Проповедь в неделю вторую Великого поста 4 марта 2007 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы»
(Ин. 10,11)

Сегодня Святая Церковь, отцы, братья и сестры, молитвенно прославляет память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Родился он в Малой Азии в 1296 году. Получил высокое светское образование в Константинополе. По достижении 20 лет удалился на Святую Гору Афон, где проходил путь подвижничества в монастыре Ватопед. Из-за угрозы нападения турок в 1326 году вместе с братией он перебрался в Солунь, где был рукоположен в сан священника. В 1331 году Григорий возвратился на Афон. Здесь он был назначен игуменом Есфигменского монастыря, а также занимался богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. На Константинопольском соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. Собор принял положения Святителя Григория о том, что Бог, недоступный в Сущности Своей, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными.

Святитель Григорий, как и все православные отцы, учил о необходимости молитвенного подвига, об очищении сердца, ибо только «чистые сердцем… Бога узрят» (МФ 5,8). Задача христианской жизни состоит в хранении ума и сердца от всего греховного. Христианин, очистивший ум и сердце, обретает неизъяснимый покой и радость, и его просвещает благодатный Свет. Подобным Божественным Светом сияли все святые, которые на иконах изображаются с нимбами вокруг головы.

За Божественной Литургией сегодня мы слышали в Евангельском повествовании о чудесном исцелении расслабленного человека Иисусом Христом, что произошло на глазах у всех присутствовавших. Совершив чудо, Господь сказал человеку, который не владел ни руками, ни ногами, следующее: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2,5). Окружавшие Господа книжники, услышав такие слова, стали роптать, размышляя: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2,7).

Сердцеведец Господь, видя их внутреннее состояние, сказал им: «Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорит расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2,9 – 11). Больной взял постель и пошел домой.

Душа человека, не утвердившаяся в добре, легко уязвима грехом. Христианину тяжело становится на сердце от утраты покоя после совершенного греха. Милосердный Господь даровал человеку всеисцеляющее средство – таинство Святого Покаяния. Нет греха, которого бы не могло отсечь это таинство. Кровоточащую рану души земные человеческие средства не исцелят, не успокоят, потому что духовный недуг врачуется духовным средством. Покаяние – это врачевание, без которого недугующая душа умирает, гибнет навеки. Это сила – которая поднимает любого грешника, как бы глубоко он ни пал. Покаяние обращает преступника в праведника, мертвого духом в наследника вечной жизни.

Нераскаянные же грешник – это собственный мучитель. Его совесть терзается вдвойне: оттого, что сотворил преступление и потому, что носит в себе яд своего беззакония, не решаясь вырвать жало греха. От обличительного голоса совести не убежать Она – беспощадный судья, карающая сила, от воздействия которой ничто не избавит ни на земле, ни по смерти.

Первородный сын Адама – Каин, подняв из лютой зависти руку на родного брата, благочестивого Авеля, мучимый совестью, не находил себе покоя и, ожесточенный, не знал, куда бежать, только бы не видеть ни земли, вопиющей кровью Авелевой, ни неба – вечного свидетеля его преступления. Страшна участь нераскаянных грешников! Святая Церковь, желая оградить нас от вечного осуждения, призывает всех к покаянию, непрестанно и особенно в дни святой Четыредесятницы.

В Священном Писании и святоотеческих  творениях отмечается, что покаяние должно быть истинным, должно вести к изменению нашей жизни, к настоящему перерождению. Для того, чтобы принести настоящее покаяние, важно знать истинную цель и смысл своей жизни.

Целью нашей земной жизни, как благовествует Евангелие, является наследование вечной жизни, а смысл ее – в приготовлении души, потому что «многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие» (Деян. 14,33). Для того Христос Спаситель воплотился и совершил жертвенный подвиг искупления, чтобы дать нам силы и указать путь к осуществлению смысла нашей жизни: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6.56-57) – указал Господь.

Что же такое вечная жизнь? Некоторые думают, что бесконечность бытия и есть жизнь вечная. Другие считают, что она начинается лишь за гробом. Оба эти представления неточны. Вечная жизнь отличается от земной, прежде всего, качественно: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут вот оно здесь или: вот там.  Ибо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17,20-21).

Весьма важно отметить, что Царствие Божие может начинаться еще на земле, а за гробом оно развивается и совершенствуется. Апостол Павел раскрывает содержание Царствия Божия, которое начинается еще внутри человека, оно – «не пища и питие, но праведность и мир, и радость в Святом Духе» (Рим. 14,17).

Правильно поступает человек, который ежедневно думает о том, для чего живет на свете и что будет с ним после смерти. Самое удобное время для размышления об этих важных вопросах – время Святого поста – дней трудов молитвы и покаяния, умеренности и воздержания, дней, когда мы очищаем себя от грехов.

Священное Писание призывает нас с вами в евангельском чтении к Покаянию. Данный призыв органически взаимосвязан с поприщем св. Четыредесятницы как благоприятного и спасительного периода для духовной жизни христианина, выражая его сущность и значение. Покаяние – это настолько великий дар, данный Господом человеку, настолько великая милость Божия к согрешающим, что святые отцы назвали его вторым Крещением. Покаяние в содеянных грехах – наш личный подвиг, без которого мы духовно мертвы. Грех отдаляет человека от Бога, лишает Божественной помощи. Но душа человека стремится к Богу, человек хочет быть чистым, он жаждет очищения. И благодать Св. Духа, подаваемая в таинствах Церкви Христовой, подлинно очищает людей.

«Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» — вопрошал некогда одаренный благодеяниями Божиими пророк Давид и отвечал: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115, 3-4). Будем, братья и сестры, по возможности чаще приступать «со страхом Божиим и верою» к святым таинствам Церкви, чтобы получать спасительную благодать для укрепления своих духовных и физических сил, для преодоления действия злых сил, для единения со Христом Спасителем в таинстве Евхаристии и наследования вечной жизни.

Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter