и открытием новых горизонтов в познании и практической деятельности. Потому что религия отвечает на очень важные, предельные вопросы человеческого существования в этом мире, и те ответы, которые она дает, находятся в иной плоскости по сравнению с достижениями научно-технического прогресса.

Ситуация в современном мире чревата общественными конфликтами. В эти конфликты особенно стараются втянуть молодежь. В чем причина этих конфликтов? Думается, что одной из главных причин является невежество — то есть отсутствие адекватного знания о религии, о христианской традиции, о Церкви в нашем обществе. И в его образованной части в том числе. Поэтому нам нужно, чтобы в рамках высшего образования присутствовал общеобразовательный религиозный или теологический компонент.

Что в данном случае понимается? Можно выделить два аспекта этого компонента. Первый аспект — это сообщение самых общих знаний о христианстве, о православной традиции, в том числе русской, о Церкви как особом религиозном феномене, несводимом к иным областям человеческой жизни и деятельности. Если такого рода знания не будут доступны молодым людям, получающим высшее образование, в будущем мы будем иметь дело либо с невежественными и религиозными фантазерами, каждый из которых придумывает себе свою собственную веру и религию.

Второй аспект касается именно культурного измерения христианской традиции. Христианство является одним из фундаментов европейской культуры и, в частности, одним из источников новоевропейской науки.

Главная мысль заключается в следующем. Знание о христианской традиции, о религиозном способе мышления, о культурном измерении христианства необходимо для полноценного приобщения к культуре вообще, к европейскому культурному наследию. Секуляризованный, то есть усеченный, взгляд на культуру создает искаженное представление об истории и современном состоянии того мира, в котором мы живем.

Это прежде всего восполнение того культурного наследия, вводить в который университет призван. Это возвращение в культуру и образование той религиозной, христианской составляющей, которая в прошлом была насильственно изъята из отечественного университета.

Какими могут быть направления работы? Во-первых, это учебный компонент, то есть факультативные курсы обзорного характера по истории Церкви, ее вероучению, а также курсы, посвященные интеллектуальной христианской традиции в жанре «истории идей» и вкладу христианства в культуру — европейскую, но прежде всего российскую. Во-вторых, это такой компонент, который можно назвать дискуссионным. Прежде всего, это семинары, посвященные общей теме «Наука и религия».

Хочу особо сказать о диалоге Церкви и науки. В последние годы во многих университетах и вузах нашей страны открылись кафедры или отделения теологии. Это очень важное явление. Классическая идея университета подразумевает, что он является оплотом национальной культуры. Именно в Университете идет работа по ее сохранению, развитию и передаче из поколения в поколение. В нем формируется культурная и интеллектуальная элита страны.

Университет призван отражать многообразие культуры, которая соединяет в себе различные аспекты общественной жизни — науку, философию, политику, искусство, право и — в том числе — религию. В этом смысле появление теологии является закономерным процессом восстановления целостного культурного поля нации, становится важным культуроформирующим фактором.

В наше время теология включена в реестр университетских специальностей. Многие университеты уже воспользовались этой возможностью и создали в своих стенах кафедры теологии, разрабатывают совместно с православными университетами магистерские модули по теологии.

Там, где кафедры теологии уже созданы и функционирует, наблюдается существенное повышение духовно-нравственного уровня учащихся. Каждая такая кафедра не только становится научным центром, но и выполняет воспитательные функции, столь необходимые в наше непростое время.

Современная наука, как правило, практикует только один, особый способ познания реальности: она изучает объективные, «внешние» законы, определяющие бытие природы, человека и общества. То есть современная наука отчуждена от внутреннего жизненного мира отдельного человека с его духовными поисками и нравственными проблемами.

Религия, наоборот, занимается человеком и миром во всем их многообразии и в их взаимоотношении с Богом. Религия занимается духовным миром человека, а поэтому и само мироздание воспринимает не как безличный космос, а как жизненное пространство человека, как то «жилище», которое даровано человеку Богом для того, чтобы внутри этого пространства он совершенствовал свою душу.

Религиозное знание и научное знание находятся в разных познавательных пространствах. Где же встречаются и пересекаются наука и религия? Прежде всего — во внутреннем мире человека, в его сознании, когда он задумывается о вопросах мировоззренческого характера, о смысле и цели своей жизни, о нравственных ценностях. Но также и в общественном сознании, то есть в общем культурном пространстве, когда обсуждаются вопросы мировоззрения, этики, духовного призвания человека. В обоих случаях религия и наука принципиально не являются антагонистами — они могут и должны взаимно дополнять друг друга, пребывая в рамках своих компетенций.

Сегодня мы должны общими усилиями создавать пространство для диалога — между наукой и религией, между различными областями знания и между людьми, придерживающимися разных мировоззренческих позиций.

Профессионал сегодня — это не хранитель данных, напичканный информацией, а человек, обладающий навыками решения сложных задач, творчески активный человек, ориентированный на самосовершенствование.

Специалист будущего — это человек, способный к социальной коммуникации, который может эффективно, мотивированно и ответственно работать в коллективе. Готовность к решению сложных задач и высокая степень креативности с необходимостью предполагают высокий культурный уровень и широкую эрудицию специалиста.

