Рождественское послание 2007 года Преосвященнейшего Аристарха епископа Кемеровского и Новокузнецкого

«Небо и земля днесь пророчески
да возвеселится, ангели и человецы
духовно да торжествуют: яко Бог во
плоти явися, сущим во тьме и сени
седящим» (Стихира праздника на литии)

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри,

честные инокини, боголюбивые миряне, братья и сестры !

Разделяя ныне с каждым из вас радость праздника, от всего сердца поздравляю всех этим дивным торжеством – Рождеством во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, в который нечаемая благодать дана человекам». В VI веке император Юстиниан установил праздновать Рождество Христово по всей земле. (Настольная книга, т.2, М., 1978, с.418)

Милостью и благоволением Божьим Православная Церковь встретила вновь один из главных двунадесятых праздников. К этому великому, светлому и торжественному событию Церковь готовила всех православных христиан через подвиг сорокадневного поста, как и к величайшему из праздников – Пасхе Господней. Поэтому основной смысл и значение этого праздника – напомнить каждому о цели человеческого бытия, заключающейся в умножении нашей любви к Богу и друг к другу. Святая Церковь в богослужебных песнопениях призывает верующих размышлять о значении этого исторического события, воспринимать его чистым и здравым смыслом, ибо это рассуждение спасительно и полезно для человека в суете его земной повседневности.

Рождество Христово – это великое событие в истории человечества и в нашей с вами жизни, потому что Христос Спаситель пришел на землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Преподобный Ефрем Сирин отмечает: «К чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали, праведные и святые желали видеть, то сегодня совершилось!» (ЖМП, 1995, №1, с.49) Святитель Иоанн Златоуст называет Рождество Христово началом всех праздников, в котором имеют основания и Богоявление, и Пасха, и Троица и прочие. Святые отцы говорят, что Рождество Христово — это праздник мира, любви, единения и человеколюбия.

Вифлеемская звезда светит человечеству уже более двух тысяч лет. Она указала путь ко Христу многим народам. За ней десять веков назад пошли и наши предки, вручив судьбу Руси в руки Божьи. Вера в Спасителя, «воплотившемся от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшегося», навсегда стала основой жизни миллионов людей, населяющих наше Отечество. Боговоплощение – это дар Божий человечеству: принимая Христа, оно становится причастным Его благодати, Его силе, славе, Его истине и любви. Святой Григорий Назианзин восклицает: «Вот торжество, празднуемое нами сегодня: приход Бога к людям для того, чтобы мы пришли к Богу; чтобы обрели жизнь во Христе» (Слово 38 на Рождество).

Во взаимоотношениях между людьми христианство устанавливает принципы любви, кротости, терпения и мира. Апостол прямо говорит, обращаясь к христианам, что «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12,18). Христос Спаситель миротворцев именует «сынами Божьими» (Мф. 5,8), поскольку они уподобляются Сыну Божью, уничтожившему вражду между Богом и людьми. Об этом благоволении среди людей и возвестили пастухам, как говорится в Евангелии, небесные силы: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение», то есть во взаимоотношениях между людьми, вместо прежней ненависти, злых действий, вражды должна установится добрая воля и согласие.

В то время, когда в нашей стране все еще бушуют страсти, ненависть и вражда порою преобладают в отношениях между людьми, мы обращаемся ко всем вам: не давайте злу места в своих сердцах. Будьте мужественны, терпеливы и доброжелательны. Возрастайте в любви друг к другу, созидайте мир и творите добро. И вы на своем личном опыте убедитесь, сколь благими могут быть последствия сделанного вами пусть даже и одного доброго дела

В эту Рождественскую ночь мы внимали словам песнопений церковных: «Христос рождается, славите» — не «Христос родился», но «Христос рождается». Это значит, что Боговоплощение Сына Божия есть вечное и действующее событие в бытии мира, в истории человечества, в деле нашего спасения. Христос действительно постоянно рождается и в сердцах тех, кто открывает двери своего сердца, кто приносит Ему душу свою. Но Он может войти только в чистое сердце, свободное от зла, жестокости и лжи. Чистое сердце будет нашим лучшим даром Родившемуся Богомладенцу, станет драгоценнее даров, принесенных волхвами к яслям Спасителя.

Что может подарить земной человек Богомладенцу Христу, Всемогущему Творцу и Владыке всего? Мудрые и богатые волхвы, как известно, сделали приношения драгоценные: золото и благовония. Напротив, бедные Вифлеемские пастухи принесли Спасителю только поклонение, восхищение и радость своих сердец. Но достоинства этих даров равны в очах Божьих, потому что и мудрецы, и пастухи приносили их с любовью и искренностью. Человеколюбивому Богу всегда угодно сердечное и искреннее расположение к Нему.

Радуясь в эти светлые праздничные дни о родившемся Христе Спасителе, надо помнить и о тех людях, окружающих нас, кому сегодня трудно в жизни, кого посетили болезни или уныние, кто обездолен, нуждается в нашей помощи и человеческом внимании.

Только в самоотверженном служении Богу и ближним проявляется наша любовь, и если нет самоотвержения, то нет и любви, а, не имея любви, мы, по Апостолу Павлу, «медь звенящая, или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1). Уповая на безмерную милость Божию, будем, дорогие братья и сестры, и сами преуспевать в нашем служении ближним.

Когда оканчивается год и начинается новолетие, то мы вспоминаем главные события в своей жизни, основные вехи минувшего времени. В прошедшем 2006 году мы с благоговейным трепетом приняли свое назначение на епископское служение в родном Кузбассе, возложенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II и решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Нам было отрадно, ознакомившись с положением дел в епархии, увидеть и стать свидетелем того, как самоотверженно потрудился наш предшественник владыка Софроний в течение тринадцати лет, которые Господь определил ему окормлять паству в Кузбассе, начиная со дня образования Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Этот небольшой с исторической позиции период был наполнен многими свершениями: восстанавливали, реконструировали и построили ни одну сотню храмов и часовен. Образовали несколько сотен воскресных школ, Новокузнецкое Православное Духовное Училище, филиал Свято-Тихоновского Богословского института. В эти годы удалось расширить и укрепить взаимодействие духовного и светского руководства. Добрым примером и мудрым словом владыка Софроний воспитал многих служителей Церкви Христовой. Немало трудов было положено в работе с научной и культурной общественностью, которой он всегда с честью и достоинством свидетельствовал о непреходящей красоте Православия. Епархия под его руководством постоянно и активно трудилась над возрождением церковной жизни, призывая народ Божий к любви, терпению, состраданию, миру и общественному согласию.

Будучи благодарны Владыке Софронию, мы должны, опираясь на достигнутое, укреплять, развивать и преумножать все то доброе, что есть в нашей жизни. Призванием своим мы обязаны принести на алтарь святой Церкви и на благо нашего Кузбасса свои силы, умения и возможности.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Еще раз от всего сердца, с любовью о Господе поздравляю вас со светлым праздником Рождества Христова! Вступая в новый 2007 год, будем молиться, чтобы наступающее лето благости Божией было мирным, созидательным и благополучным для Отечества нашего, Русской Православной Церкви и для всех нас!

Родившийся «нас ради» Искупитель мира да благословит богоспасаемый Кузбасс и всех живущих в нем людей Своим миром и радостью, просветит наши чувства и души, наполнит их теплотой и добром, так сегодня необходимым в жизни земной и человеческих взаимоотношениях! Пусть Божие благословение хранит Вас от зла, пребудет со всеми Вами и поможет в трудах и служении на благо Кузбасского региона!

АРИСТАРХ,

Епископ Кемеровский и Новокузнецкий

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter