Доклад на Региональном предпринимательском форуме «Кузбасс: Территория бизнеса — территория жизни»

Значение христианских традиций «экономики доверия, ответственности и солидарности» в определении задач
модернизационных ориентиров развития российского
предпринимательства

Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры!

Сердечно рад приветствовать Вас на таком значимом для делового

Кузбасса событии, как Региональный предпринимательский форум,

посвященный взаимоотношениям бизнеса и общества!

Русская Православная Церковь придает очень большое значение тем возможностям, которые существуют у собравшихся сегодня на этом форуме, полагая, что потенциал людей, вовлеченных в эту работу, может быть реализован по целому ряду важных программ. Отрадно, что сегодняшняя конференция направлена на возрождение в среде отечественного предпринимательства лучших традиций, основанных на принципах взаимопомощи и благотворительности, на консолидацию делового сообщества, государственных служащих, ученых, деятелей культуры и Церкви – всех, кто своими трудами стремится утвердить Православие и преумножить славу Отечества.

Духовное окормление предпринимательского сообщества является одной из важных забот Церкви, ведь именно деловые люди составляют значимый костяк нашего общества; от их активной и ответственной жизненной позиции, от их мировоззрения, от их этики во многом зависит самочувствие и поведение огромного количества людей.

Несомненно, любая сфера человеческой жизни, и в данном случае предпринимательство не является исключением, имеет нравственное измерение. В течение последних лет Русская Православная Церковь была одним из инициаторов дискуссии о значении нравственных ценностей в жизни делового сообщества. В качестве примера приведу Свод нравственных правил и принципов хозяйствования, который был принят Всемирным русским народным собором в 2004 году, а затем поддержан Межрелигиозным советом России, то есть представителями традиционных религий России. Свод задает некоторые нравственные параметры гармоничной хозяйственной деятельности, и реализация этого Свода – дело вполне реальное. Это не отвлеченный документ – он может играть очень важную роль в формировании межличностных отношений в сфере бизнеса, основываясь на десяти заповедях, данных Богом, на историческом опыте их усвоения христианством и другими религиями, традиционно исповедуемыми в России. Это своеобразный этический манифест, раскрывающий идеальную модель хозяйствования и социально-трудовых отношений.

Мы здесь перечислим эти нравственные принципы и правила хозяйствования.

  1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и отчизны.
  2. Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
  3. 3. Человек – не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
  4. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование – это социально ответственный вид деятельности.
  5. 5. Работа не должна убивать и калечить человека.
  6. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.
  7. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
  8. 8. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

При умелой организации дела предпринимательство должно давать гарантированную прибыль, но ничто не должно заставлять нарушать Христовы Заповеди.

Как мы видим из этого документа, этика — это очень практически значимая, эффективная составляющая современного предпринимательства. От нее зависит не только благоприятный психологический климат в экономических отношениях, но и такой актив, как репутация компании, ее имидж, стабильность бренда, а значит, и экономический результат. Роль этого механизма выстраивания взаимоотношений между людьми хорошо осознавали наши предки — замечательные русские купцы, которые высоко держали планку порядочности в деловых отношениях. Ничто не ценилось так, как «купеческое слово», данное обещание. Принципы ведения дел в России были выработаны более 100 лет тому назад на собрании российских предпринимателей в 1912 году. Тогда и были приняты следующие семь принципов, которые мне бы хотелось напомнить:

  1. 1. Уважай власть.Власть – необходимое условие для ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эталонах власти.
  2. Будь честен и правдив.Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
  3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
  4. Люби и уважай человека.Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову.Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе верит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам.Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
  7. Будь целеустремлен.Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Надо отметить, что в тот период времени в России сложился уникальный экономический механизм, обеспечивающий население страны всем необходимым и почти полностью независимый от других стран. Сформировалась система замкнутого самодовлеющего хозяйства, главными чертами которого были самодостаточность и самоудовлетворенность. По словам известного российского экономиста О.А. Платонова, главными чертами русской цивилизации являлись преобладание духовно-нравственных приоритетов жизни над материальными, культ добротолюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных форм трудового самоуправления, воплотившихся в общине и в артели.

Убежден, что на сегодняшний день России и Кузбассу необходима экономическая, технологическая, но главное – административная модернизация, которая оправдана и эффективна только при условии сохранения и приумножения духовного наследия нашего народа, укрепления основ общественной жизни на этическом принципе доверия. Именно дефицит доверия ко всем формам предпринимательства как со стороны властей, так и общества является на сегодня ключевым препятствием в развитии российского бизнеса. К сожалению, кризис доверия к остальным участникам рынка характерен и самому бизнес-сообществу. В этой ситуации всем заинтересованным участникам нашего форума хотелось бы напомнить о важности понимания роли «личной ответственности» в любых проектах: любые серьезные изменения всегда приходится начинать с себя самого.

Надо понимать, что «модернизация» перестанет быть мифом только воплотившись, как стратегический нравственный императив, поскольку дальнейшее стабильное развитие российского общества без качественно новой «экономики доверия и ответственности», требующей серьезной этико-правовой регулировки сложившихся бизнес-отношений представить себе невозможно. Сегодня часто можно слышать различные мнения о необходимости модернизации страны. Однако первой заговорила о ней Церковь на Всемирном Русском Народном Соборе. Сам этот термин, исходящий из уст священнослужителей, воспринимался как несколько пугающим. Но важно помнить, что «модернизация» – это не только экономическая реформа, не только технологическое переоснащение российской экономики. Речь должна идти, в первую очередь, о построение новой системы отношений между людьми, в том числе и в бизнесе, в промышленности, в образовании, в науке, которая бы основывалась на нашем национальном нравственном фундаменте.

Хорошо известно, что все реформы, которые осуществлялись в России – будь то реформы Петра, будь то реформы, связанные с октябрьской революцией, будь то реформы 1990-х годов – усваивались народом только в той мере, в какой они совпадали с его духовным, культурным, цивилизационным кодом, системой фундаментальных ценностей. Все то, что шло вопреки этим ценностям, отторгалось народом. У всех нас на памяти крутые реформы девяностых годов. И в этих реформах действительно остается лишь то, что не отторгается народным сознанием. Дай Бог, чтобы реформирование, наконец, завершилось и чтобы оно завершилось именно в этом ключе.

Сейчас все, кто трудится в сфере хозяйствования, сталкиваются с проблемами, преодолеть которые бизнес-сообщество самостоятельно не может. Эти проблемы могут быть успешно разрешены только при условии активной помощи со стороны всего общества и целенаправленной политики государства.

Многие из этих проблем совершенно очевидно имеют нравственное измерение. Во-первых, это нехватка квалифицированных кадров и, что не менее важно, работников, которые нравственно и ответственно относятся к своему делу. Мы постоянно говорим о «человеческом факторе». Последнее время уже страшно становится от такого количества техногенных катастроф. И анализ всех этих катастроф приводит нас к человеческому фактору, а «человеческий фактор» – это, в первую очередь, внутреннее состояние человека, ощущение равновесия, устойчивости и стабильности своего жизненного мира. Невозможно из-под палки заставить человека работать, выполнять должностные инструкции; тем более невозможно заставить честно относиться к труду.

Несомненно, главное богатство любой страны – это человек, нравственный и творческий потенциал народа. Для его сохранения и преумножения необходимо не только создание экономически развитого социально ориентированного государства, но и возрождение традиций благотворительности, ответственного отношения каждого члена общества к своим ближним. Нужно позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше бедных и отчаявшихся людей, чтобы наши сограждане стимулировались к активному созиданию духовных и материальных благ, исполняя тем самым свое призвание деятельного служения Богу и Отечеству.

Вместе с тем, представители бизнес-сообщества призваны помогать нуждающимся, и стремиться приносить пользу не только конкретному человеку, но и стране, и обществу, в котором этот человек живет. Именно в этом наиболее полно реализуется Божественный замысел о человеке как хранителе и преобразователе, заботящемся об окружающем мире.

Нельзя не затронуть проблему, известную как бедность работающего человека: когда честные и ответственные труженики, создающие реальные ценности, живут в нищете, а владельцы дела купаются в демонстративной роскоши, порождая огромные психологические противоречия в нашем обществе, компрометируя само слово «бизнес». Важно помнить, что структура нашего национального хозяйства построена на привлечении тысяч и тысяч людей наемного труда, работающих в промышленности и сельском хозяйстве, людей, которые не ориентированы на создание личного частного бизнеса. Сюда же можно включить и людей интеллектуального труда, ученых и многих других. И поднять благосостояние этих тружеников можно только путем последовательного увеличения заработной платы.

Общая задача Церкви и делового сообщества заключается в том, чтобы помочь нашим людям в полной мере раскрыть свой творческий и нравственный потенциал, получить необходимое образование и трудовые навыки. Кстати, вопрос профессионально-технического образования также является очень важным для страны. И здесь очень большую роль играет мотивация. Помимо желания заработать, у людей должно быть еще и уважение к труду как к феномену социальной жизни, без которого не состоится человеческое общество.

