Светлое Христово Воскресение в главном храме Кузбасса

В ночь с 15 на 16 апреля вся православная Россия прославляла Воскресшего в третий день после распятия Господа Иисуса Христа. Богослужения проходили в крупных городах и небольших деревнях, в храмах собрались богатые и бедные, старые и молодые — всех объединила и собрала для общей молитвы весть о Воскресении Спасителя.

Знаменский кафедральный собор не стал исключением из этого общего правила. В главном храме шахтерского края богослужение возглавил митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии. Ему сослужили протоиерей Александр Гусаков, настоятель собора, протоиерей Виталий Макаров, ключарь собора, священники Владимир Хить, Петр Хить, Александр Гулевский, диаконы Вячеслав Ланский, Аркадий Тишкин, Дмитрий Саломатов, Дмитрий Востриков.

За богослужением пел Архиерейский хор Знаменского кафедрального собора под управлением Жанны Владимировны Чеботаревой.

В храме молились Зеленин Алексей Анатольевич, заместитель губернатора — руководитель аппарата администрации Кемеровской области; Стась Екатерина Николаевна, советник губернатора Кемеровской области; Иванов Евгений Сергеевич, председатель комитета по взаимодействию с религиозными организациями Кемеровской области; Середюк Илья Владимирович, глава города Кемерово.

В пасхальную ночь на территории собора традиционно совершалось одновременно два богослужения. Помимо Знаменского собора пасхальная утреня и Литургия были совершены в храме великомученика Георгия Победоносца протоиереем Сергием Семиковым и диаконом Евгением Петровым.

До полуночи была совершена полунощница с чтением канона перед Плащаницей Спасителя, по окончании которого святыня была внесена в алтарь и положена на святом престоле, где пробудет в течение сорока дней до отдания Пасхи.

Ровно в полночь архиерей, будучи облаченным в ризы белого цвета, начал троекратное каждение престола, после чего были открыты Царские врата и начался крестный ход вокруг собора с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе». Крестный ход завершился перед закрытыми дверьми собора, которые открылись после пасхального начала и священнослужители с мирянами вошли в храм с пением тропаря «Христос Воскресе». Это действие символизировало разрушение адовых врат.

После Великой ектинии началось пение канона Пасхи, в начале каждой из песней которого архиерей, а затем — пары священников, совершали малые каждения и христосовались с народом.

По окончании Пасхальной утрени архиерея и православных кузбассовцев от лица Амана Гумировича Тулеева приветствовал Зеленин Алексей Анатольевич. Он передал владыке приветственный адрес губернатора Кемеровской области. Митрополит Аристарх поблагодарил администрацию Кемеровской области за поддержку Церкви в Кузбассе и заботу о духовно-нравственном состоянии жителей области. После официальных приветствий владыка передал представителям администрации пасхальные послания и крашеные яйца — один из символов Христова Воскресения.

Затем протоиерей Александр Гусаков прочитал Слово огласительное на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

Аще кто бла­го­че­стив и Бо­го­лю­бив — на­сла­дись ны­не сим пре­крас­ным и ра­дост­ным тор­же­ством! Кто слу­га бла­го­ра­зум­ный — вой­ди, ра­ду­ясь, в ра­дость Гос­по­да сво­е­го! Кто по­тру­дил­ся, по­стясь, — при­ми ны­не ди­на­рий! Кто ра­бо­тал с пер­во­го ча­са — по­лу­чи ны­не за­слу­жен­ную пла­ту! Кто при­шел по­сле тре­тье­го ча­са — с бла­го­дар­но­стью празд­нуй! Кто до­стиг толь­ко по­сле ше­сто­го ча­са — ни­сколь­ко не со­мне­вай­ся, ибо и ни­че­го не те­ря­ешь! Кто за­мед­лил и до де­вя­то­го ча­са — при­сту­пи без вся­ко­го со­мне­ния и бо­яз­ни! Кто же по­до­спел прий­ти лишь к один­на­дца­то­му ча­су — и тот не стра­ши­ся сво­е­го про­мед­ле­ния! Ибо щедр До­мо­вла­ды­ка: при­ни­ма­ет по­след­не­го, как и пер­во­го; убла­жа­ет при­шед­ше­го в один­на­дца­тый час так же, как и тру­див­ше­го­ся с пер­во­го ча­са; и по­след­не­го ода­ря­ет, и пер­во­му воз­да­ет до­стой­ное; и то­му да­ет, и это­му да­ру­ет; и де­я­ние при­ни­ма­ет, и на­ме­ре­ние при­вет­ству­ет; и труд це­нит, и рас­по­ло­же­ние хва­лит.
 
Итак, все — все вой­ди­те в ра­дость Гос­по­да сво­е­го! И пер­вые, и по­след­ние, при­ми­те на­гра­ду; бо­га­тые и бед­ные, друг с дру­гом ли­куй­те; воз­держ­ные и бес­печ­ные, рав­но по­чти­те этот день; по­стив­ши­е­ся и не­по­стив­ши­е­ся, воз­ве­се­ли­тесь ны­не! Тра­пе­за обиль­на, на­сла­ди­тесь все! Те­лец упи­тан­ный, ни­кто не ухо­ди го­лод­ным! Все на­сла­ди­тесь пи­ром ве­ры, все вос­при­ми­те бо­гат­ство бла­го­сти!
 
Ни­кто не ры­дай о сво­ем убо­же­стве, ибо для всех на­ста­ло Цар­ство! Ни­кто не плачь о сво­их гре­хах, по­то­му что из гро­ба вос­си­я­ло про­ще­ние! Ни­кто не бой­ся смер­ти, ибо осво­бо­ди­ла нас Спа­со­ва смерть! Объ­ятый смер­тью, Он уга­сил смерть. Со­шед во ад, Он пле­нил ад и огор­чил то­го, кто кос­нул­ся Его пло­ти.
 
Пред­вос­хи­щая сие, Ис­а­ия вос­клик­нул: «Ад огор­чил­ся, встре­тив Те­бя в пре­ис­под­них сво­их». Огор­чил­ся ад, ибо упразд­нен! Огор­чил­ся, ибо осме­ян! Огор­чил­ся, ибо умерщ­влен! Огор­чил­ся, ибо низ­ло­жен! Огор­чил­ся, ибо свя­зан! Взял те­ло, а при­кос­нул­ся Бо­га; при­нял зем­лю, а на­шел в нем не­бо; взял то, что ви­дел, а под­верг­ся то­му, че­го не ожи­дал!
 
Смерть! где твое жа­ло?! Ад! где твоя по­бе­да?!
 
Вос­крес Хри­стос, и ты низ­вер­жен! Вос­крес Хри­стос, и па­ли де­мо­ны! Вос­крес Хри­стос, и ра­ду­ют­ся ан­ге­лы! Вос­крес Хри­стос, и тор­же­ству­ет жизнь! Вос­крес Хри­стос, и ни­кто не мертв во гро­бе! Ибо Хри­стос, вос­став из гро­ба, — пер­ве­нец из умер­ших. Ему сла­ва и дер­жа­ва во ве­ки ве­ков! Аминь.

Во время пения пасхальных часов священнослужители сменили богослужебные облачения: на смену белым ризам пришли красные. После переоблачения владыка поздравил в алтаре клириков и церковнослужителей с Праздником праздников и вручил каждому пасхальное яйцо.

Божественная Литургия святителя Иоанна Златоуста имела особенность — пасхальное начало, после которого богослужение пошло своим чередом.

В Знаменском кафедральном соборе была поддержана пасхальная традиция — чтение положенного в этот день отрывка из Евангелия от Иоанна на разных языках: митрополит Аристарх читал на греческом, протоиерей Александр Гусаков — на немецком, протоиерей Виталий Макаров — на русском, иерей Владимир Хить — на украинском, иерей Михаил Пышинский — на шорском, иерей Петр Хить — на английском, диакон Аркадий Тишкин — на латыни, а диакон Дмитрий Саломатов — на иврите. Завершил фестиваль языков диакон Вячеслав Ланский, прочитавший зачало на церковно-славянском языке.

После прочтения Евангелия архиерей прочитал пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По окончании сугубой ектинии митрополит Аристарх прочел молитву о мире на Украине.

Вместо проповеди после запричастного стиха ключарь собора прочел пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Аристарх, митрополита Кемеровского и Прокопьевского.

По заамвонной молитве архиерей освятил артосы — особые хлебы, которые пекутся специально к дню Светлого Христова Воскресения, освящаются в день Пасхи, а раздробляются и раздаются верующим после Литургии в Светлую Субботу, последний день Светлой седмицы. До этого дня артосы будут находиться в Царских вратах, которые будут открыты неделю после Пасхи.

Завершилось богослужение славлением перед иконой Воскресения Христова. Священнослужители пропели тропарь Пасхи на греческом, латинском и церковно-славянском языках, после чего архиерей и все сослужащие ему поклонились образу Воскресшего Господа.

По окончании богослужения митрополит Аристарх вновь поприветствовал собравшийся в храме народ бессмертными словами: «Христос Воскресе!»

Пресс-служба Кузбасской митрополии
Фото — Юрий Юрьев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.