Cлово на пленарном заседании V Межрегиональных историко-краеведческих чтений «Православно-художественное краеведение на земле Сибирской»

Уважаемые литераторы Кузбасса! Дорогие участники Форума, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствуем на Форуме литераторов Кузбасса в столице шахтерского края! В нашей стране культурное единение нации — фактор, куда более значимый и долгосрочный, чем любые политические конструкции или экономические показатели. Задача общества и государства сегодня заключается в раскрытии потенциала нашей культуры и направлении ее энергии на созидание будущего.

Россия — это поликультурное пространство и многонациональная страна, но с этнической и религиозной доминантой. Поэтому, конечно, русская этническая и православная религиозная доминанты определяют очень многое в жизни нашего общества и исторически, и с точки зрения будущего нашей страны.

В России на литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития личности. Наши предшественники понимали, что родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность. Ведь народ — это общность людей, но не только живущих, но и общность поколений настоящих и прошедших. Понятие «народ» объединяет людей как по горизонтали — ныне живущих, так и по исторической вертикали.

При этом, мы прекрасно понимаем, что живем в демократическом обществе, где многообразие является нормой и даже условием мирного сосуществования различных этнических, религиозных, гражданских, профессиональных, социальных групп и сообществ. Те правила социального общежития, культурного события различных общностей возможны при условии, когда все мы объединены гражданской идентичностью, когда мы ощущаем себя гражданами единой страны — Российской Федерации — поскольку именно из нашего гражданства проистекают все наши возможности и все наши права.

Эта концепция лежит и в основе нашего национального развития, и в основе сотрудничества между сферой культуры и религиозной сферой. Наши религиозные традиции сегодня активно взаимодействуют, ибо мы все понимаем, что перед нами и общие задачи, и общие вызовы. И та угроза терроризма, которая сегодня существует, заставляет представителей разных религиозных традиций особым образом сплачиваться, потому что мы должны понимать, что эта угроза не только внешняя, но и внутренняя. И борьба должна вестись не только на поле брани, но и за сердца и умы людей, что позволит нам предотвратить терроризм на нашей собственной территории. В этом плане, так же как и во многих других аспектах социальной, общественной жизни, взаимодействие между сферой культуры и религиозной сферой мне кажется значимым и востребованным в современном обществе.

Когда совместно мы реализуем проекты, такие как, например, Дни русской книги, Пасхальный фестиваль духовной музыки — все это мы делаем, понимая, что перед нами стоят и общие задачи, и общие цели.

У государства и у традиционных религиозных организаций есть общее пространство задач, ответственности и даже в какой-то степени миссии перед согражданами, перед паствой, перед теми людьми, которые верят. И вера, в данном случае, может рассматриваться, как с точки зрения религиозного миропонимания, и как доверие государству.

Когда мы говорим о терроризме, то прекрасно понимаем, что бороться с террористом, который уже пришел с поясом шахида или с гранатой, или с каким-то взрывным устройством, оружием, должны силовые ведомства. Это пресечение террористического акта. Но его профилактика, создание условий для того, чтобы не было питательной почвы для террористической среды, это, безусловно, общая задача и государства, и общества, и, конечно, религиозных организаций. В этом отношении у Русской Православной Церкви очень большой исторический опыт совместного решения с государством таких вопросов.

Культура есть причастное «культу» по генезису образование, находя в культуре религиозное происхождение. Значение и достоинство (аксиология) культуры — как явления и отрасли, которая должна содержать в себе цивилизационные и религиозные ценности, является ключевым условием эффективности борьбы с террористической или экстремистской идеей, потому что террорист — это, прежде всего, тот, кто в свою душу впустил террористическую идею, предполагая, что путем насилия можно достичь какого-то им понимаемого мира, религиозного, квазирелигиозного, как угодно.

Эта профилактика нужна для того, чтобы люди умели отличать подлинную религиозность от различных явлений, которые совершаются под религиозными лозунгами. По религиозным мотивам не могут совершаться никакие преступления. По религиозным мотивам могут совершаться только добрые дела. Все зло, которое существует в мире, по своей природе антирелигиозно.

Очень важно, чтобы мы совместно вели эту работу, разъясняя людям, что религия не может приносить вред, что она приносит людям только добро, только красоту и свет. Здесь широкое поле для нашего взаимодействия с представителями иных религиозных конфессий.

Нельзя религиозным мотивом оправдывать какие-то криминальные действия. Точно так же нельзя этническим фактором оправдать криминал. В нашей многонациональной стране мы очень быстро переходим к попытке найти какого-то врага. Например, случилась бытовая ссора, муж с женой поссорился. Один — русский, другая — татарка. Это что, межнациональный конфликт? Или определение «исламские террористы?» Уже давно есть понимание и договоренность в общественном пространстве, что террористические или криминальные события мы не маркируем религиозной или национальной принадлежностью. В нашем полиэтническом, поликонфессиональном обществе это приведет только к дестабилизации.

Нам видится, что на примере нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина мы можем говорить о русском человеке, который вобрал в себя самые разные культуры. В произведении «Пушкинская речь» глубоко и точно Достоевский Ф.М. характеризует понятие «русская идея». Он пишет, что это не идея какой-то собственной исключительности, а прежде всего, это идея и способности вбирать в себя все многообразие культур.

Пушкин удивительным образом сочетал в себе собственную внутреннюю глубокую религиозность и принадлежность к православной вере с открытостью к другим религиозным традициям и культуре. Полагаем, это то, что определяет своеобразие и нашей культуры, и нашей религиозной традиции.

Россия действительно страна, где есть некий культурный тренд и доминирующая религиозная традиция, которые мы можем проследить, по крайней мере, от времен святого князя Владимира. Мы говорим о России как о православной стране, но при этом мы говорим о ней как о доме, где на протяжении многих веков мирно и дружно сосуществуют во взаимном доверии и согласии представители и разных религиозных традиций, и люди, которые исповедуют разные мировоззренческие установки. Именно это мы должны продолжать созидать совместными усилиями, особо обращая внимание государства, в том числе и в сфере культуры.

В этом году мы отмечаем 1000-летие русского присутствия на Афоне. Этим мероприятием, нашими традиционными историко-краеведческими Чтениями мы открываем программу многих мероприятий, которые состоятся в Кузбассе. Потому что событие, которое мы в этом году празднуем, имеет очень большое значение для истории нашей страны и всей исторической Руси, имеет огромное значение для духовного становления нашего народа, потому что одним из истоков русского Православия был Афон… И мы знаем, что первые иноки, поселившиеся в Киеве и не только в Киеве, это были афонские монахи — русские люди, но прошедшие искус на Афонской Горе, впитавшие афонскую монастырскую традицию и передавшие эту традицию нашему народу.

Афонское монашество всегда было образцом и идеалом для русского монашества. Основатели русского монашества, создавая свои обители, перенимали афонские уставы, словно зажигая свои свечи от афонской лампады. Русское монашество с первых дней своего существования и до нашего времени неразрывно связано со Святой Горой. Значение Афона с точки зрения духовной жизни переоценить нельзя. Русь видела для себя образец в Византии, а для русских монахов самым главным ориентиром в организации монашеской жизни, конечно же, был Афон. Здесь они черпали опыт иноческого делания. Афон дал импульс для развития русского монашества в домонгольский период истории Киевской Руси; Афон стоял у истоков возрождения русского общежительного монашества в эпоху Московской Руси. На рубеже XVIII и XIX веков вновь пришло духовное просвещение со Святой Горы в лице преподобного старца Паисия (Величковского). И в настоящее время, когда возрождается церковная жизнь на Руси, живой духовный опыт Афона становится вновь востребованным.

В чем состоит миссия Афона в современном мире? От Афона не нужно ожидать никакой словесной проповеди, нужно просто прийти туда, смотреть и назидаться. Люди, живущие в миру, подвержены действию суеты. Когда мы приезжаем на Афон, то видим, что здесь все по-другому. Здесь все гармонично совершается, все устроено богоугодно, все подчинено определенному распорядку — молитва, труд, отдых. Афон проповедует без слов. Поэтому в каждый приезд черпаем для себя пользу; мы видим, как настроить нам свою жизнь, даже церковную жизнь. Православные миряне во время паломничества по Афону, когда окунаются в эту афонскую действительность, приобретают огромную пользу; они ощущают благодать от той повседневной монастырской жизни, участниками которой стали на несколько дней.

Призвание служения Афона миру состоит в том, чтобы показывать пример, быть образцом для православных христиан, живущих в миру. Афон является для нас эталоном духовной жизни. Люди, которые приходят подвизаться на Афон, они приходят искать Царствия Божия. Здесь обретают они мир, покой, очищение своих душ; достигнув этого, они потом приносят пользу и другим, которые приезжают сюда. Поэтому Афон являет для нас огромный пример в духовной жизни.

Не так давно отмечалось историческое событие 1000-летие Крещения Руси. Крещение Руси — это было важное празднование более для мирских людей, которые впервые после безбожной эпохи осознали свою причастность к 1000-летнему духовному наследию русского Православия. Многие впервые увидели и осознали, что есть другая жизнь, жизнь в Церкви, жизнь с Богом. 1000-летие русского монашества на Афоне, на наш взгляд, предлагает всем более глубокие смыслы, которые побуждает церковных людей, не только монашествующих, осознать себя носителям 1000-летней духовной традиции, которую мы унаследовали от Афона, от Византии. На Афоне был духовный центр всего восточного Православия. Практически все православные народы имели здесь свои монастыри, через которые просвещались и назидались святогорской практикой духовной жизни во Христе. Сегодня, когда мы восстанавливаем тысячи монастырей, очень важно сверять подвижническую практику с практикой Афона. Ведь после безбожной эпохи нам все приходится восстанавливать заново, практически с нуля. Очень важно наладить в новых монастырях правильные духовные отношения, и Афон, конечно же, первый образец для нас, потому что здесь непрерывная 1000-летняя традиция.

Сегодня Афон занимает важное место в жизни нашего народа, в жизни нашей Церкви, в жизни нашего монашества. Дай Бог, чтобы настоящий форум и его материалы помогли людям лучше почувствовать, понять значение Святой Горы для России, для всей исторической Руси и для каждого, кто живет духовной жизнью, кто отождествляет себя с Православной Церковью и кто признает важность монашеской традиции.

Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться и дальше. Хотел бы пожелать писателям, литераторам, деятелям культурной сферы успехов и помощи Божией в ваших трудах.

Да укрепит нас Господь в этих благих намерениях. Искренне верю, что Ваши добрые устремления принесут желанные плоды, и мы станем свидетелями духовного исцеления нашего общества.

Спаси и сохрани вас всех Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.