Преодоление таких аморальных и общественно опасных явлений, как монополизм и коррупция, развитие условий для справедливой, разумной конкуренции и тем самым облегчение доступа людей к организации собственного дела – также категория не только экономическая, но и нравственная. Поддержка малого и среднего предпринимательства – это всегда пропорциональное увеличение числа людей среднего класса, то есть людей, живущих в достатке, людей, обладающих личной гражданской позицией и ответственностью за принимаемые решения, что напрямую воздействует на эффективность всей экономики.

Наконец, такая христианская нравственная категория, как солидарность, также имеет огромное значение для определения эффективных стратегических направлений модернизационных усилий отечественного предпринимательства. Общество, теряющее опыт постоянного выстраивания солидарных взаимосвязей, не способно существовать. С христианской точки зрения солидарность – это способность разделить с другим бремя его забот и проблем, его болезни и скорби. Солидарность — это система взаимной поддержки. Кстати, чем прочнее эти отношения в сообществе людей, чем стабильнее корпорации, тем они эффективнее, тем они конкурентоспособнее в условиях рынка – это аксиома. Так же, как и в политике: чем солидарнее сообщество, тем больше у него возможностей влиять на власть. Отсутствие солидарности разрушает системы, лишает их эффективности из-за утраты оснований для стабильного, планово-проектного развития в любой перспективе. Чем выше уровень (межнациональной, общественной) солидарности в обществе, тем сильнее общество. Мы не говорим о солидарности в марксистском понимании, которая на деле приводила к расслоению общества, потому что, заявляя о необходимости солидарности рабочего класса, марксисты противопоставляли рабочий класс другим слоям общества. Мы говорим с церковной точки зрения – об общенациональной солидарности, которая является силой, связывающей народ, обеспечивающей единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

Мировой кризис показал, что если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, то стабильное экономическое и социальное развитие исключено. И если, не решая этих главных, фундаментальных нравственных задач, которые выявил современный кризис, мы ограничимся тем, что будем подправлять экономику, реставрировать стены, наводить порядок на фасаде, мы от этих кризисов не избавимся. Они будут время от времени снова возникать, и всякий раз, может быть, на еще более опасном витке.

Доминанта личной заинтересованности в успешной хозяйственной деятельности не должна нивелировать общественный интерес, общее благо, которому, в конечном счете, и служит хозяйственная деятельность. В противном случае хозяйственные связи распадаются, а корысть и эксплуатация становятся нормой. Но если это все же происходит, то любые формы стяжания прибыли становятся коммерчески оправданными – от финансовых спекуляций до занижений и невыплат заработной платы работнику или его необоснованного сокращения. Задача православных предпринимателей в этой сложной ситуации – показать зримый пример того, как можно ответственно и честно вести свое дело. Важно видеть в своем труде и рачительном использовании материальных благ, приносящем пользу неимущим, способ духовного совершенствования, а для успеха этой миссии важно, чтобы российское деловое сообщество объединяли общие ценности, отвечающие, как я уже сказал, цивилизационному коду нашего народа, его духовному наследию.

Мы благодарны за помощь в восстановлении и строительстве храмов. Надеюсь, что будет оказываться больше поддержки и просветительским, информационным, культурным церковно-общественным инициативам. Но я сейчас хотел бы сказать о том, что мне представляется очень важным, а именно о включении интеллектуального потенциала нашего бизнес-сообщества в процесс обмена идеями, мыслями, в процесс выработки правильных выводов из того анализа, который надлежало бы делать, – с тем, чтобы бизнес-сообщество вносило свой вклад в формирование эффективной и справедливой экономики.

Хотел бы проинформировать вас о том, что при Патриархе Московском и всея Руси действует экспертный совет «Экономика и этика», основной задачей которого является нравственное осмысление экономических процессов, происходящих в обществе и на международной арене. В его работе участвуют известные политики, предприниматели, эксперты, и я бы рекомендовал наладить взаимополезное сотрудничество предпринимателей с этой структурой. Мне кажется, что участие деловых людей во всех общецерковных дискуссиях на темы экономики, нравственности, соотношения человеческого фактора и экономического процветания страны было бы очень полезным.

И, наверное, последнее – не по значению, а хронологически – может быть, очень важное. От того, каким будет состояние души у нашего бизнес-сообщества, какими нравственными ценностями «экономики доверия, ответственности и солидарности» оно будет руководствоваться в определении собственных и государственных ориентиров модернизационного развития страны, во многом будет зависеть и именно этим во многом будет определяться достижения, успехи и благополучие граждан нашей страны.

Закончить свой доклад мне хочется словами покойного святейшего патриарха Алексия II: «Всем нам необходимо поступать по совести, проявляя христианскую любовь друг ко другу, сострадая и помогая нуждающимся».

Благодарю вас за внимание.

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter