Во вторую неделю Великого поста митрополит Аристарх служил в кафедральном соборе

Во второй воскресный день Великого поста Православная Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского.
Святитель Григорий — один из последних богословов Византии, он жил на рубеже XIII и XIV веков, незадолго до падения Константинополя от руки турок.

Будущий святитель происходил от знатных константинопольских родителей и получил благодаря им хорошее и разностороннее образования. Однако, перспективы государственной службы или ученая карьера не привлекли Григория, и он удалился на святую Гору Афон, где долгое время подвизался в уединении и безмолвии.

Как раз в это время начались нападки на афонских монахов. Варлаам Калибрийский и его последователи хулили учение об «умной молитве», совершаемой в глубинах человеческой личности, движимой сердцем и запечетлеваемой умом. Критике подвергалось и афонское учение об исихии — внутреннем безмолвии, являющемся условием подлинного общения с Богом.

Святитель Григорий выступил главным защитником учений афонской братии и выразителем учения о действии Бога в мире посредством Своих нетварных Божественных энергий. Он утверждал, что Бог являет Себя миру и человеку Сам в Своих энергиях которые не являются одним из Его творений, но проявлениями Божественной сущности, но не самой Божественной сущностью.

Земной путь святитель закончил около 1360 года в сане архиепископа Салоник, прославившись даром исцелений и многочисленными чудесами.

Во вторую неделю Великого Поста Церковь напоминает нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Поднятые святителем Григорием вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. И в этот день Церковь отрезвляет — эти вопросы не должны быть не отвлеченной философией, а основой жизни любого христианина, живущего в любую эпоху.

Вечером 11 марта митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх совершил всенощное бдение в Знаменском кафедральном соборе города Кемерово.

12 марта, в воскресный день, владыка отслужил Божественную Литургию в главном храме Кузбасса.

За богослужениями пел архиерейский хор собора под управлением Жанны Владимировны Чеботаревой.

На Литургии архиерею сослужили протоиерей Александр Гусаков, настоятель собора, протоиерей Виталий Макаров, ключарь, священники Дмитрий Копылов, Владимир Хить, Александр Ширяев, Петр Хить, диаконы Вячеслав Ланский, Аркадий Тишкин и Дмитрий Востриков.

После чтения Евангелия митрополит произнес проповедь, в которой сделал акцент жизни и учении прославляемого Церковью в этот день святителя Григория Паламы, а также исцелении расслабленного, о котором прихожане услышали ранее из чтения диакона:

Фи­зи­че­ская бо­лезнь, ка­кой бы она тя­же­лой ни бы­ла, обя­за­тель­но за­кон­чит­ся ли­бо вы­здо­ров­ле­ни­ем, ли­бо кон­чи­ной. Бо­лезнь же ду­хов­ная ни­ку­да не ис­че­за­ет, она пе­ре­хо­дит с че­ло­ве­ком в веч­ность, где бу­дет без кон­ца тер­зать и ду­шу, и те­ло че­ло­ве­ка. Есть толь­ко один Врач, спо­соб­ный ис­це­лить че­ло­ве­ка от этой страш­ной бо­лез­ни — Гос­подь наш Иисус Хри­стос… Свя­щен­ное Пи­са­ние при­зы­ва­ет нас се­го­дня вновь к по­ка­я­нию. Что­бы оно ис­тин­ным, оно долж­но ве­сти к пре­об­ра­же­нию че­ло­ве­ка, из­ме­не­нию его преж­ней гре­хов­ной жиз­ни. Для то­го, что­бы это бы­ло так — че­ло­ве­ку нуж­но знать цель и смысл жи­тия: на­сле­до­вать Цар­ство Бо­жие и под­го­то­вить свою ду­шу к бу­ду­щей жиз­ни.

По прочтении сугубой ектинии соборяне молились о мире на Украине — архиерей прочел молитву о братской стране.

Проповедь перед причащением мирян произнес иерей Дмитрий Копылов.

По завершении богослужения митрополит поздравил священнослужителей и прихожан кафедрального храма с воскресным днем и преподал общее благословение.

Предлагаем также Вам небольшой отрывок из Слова святителя Григория Паламы в день Преображения Господня:

Мы же, от­вра­ща­ясь и от древ­них, и от но­вых ере­ти­ков, ве­руя, как бы­ли на­уче­ны: что Свя­тые со­зер­ца­ют и как при­част­ни­ки раз­де­ля­ют цар­ство и сла­ву и си­я­ние и свет не­из­ре­чен­ный и бла­го­дать бо­же­ствен­ную, — но не су­ще­ство Бо­жие, — идем к си­я­нию бла­го­дат­но­го Све­та, дабы по­знать и по­кло­нить­ся Три­си­ян­но­му Бо­же­ству, во еди­ни­це си­я­ю­ще­му, не­из­ре­чен­но­му Си­я­нию из еди­ной трии­по­стас­ной при­ро­ды; и очи по­мыс­ла устре­мим на Сло­во, Ко­то­рое с пло­тию ны­не вос­се­да­ет пре­вы­ше не­бес­ных сво­дов, Ко­то­рое, как это по­до­ба­ет Бо­гу, се­дя одес­ную Ве­ли­чия, как бы из­да­ли так об­ра­ща­ет­ся к нам: "Ес­ли кто же­ла­ет при­мкнуть к сей сла­ве, пусть, на­сколь­ко это воз­мож­но, под­ра­жа­ет Мне и ше­ству­ет тем пу­тем, ко­то­рым Я шел на зем­ле и пред­ста­вил в при­мер как об­раз жиз­ни".
 
Итак, бу­дем со­зер­цать внут­рен­ни­ми оча­ми сие ве­ли­кое зре­ли­ще: на­ше есте­ство, на­все­гда со­еди­нив­ше­е­ся в сво­ей жиз­ни с не­ве­ще­ствен­ным ог­нем Бо­же­ства; и сняв с се­бя ко­жа­ные одеж­ды, в ко­то­рые мы оде­лись вслед­ствие пре­ступ­ле­ния, т.е. от­верг­нув зем­ные и плот­ские за­бо­ты, ста­нем на Свя­той зем­ле: каж­дый со­здав свою лич­ную Свя­тую зем­лю, до­стиг­нув се­го пу­тем доб­ро­де­те­ли и тя­го­те­ния к Бо­гу, что­бы нам возы­меть дерз­но­ве­ние, ко­гда Бог при­дет во све­те и, при­тек­ши к Не­му, вос­си­ять и веч­но пре­бы­вать с Ним, оза­рен­ны­ми во сла­ву Три­сол­неч­но­го и един­ствен­ней­ше­го Си­я­ния ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Пресс-служба Кузбасской митрополии
Фото — Юрий Юрьев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.