Развитие гражданственности, гражданского самосознания, патриотизма, нравственности и социальной ответственности невозможны без опоры на традиции, но с необходимостью ее предполагают.

Сфера образования и науки — это не только пространство знаний. Это, прежде всего, среда формирования личности, профессионала, гражданина. В процессе образования нравственная составляющая, с нашей церковной точки зрения, не менее важна, чем составляющая интеллектуальная, направленная на приобретение того или иного количества знаний.

На современном периоде, когда идет постоянно информационная война, школы, университеты и другие учебные заведения должны создавать необходимые условия для духовно-нравственного формирования личности, должны воспитывать людей, а не просто давать им некую сумму знаний. Наша задача заключается в том, чтобы воспитать гражданина, который чувствует себя ответственным за себя, за свою семью, за свою страну. И эту огромную задачу мы можем решить только общими усилиями.

Образование соединяет в себе традицию и инновацию. С одной стороны, оно укоренено в опыте прошлых поколений, который находит свое выражение в культуре, в том числе и духовной. С другой — образовательный процесс ориентирован на развитие этого опыта, его постоянное преобразование и пополнение.

Экономический и технологический успех Западной Европы, Японии, а в последнее время и Китая во многом обусловлен гармоничным сочетанием верности культурной традиции и открытости к инновациям. Для Церкви же традиция является ключевым понятием, которое мы выражаем русским словом Предание.

Распространение христианской проповеди, образования и культуры содействовало национальному и культурному самоопределению многих народов мира. Церковные школы воспитывали национальных просветителей, историков, писателей, ученых. Вокруг церковных или воскресных школ формировались первые университеты и высшие учебные заведения. (Например, МГУ, МГИМО, МПДА вышли из стен Славяно-Греко-Латинской Академии, основанной братьями-монахами Лихудами).

Христианская культура служила питательной средой для образования и воспитания. Многие теоретики образования черпали в ней вдохновение. Например, Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог XIX века, которого считают основателем современной отечественной педагогики — был глубоко верующим человеком. «Всякое европейское общественное воспитание, — писал он, — если захочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским, потому что христианство есть один из главнейших элементов образования».

Потенциал Православия исключительно значим для нашей страны. И дело не только в том, что Православная Церковь является историческим пестуном российской государственности, духовно и культурно сформировавшим идентичность нашей страны. Церковь и сегодня является живым примером сообщества, гармонично объединяющего людей самых разных профессий и социальных слоев, хранящего традиции социальной ответственности, духовности и высокой нравственности. Сегодня Церковь во взаимодействии со всеми традиционными религиoзными конфессиями открыта к широкому общественному диалогу и взаимодействию. Она готова также и к сотрудничеству в сфере воспитательной работы в вузах.

Одним из очень чувствительных вопросов является вопрос межэтнических и межрелигиозных отношений. Как можно воспитать доброе отношение к мусульманину со стороны православного? На основании христианской традиции, на основании того, чему учили Христос, святые апостолы, учителя Церкви, святые отцы, на основании того предания, той традиции, которую Церковь несет в себе. Тогда доброе отношение верующего православного человека к мусульманину, иудею или буддисту, представителю какой-то другой религии опирается на очень мощную систему аргументации, которая входит в его мировоззрение.

Добрым можно быть, только если доброта в сердце; а любовь и доброта — это и есть параметры человеческого счастья. Они формируют крепкие семьи, добрые отношения между родителями и детьми; они формируют тот благодатный мир, в котором личность может воспитываться без всякого риска попасть в рабство ложным и опасным идеям. И мы глубоко убеждены в том, что воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью. Потому что крепкие нравственные устои формируют такие великие сильные чувства, как любовь и доброта, или, по крайней мере, поддерживают эти чувства и не дают им разрушиться.

Задача подготовки будущих специалистов исключительно ответственна. Она касается всего российского общества. Поэтому разумным представляется широкое общественное взаимодействие и общественная дискуссия с целью нахождения наилучших форм воспитательной работы.

Имеются примеры доброго, уважительного сотрудничества Церкви и вузовского сообщества. Это кафедры и отделения теологии в вузах, домовые университетские храмы, междисциплинарные центры, студенческие добровольческие инициативы. Все эти начинания следует развивать и поддерживать.

В то же время теология не может быть совершенно оторвана от опыта человека. Когда некоторые люди говорят: «Я имею Бога в своей душе, но в Церковь не хожу, обряды не исполняю, потому что считаю это совсем ненужным», — я отвечаю на это, что религия предполагает не только теоретическое знание, но и практику. Как невозможно овладеть горными специальностями, ни разу не побывав в горах, как невозможно овладеть военным делом, ни разу не пройдя строевым шагом, не разобрав и не собрав автомат Калашникова и не надев военную форму, точно так же невозможно в полной мере овладеть богословием или теологией, если человек не практикует, как сегодня говорят, ту или иную религиозную традицию, если он не является, например, практикующим христианином.

+ + +

Наша задача заключается в том, чтобы, несмотря на все различия между сферой церковной и сферой современного естествознания, обозначить общее пространство, которое может эти сферы объединять, то есть пространство взаимопонимания и плодотворного сотрудничества. Благодаря своевременной инициативе Губернатора Тулеева А.Г., мы во всех ВУЗах создали домовые храмы или часовни, где преподаватели и студенты имеют возможность, встречаясь со священником, удовлетворять духовные вопросы, получать ответы на «вечные вопросы».

Очень часто люди узнают о Церкви из средств массовой информации, а СМИ, как известно, «заточены» на всякого рода негатив, потому что позитив не воспринимается публикой с должным интересом. Поэтому, когда происходит какое-то чрезвычайное происшествие или скандал, которым тем или иным образом затронуты представители Церкви, средства массовой информации старательно смакуют подробности. А весь огромный позитив, который несет Церковь на протяжении многих веков миллионам людей, часто остается за скобками. Очень многие люди не только не слышат, но и не знают о той работе, которую сегодня ведет Церковь.

В настоящее время очень многие получают высшее образование, в нашей стране становится все больше людей, компетентных в самых разных отраслях человеческого знания. Но при этом одним из признаков нашего общества остается невежество в религиозной сфере.

Так, я знал людей, которые на протяжении двадцати лет общались с приснопамятным Патриархом Алексием II и при этом так и не научились правильно произносить его имя и до сих пор называют его Патриархом Алéксием. Много есть и других подобных примеров: люди не могут отличить архимандрита от архиепископа, путаются в самых элементарных вещах, что у нас, служителей Церкви, не может не вызывать улыбку. Происходит это чаще всего оттого, что люди в свое время не получили базовые знания в религиозной области. Сегодня же существуют возможности получить такие знания.

Говоря об организации плодотворного сотрудничества, мы не пытаемся обратить студентов в православную веру, тем более, обратить тех людей, которые принадлежат к иным религиям. Наша задача — восполнить пробел, который образовался в результате насильственного насаждения атеизма в обществе и искусственного изъятия религиозной тематики из университетской и академической среды, изгнания Церкви из общественной жизни.

Мы выражаем надежду, что подобные встречи с ректорами вузов в начале учебного года станут традиционными. Приглашаем руководителей вузов со студентами принять участие в праздниках дня святой Татьяны, дня православной молодежи 15.02 (праздник Сретения Господня!), святой великомученицы Варвары (особенно студентов горных специальностей!).

Желаем руководству и преподавательскому составу вузов помощи Божией в их служении, воспитании ученых и специалистов на благо развития нашей страны.

(О мерах профилактики экстремистских и псевдорелигиозных взглядов)

В настоящее время серьезной проблемой для общественной жизни является распространение псевдорелигиозных и экстремистских настроений. Подобные тревожные тенденции наблюдаются и в среде молодежи. 16.09.2015г. сотрудником Кемеровского епархиального управления было принято участие в онлайн-совещании членов Общественной палаты РФ с региональными одноименными площадками. Тема обсуждений: «Противодействие вербовщикам «Исламского государства» на территории Российской Федерации». Согласно предоставленным сведениям — из числа граждан нашей страны более 2000 человек осуществляет военные действия на стороне так называемого «Исламского государства». Как правило, вербовка людей происходит через социальные сети. Средний возраст россиян, привлеченных на сторону террористической организации, составляет 23 года. Таким образом, студенческая молодежь стоит в группе риска по возможному их привлечению в число новых сторонников ИГИЛ, либо иные террористические группировки.

Неслучайно, как известно, сейчас на самом высоком церковно-государственном уровне обсуждаются вопросы по противодействию террористическим угрозам, и проводится соответствующая масштабная работа.

В качестве профилактических мер считаю, что важно обратить внимание на следующее:

  • Необходимо продолжить конструктивное сотрудничество в рамках соглашения между Кемеровской епархией Русской Православной Церкви и высшими образовательными учреждениями области — по улучшению духовно-нравственного климата среди студенчества, что позволит минимизировать распространение искаженных и ложных философских, а также религиозных взглядов.

Православная вера — это фундамент, на котором должно строиться высоконравственное современное общество. Основные смыслы, будущее не только Кузбасса, но и всей страны, определяются, прежде всего, молодежью, тем — какой выбор она сделает сегодня.

Отдел религиозного образования и катехизации и Волонтерский центр Кемеровской епархии вносят предложение по профилактике деструктивных и террористических угроз в студенческой среде, что, несомненно, является актуальной темой, учитывая поступающие сигналы из СМИ – о попытках вербовки молодых людей в ряды незаконных псевдорелигиозных военных формирований. Для этого предлагаем:

  1. Провести ряд встреч представителей РПЦ, мусульман, представителей студенческих советов ВУЗов Кемеровской области со студентами и общественностью области в период с 1 ноября 2015 года по 1 июня 2016 года. На тему: «Духовное единство народов России».
  2. В период с 1 ноября 2015 года по 1 июня 2016 года организовать ряд выставок на территории ВУЗов Кемеровской области, для развития патриотизма среди молодежи. Предлагаются следующие экспозиции:
  • Остров Даманский – остров героизма Кузбассовцев;
  • святые Земли Кузнецкой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.