Приветствие участникам и гостям Научно-практической конференции «Святитель Макарий (Невский): миссионер, просветитель, духовник» в г. Барнауле

Ваше Высокопреосвященство, владыка Сергий, глава Алтайской митрополии! Ваше Преосвященство, всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры, друзья!
Глубокоуважаемые представители городской Администрации!

Сегодня нас всех собрало и объединило очень большое и значимое событие: память о отчественном угоднике Божием и посвященная ему научно-практическая конференция «Апостоле Алтая», потому что 1 марта 2016 года мы отмечаем 90 лет со дня преставления Святителя Макария (Невского) – просветителя  и Сибири.

За период службы в миссии владыка Макарий прошел путь от рядового катехизатора до начальника миссии в архиерейском сане. Святитель без устали проповедовал Слово Божие, оглашал обращенных, учил алтайцев грамоте, занимался переводческой и литературной деятельностью, регулярно посещал далеко разбросанные друг от друга селения, несмотря на суровый климат и почти полное отсутствие дорог. Для успешной проповеди Святитель Макарий изучил алтайский язык, составил азбуку и перевел на этот язык ряд священных и богослужебных книг. Искренняя христианская любовь святителя привлекала к нему сердца многих.

«Апостол Алтая» — такой почетный титул народ дал владыке за его миссионерскую деятельность уже при жизни. И действительно 57 лет своей жизни владыка Макарий отдал миссионерскому и просветительскому служению. При этом предметом особой заботы Святителя всегда было образование и воспитание подрастающего поколения. Владыка Макарий оставил после себя богатое педагогическое наследие, основанное на многовековом опыте Церкви. Святитель хорошо понимал, что фундамент воспитания ребенка закладывается еще в семье, поэтому большое внимание он уделял беседам с родителями и педагогами. Многие его идеи и сегодня находят живой отклик в сердцах православных родителей и педагогов.

Нам полезно помнить труды миссионеров этого благодатного края в лице священнослужителей Алтайской Духовной Миссии, пришедших в 1830 году ради проповеди Евангелия. Без огня, меча и насилия, не нарушая быта и традиций местного населения, апостолы Алтая располагали к себе людей и просвещали Светом Православной веры.

Труды их не оказались напрасными: исчезали предрассудки, языческая жестокость, между шорцами водворялись христианские ценности и братская любовь друг ко другу. Общеизвестно, что нас часто укрепляет в деятельности и служении добрый пример, героический поступок, искреннее и ревностное отношение к долгу. Поэтому Алтайская Духовная миссия – это особая страница в истории Православия в Сибири, включая Алтайский край и Кемеровскую область.

В Послании апостола Павла, которое прочитывается в память о святителе, есть такие слова: «Братия, поминайте наставников ваших и покоряйтесь им, ибо они неусыпно заботятся о душах ваших» (см. Евр. 13:17-21). Эта фраза помогает понять смысл того, что есть процесс обучения, из каких компонентов созидается процесс образования человеческой личности. С одной стороны, это требование к учащимся поминать, то есть помнить, наставников и покоряться им. Но, с другой стороны, это сильный призыв к учителям со внимаением заботиться о душах тех, кого обучаешь.

В этих словах огромной силы Божий призыв, потому что не может быть процесса обучения, тем более процесса воспитания, без того чтобы раскрыть свой ум, свою волю и свое сердце навстречу тому, чему учит учитель.

В каком случае слова «поминайте наставников ваших и покоряйтесь» не смущают совесть, не задевают человеческое самолюбие, не ограничивают свободу? Только в одном случае: когда учитель является примером, эталоном. Не может испытывать смущение от слов «поминайте и покоряйтесь» ученик великого композитора или выдающегося режиссера, великого ученого-подвижника или гениального художника. В этом случае и уважение, и покорность приходят естественным образом, потому что ученик покоряется добровольно, с радостью, ища возможности учиться именно у этого учителя.

Успех образования зависит от того, как ученик относится к учителю. Но успех образования зависит также от того, как учитель относится к своему делу и во имя чего он учит ученика. И если забота о душе, то есть о нравственном состоянии личности, перестает быть заботой преподавателя, педагога, профессора, то не может быть ни памяти, ни покорности.

Пока преподаватели, все, кто несет ответственность за подрастающее поколение, не осознают своей ответственности за его нравственное воспитание и не будут заботиться о душах вверенных им, до тех пор мы как общество будем нести на себе отвратительную печать разрушения нравственного начала. В межличностных отношениях и быту это будет сопровождаться неудачами в семейной жизни, разводами, абортами, преступностью, коррупцией и всем тем, что разъедает жизнь личности, семьи и общества.

Мы должны вспоминать историю, сопрягать настоящее с прошлым, черпать из прошлого вдохновение для новых свершений. Все, что мы говорим, возможно сказать, обращаясь в адрес современной школы, так и обращаясь в адрес Церкви и пастырей. Неслучайно в центре служения пастыря — учительство с его колоссальной ответственностью за душевное состояние паствы, особенно за молодое поколение, за будущее Церкви и мира.

Современное образование должно обрести духовный стержень. Важно, чтобы школа не только давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить свое Отечество и заботиться о его благополучии.

Дай Бог, чтобы труды участников конференции, исследования ученых, клириков Церкви, педагогов и студентов, развивая замечательные традиции русской классической словесности, помогали людям стремиться к высшим идеалам мира, добра и любви, выстраивать свою жизнь в соответствии с евангельскими заповедями и ценностями.

Благодарим всех за внимание!

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter