Доклад на ежегодном собрании духовенства Кемеровской епархии

Дорогие отцы, братья и сестры!

Целью нашего выступления является подведение итога по исполнению важного церковного послушания по храмостроительству в Епархии и обозначить круг наиболее серьезных вопросов в сфере Приходского служения для совместного обсуждения.

Работа на Приходах

Говоря об устроении приходской жизни, то нужно иметь ввиду не только средства (богослужение, образование, катехизацию, молодежную и социальную работу), но и цель. Единственной конечной и неизменной целью всей Церкви Христовой, а значит и прихода является приведение людей к общению с Богом, обретение ими спасения.

Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения. Отсюда проистекает особая ответственность прихода и, в первую очередь, настоятеля и клира за созидание приходских общин, то есть единства людей, собирающихся в храме вокруг Евхаристической чаши. Это единство имеет мистическое значение, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), но также и духовно воспитательное: община при правильном устроении становится школой подлинного благочестия.

Как созидать живую общину? На приходах должна быть правильно поставлена работа по приобщению к общине тех, кто только-только входит в храм. Для этого мы сейчас располагаем двумя важными инструментами. Во-первых, это предкрещальная катехизация, а, во-вторых, так называемое приходское консультирование.

По решению Священного Синода, одобренному Архиерейским Собором 2013 года, огласительные беседы следует проводить не только с теми взрослыми, кто желает креститься, но и с будущими крестными, и с родителями детей, которых готовят к принятию Святого Крещения.

В ходе огласительных бесед люди должны слышать не только разъяснение «Символа веры» и Таинства Крещения, но и слова о важности исповеди, Причащения, о жизни в приходе, о том, как можно в ней участвовать. И, если беседы построены правильно, интересно и убедительно, многие из тех, кто проходят оглашение, захотят большего: приходить в храм и продолжить общение со священником.

Есть вполне конкретные примеры храмов, где оглашаемые, после двух встреч с катехизатором сами просили об организации чаепитий, встреч со священником для дальнейших бесед. Настоятели и духовенство, а также катехизаторы должны не только идти навстречу таким пожеланиям, но и организовывать огласительную работу так, чтобы такие пожелания возникали.

Очевидно, что оглашение еще не делает человека воцерковленным православным, но сообщает ему лишь некоторые знания, и всегда будет некоторое число людей, которые будут приходить на огласительные беседы «для галочки». Однако практика показывает, что многие из тех, кто поначалу приходят на оглашение только потому, что оно обязательно, затем принимают эти беседы с охотой и желанием. Так что некоторая принудительная регламентация все же необходима, в том числе потому, что, к сожалению, еще не все духовенство воспринимает катехизическую работу как нечто необходимое и желанное.

Еще одним аспектом приходской жизни является так называемое приходское консультирование. По сути, речь идет о дежурствах в храме для приема всех тех, кто сюда приходит, но особенно — для встречи тех, кто в Дом Божий приходить не привык. Не всегда таким людям удобно подходить со своими вопросами к работницам свечного ящика, потому как там выстраивается очередь и людей задерживать нет возможности.

О работе приходских консультантов: Необходимо, чтобы, по крайней мере, в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники и в их кануны в храме поблизости от свечного ящика уже до начала богослужения присутствовал катехизатор или подготовленный доброволец. У такого человека должен быть бейдж (бирка), из которого будет ясно, что к нему можно свободно обращаться, должна стоять табличка, уведомляющая о возможности задать вопрос. На руках у сотрудников и добровольцев приходской консультации должны быть раздаточные материалы — буклеты или краткие листовки о самых важных вопросах: о причащении, об исповеди, о поминовении усопших, об иконах, о свечах, о текущем празднике. Такие дежурные должны быть доброжелательны, готовы пообщаться, с радостью и любовью рассказать приходящему не только об опыте личной жизни в Боге, но о жизни общины в данном храме. Среди приходящих есть те, кому нужно только, как говорится, «зайти и поставить свечку», но есть и те, кто с радостью воспримут такой разговор, который, быть может не сразу, но приведет их к постоянному участию в жизни прихода. Все это не отменяет Нашего указания о дежурствах священников при храмах и о необходимости наличия у такого священника мобильного телефона. Ведь приходящие порой нуждаются в исповеди или в беседе с пастырем, а не только лишь в доброжелательном разговоре с дежурным консультантом.

В катехизических беседах, в общении при дежурствах со стороны катехизаторов, консультантов и священников должны полностью быть исключены формализм, небрежность и в целом то, что можно бы назвать «синдромом отбывания повинности».

Вопрос совместного участия всех прихожан в богослужении. Народное пение под управлением диакона, которое сегодня чаще всего сводится к общему пению за Литургией «Символа веры» и молитвы Господней, можно было бы распространить и на ряд других любимых прихожанами песнопений, в том числе и за всенощным бдением. Вводя такую практику, полезно обращаться с отдельным словом к прихожанам, поясняя им значение общего пения.

Несколько слов о подготовке к Таинству Святого Причащения. Сообщаю вам, что на Архиерейском Совещании в 2015 году принят документ “Об участии верных в Евхаристии”, который отвечает на многие вопросы. Простой пример: как быть, когда человек поисповедовался в одном храме, к примеру, на своем приходе, а причащаться пришел в другой? Если, подходя к Святой Чаше, такой человек поясняет, что в своем храме получил благословение причаститься, его следует причастить, так как в противном случае, будет вноситься недоумение в среду духовенства и смущение в сердца прихожан относительно правомерности действий того или иного священника.

Богослужебное молитвенное общение должно получать продолжение во внебогослужебной жизни прихода. Самая простая возможность для этого — организация чаепития для всех желающих прихожан сразу после окончания Божественной литургии, при обязательном участии настоятеля или старшего служащего в этот день священника. Такая практика широко распространена в приходах РПЦ за рубежом и все больше распространяется в Москве. Ее всячески следует приветствовать, и она осуществима в большинстве приходов, за исключением, быть может, ведомственных, находящихся на особом режиме, или же тех, у которых вовсе нет собственной территории или подходящего приходского помещения.

Еще одна тема — совместная деятельностью прихожан. Прежде чем привлекать прихожан к хозяйственным «послушаниям», нужно, чтобы они осознали и прочувствовали, что это их приход, место для них родное и любимое. Общины, особенно большие, включают в себя отдельные группы, например, группа молодежи, группа родителей детей воскресной школы, группа волонтеров, занимающихся социальной работой. Такие группы могут быть очень активны, и способны организовывать как свои собственные мероприятия, так и помочь всему приходу осуществлять определенные виды деятельности, будь то благотворительной, просветительской или образовательной. Эта активность увлекает не только вновь приходящих в храм, но и тех, кто долгое время являлся прихожанином, но не имел опыта и навыка внебогослужебной приходской работы.

Что нужно для того, чтобы такая работа началась? В первую очередь следует откликаться на инициативы прихожан и оценивать их с точки зрения блага для всего прихода, поощрять те из них, которые реально способны активизировать приходскую жизнь. Печально, когда настоятель ограничивает свое общение с прихожанами совершением богослужения и не способен не только поддержать полезные инициативы, но даже узнать о них. Это можно назвать как угодно, но уж только не приходской жизнью.

Кроме того, чтобы прихожане чувствовали свою ответственность за состояние храма и прихода полезно время от времени собирать всех желающих путем объявления об этом с амвона или посредством письменного сообщения, размещенного на информационном стенде. На таких встречах можно было бы рассказывать прихожанам и о хозяйственных вопросах, к примеру, о храмовых стройках и ремонте, о том, какие мероприятия проведены или планируется провести на приходе. Не только можно, но и полезно спрашивать прихожан об их пожеланиях или замечаниях относительно развития жизни прихода, совершения богослужений, деятельности воскресной школы и тому подобного. Можно предложить обсудить, например, то, как осуществлять совместными усилиями помощь обездоленным или одиноким людям. Ведь настоятелю далеко не все может быть видно, а, кроме того, подобный диалог позволяет людям ощутить ответственность за жизнь прихода.

Одним из наиболее важных вопросов для каждого клирика является практика совершения исповеди. Каждому священнику следует помнить, что посвящение его в пресвитерский сан, и даже длительный период пребывания в этом сане, еще не делают его абсолютно компетентным во всех жизненных вопросах, с которыми могут сталкиваться исповедающиеся у него люди. Вдумчивого рассмотрения требуют некоторые пастырские и духовнические традиции, особенно с учетом порой некритического воспроизведения у нас опыта иностранных пастырей и духовников, а также с учетом доступности паломнических поездок. Все ли в этих традициях достойно воспроизведения и подражания? Осторожная деликатность, немногословное внимание, благоговейная боязнь навредить живой душе человека, готовность терпеливо дожидаться хотя бы робких самостоятельных его шагов навстречу Христу и, главное, неизменное уважение к кающемуся, к какому бы возрасту, званию или общественному положению он ни относился — вот что должно лежать в основе нашего пастырского подхода к Таинству Покаяния.

Неизменно важна пастырская работа с коренным населением по вопросам межнациональных отношений. Предвзятое, безосновательно негативное чувство к приезжим не соответствует православной традиции странноприимства.

С другой стороны, мы не должны закрывать глаза на совершение неблаговидных поступков и на агрессию, источником которых довольно часто бывают мигранты. Факты преступлений со стороны приезжих не могут замалчиваться государством и обществом. Любое нарушение закона должно быть пресечено. Святейший Патриарх призвал священнослужителей использовать свой опыт и авторитет для преодоления и разрешения конфликтов на межнациональной почве, особенно конфликтов между коренным и приезжим населением.

История Отечества говорит о том, что русский народ всегда умел жить в мире и согласии с другими народностями. Это свойство нашего народа, которое питалось духом Православия, нам нужно сегодня сохранить и укрепить. Межнациональный мир, как, впрочем, и иные показатели общественного благополучия, имеют своим источником человеческую душу. Тот, кто ставит целью своей жизни Христа и спасается сам, не только спасает, по слову Саровского чудотворца, тысячи вокруг себя, но и во всех сторонах своей жизни, как личной, так и общественной — становится источником мира и любви.

Благодарю за внимание.

 

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н О Е   С Л О В О

Вы несете очень ответственное и важное служение на Кузбасской земле, в шахтерском регионе. Вы должны понимать, что вы — часть этой земли, и являетесь пастырями для того народа, который здесь проживает.

Мы знаем по своему опыту, что священник, если он самоотверженно служит и трудится, если предан Церкви и отдает себя людям, то он никогда не останется, как говорится, без куска хлеба. Люди всегда приходят на помощь, и даже в самом бедном приходе священник, который достойно служит, никогда не будет оставлен. Думаю, что вы и сами это все хорошо знаете.

Наверное, в какие-то моменты жизни возникает порой желание покинуть этот регион, поехать куда-то, где служение может показаться более легким, более доступным, более высокооплачиваемым. Хотел бы всем вам посоветовать (если только к этому не принуждают какие-то исключительные обстоятельства) — не поддаваться этому голосу, а нести свое служение там, где Господь вас поставил, потому что там, где хорошо, много желающих нести свое служение, а где трудно — желающие нести это служение исчисляются единицами и каждый на вес золота.

Вы знаете, что наша Русская Православная Церковь многонациональная, которая живет и существует в разных регионах, но то место, та страна, где вы находитесь, в полном смысле слова может быть названа передним краем. Вы являетесь авангардом той огромной армии, которая называется Русской Православной Церковью. Вы живете и служите в неоднородном окружении, это тоже налагает определенную ответственность. Потому что, с одной стороны, независимо от обстоятельств и от окружения наша задача — свидетельствовать об истине Христовой веры, нести людям Евангелие. Но, с другой стороны, мы должны по завету Священного Писания жить в мире со всеми людьми. А для этого их надо уважать независимо от их национальности, вероисповедания.

От священнослужителя, который несет свое служение в неоднородных условиях, требуется особая деликатность. Никогда не поступаясь истиной Христовой, мы должны являть всем ту любовь, которую Сам Христос являл людям. Никогда Господь не требовал от людей, которым оказывал милость, которым проповедовал и которых исцелял, чтобы они соответствовали всем критериям добродетели и нравственности. Он со всей открытостью относился к каждому человеку, и мы должны быть открыты каждому человеку.

Пусть Сам Господь через нас просвещает светом Своей истины и веры тех людей, с которыми мы соприкасаемся. Мы должны помнить о том, что наши человеческие силы и возможности лимитированы, но у Господа возможности безграничны. И если мы в своем служении будем достаточно открытыми к тому, что Господь хочет нам послать или сказать, то через нас Сам Бог будет говорить с людьми, будет действовать среди людей, и это самое лучшее, что мы можем совершить в нашей жизни — открыться Господу, чтобы через нас Господь совершал Свои чудеса и просвещал людей.

Мы вступаем в новый 2016 год. Подводя итоги уходящего года, мы просим у Господа не помянуть грехов и беззаконий наших, совершенных в минувшем году. Просим, чтобы Он благословил наш жизненный путь, путь Церкви Христовой, путь каждого из нас в новом 2016 году. Мы уповаем на милость, благословение и помощь Божию, которых ожидаем от Господа и в новом году.

Вступая в новый год, мы просим, чтобы Господь благословил Отечество наше, просим у Отца Небесного мира и благополучия, особенно для жителей Украины. Мы просим, чтобы Господь благословил Святую Церковь единством и миром, чтобы благословил труды каждого из нас, совершаемые во славу Божию, на благо Церкви Христовой, на благо, духовную пользу и утешение православных верующих.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter