Проповедь в день Торжества Православия 25 февраля 2007 года

Проповедь

в первую неделю Великого Поста – Торжество Православия,

25 февраля 2007 года

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

 

«Сия вера апостольская,

сия вера отеческая, сия вера православная,

сия вера вселенную утверди!»

(Последование в неделю Православия).

 

Такими радостными словами, братья и сестры, Церковь Христова прославляет этот первый великопостный воскресный день, который называется Торжеством Православия. Сегодня мы прославляем святую, соборную и апостольскую Церковь потому, что она от апостольских времен до наших дней сохранила неповрежденной святую православную веру.

Православная Церковь – это единственная путеводительница к вечной жизни. Именно она во всей полноте сохранила Божественные истины, принесенные на землю Сыном Божиим. Святой Ириней Лионский свидетельствует об этом так: «Не требуется у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо еще Апостолы, как богач в сокровищницу, в полноте положили в нее все, что принадлежит истине, так что каждый, кто бы ни пожелал, получает от нее питие жизни. Ибо она есть дверь жизни. Если мы с вами до конца дней своих пребудем верными чадами Православной Церкви, свято храня и исполняя все ее заветы, то унаследуем вечную жизнь. Кто уходит из Церкви, тот далек от пути спасения, ибо, словом святого Киприана Карфагенского, «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Блаженный Августин учит: «Кто не между членами Христовыми, .. тот не может иметь христианского спасения. Можно петь «Аллилуйя», отвечать «аминь», можно иметь веру во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и проповедовать ее, но нигде, кроме Православной Кафолической Церкви, нельзя найти спасения» (ЖМП, 1972, № 12, с. 36).

Сегодня, братья и сестры, мы с вами вновь услышали Слово Божие в Апостольском и Евангельском повествованиях. В воскресном чтении говорилось о призвании двух апостолов: Филиппа и Нафанаила. Христос, обратившись со словами «Иди за Мною», зажег веру в апостольских сердцах, о чем Нафанаил засвидетельствовал так: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1,49). Мы услышали о том, что именно через апостолов, Своих ближайших учеников и последователей, Господь объединил вокруг Себя христиан и основал Церковь.

Утверждая Церковь, Спаситель дал ей непреложное обетование: «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ее» (Мф. 16,18). Однако ад на протяжении всего времени земного бытия Церкви всеми силами стремился поколебать и победить Церковь Христову: возникали разные ереси, старавшиеся разделить единое тело Церкви. Одной из таких опасных ересей было иконоборчество, появившееся в начале VIII века как заблуждение, утверждавшее, что поклонение святым иконам есть идолопоклонство. Борьба против святых икон велась сто лет и закончилась победой, которую Святая Церковь вспоминает в богослужебных песнопениях, называя сегодняшний воскресный день Неделей Православия. Догмат иконопочитания был торжественно утвержден решением VII Вселенского собора в городе Никее в 787 году. Как отмечает митрополит Московский Филарет (Дроздов), «Вселенским Собором называется собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочестия между христианами».

Важно отметить, что существующее в Церкви правило собирать для решения дел веры и христианской жизни Соборы взято из примера практики святых апостолов, которые для решения вопроса о принятии в Церковь язычников держали Собор в Иерусалиме, в 51 году. Данный собор известен еще как Апостольский, о чем повествуется в книге Деяний Святых Апостолов.

Необходимо отметить, что, взирая на св. иконы, христиане поклоняются не дереву и краскам, а возносятся умом и сердцем от образа к Первообразу, т. е. к Богу и тем святым, которые на них изображены.

Священное Предание удостоверяет, что Сам Христос Спаситель благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате и послать этот Нерукотворный образ Авгарю, князю Эдесскому. Данное предание отцы VII Вселенского собора признали истинным.

Из церковной истории известно, что апостол и евангелист Лука знал искусство иконописи: он написал и оставил после себя иконы Божией Матери и первоверховных апостолов.

Для каждого человека дороги бывают изображения – портреты или фотографии – его родных и близких, любимых друзей и знакомых. Поэтому еще ценнее и выше должны быть для христианина иконы Спасителя, Его святых, которые всю свою жизнь осуществляли заповедь любви к ближним и за которых очень часто полагали собственную жизнь. Святитель Иннокентий (Борисов) отмечает: «Лишить храмы святых икон – значит, целый народ лишить наставления в вере» (Настольная книга священнослужителя. Т.5., М., 1986., с. 191).

Следует отметить, что иконы – это проповедь, которая понятна для всех, проповедь неумолкающая и сильно действующая на человека. Вспомним, например, что возбудило в Марии Египетской святое дерзновение к исправлению жизни? Взгляд на икону Богоматери перед Иерусалимским храмом. Что подействовало на святого князя Владимира, когда он колебался – принять ли ему Православие? Икона Страшного Суда, представленная греческим посланником.

Православная вера – не плод человеческих измышлений, не на земле изобретена, а воспринята с явлением воплотившегося для нас и ради нас Самого Господа. Наши предки, святые и праведные люди его жили и спасались, живут и будут спасаться. Имеющий православную веру и хранящий ее обладает вечным и неиссякаемым духовным богатством.

Наследовав богатый святоотеческий опыт духовный, который Русская Православная Церковь бережно хранила и преумножала на протяжении всей своей многовековой и славной истории, мы, как верные чада святой Церкви, как православные христиане, обязаны твердо держаться своей веры и пронести ее через многочисленные соблазны и искушения.

Празднуя день Православия, мы видим из истории, братья и сестры, что никакие враги не смогли потопить Христову Церковь в потоках крови христиан-мучеников, никогда врата ада не одолеют Церковь, созданную и освященную пречистой кровью Спасителя и Господа Иисуса Христа.

С тех пор прошли многие века, однако брань в Церкви не утихает и теперь. Только эта борьба перешла в область душ и сердец человеческих. Несомненно, труден и тернист путь ко спасению. Бушуют волны житейского моря. Святитель Иоанн Златоуст призывает нас: «Только не удаляйтесь от Церкви, и вы спасетесь».

Будем молиться и просить Господа, чтобы мы крепко и незыблемо утверждались в Православии, в вере благочестивых отцов и прадедов наших, в вере Святой Церкви Кафолической и Православной. Обратимся к Богу о том, чтобы эта вера в нас возвышалась и была «плодоносна и растима» (Кол. 1,6.), взращая в христианах плоды правды, мира и любви христианской.

Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter