Архиереи

Высокопреосвященнейший архиепископ Софроний (Дмитрий Иванович Будько)

31 марта 2008 года, на Крестопоклонной седмице Великого поста, на 78-м году жизни отошел ко Господу первый управляющий Кемеровской епархией Высокопреосвященнейший архиепископ Софроний.

На погребение владыки, которое состоялось в средопостную среду, 2 апреля, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прибыл епископ Бронницкий, викарий Московской епархии Амвросий, как архипастырь, трудившийся в Кузбассе в 2005 – 2006 годах в должности викария, а также сибирские архипастыри – епископ Абаканский и Кызылский Ионафан, епископ Барнаульский и Алтайский Максим.

В эти дни в Кемерово съехались священнослужители Новосибирска, Барнаула, Томска, Абакана, Москвы, Украины и, конечно, из всех городов и селений Кузбасса.

Владыка скончался в 12 часов дня. В 17 часов гроб с его исхудавшим и изболевшимся телом был доставлен в Знаменский кафедральный собор. Началось круглосуточное чтение священниками Евангелия и прощание прихожан со своим бывшим архипастырем. Вскоре в собор прибыл Губернатор Кузбасса А. Г. Тулеев. Непрерывным ручейком сюда стали стекаться люди.

На имя нынешнего управляющего епархией Преосвященнейшего епископа Аристарха поступали многочисленные телеграммы соболезнования со всех концов России: от депутатов Государственной Думы, областных, районных, городских органов власти.

Аман Гумирович и нынешний управляющий епархией Преосвященнейший епископ Аристарх сделали все возможное для достойного прощания кузбассовцев и многочисленных гостей с владыкой Софронием. Поминальный обед на 300 человек проходил в здании Областной администрации.

Нынешний управляющий Кемеровской епархией – Преосвященнейший епископ Аристарх встретился в архиепископом Софронием накануне его кончины, в больничной палате. Владыка Софроний был еще в сознании. Через два часа после теплого общения бывший кузбасский архипастырь впал в кому, из которой уже не вышел…

С кончиной владыки, казалось, уходила в прошлое целая эпоха. Эпоха, наполненная особым драматизмом и героизмом православных архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, несших свое служение в стране, отказавшейся от Бога.

***

Высокопреосвященнейший архиепископ Софроний (в миру Дмитрий Иванович Будько) родился 3 октября 1930 года в деревне Бордевка Высоковского района Брестской области, в верующей патриархальной семье. В то время Брестская область в соответствии с мирным договором 1921 года входила в состав Польши.

В семилетнем возрасте пошел в начальную школу, где преподавание велось на польском языке. Помимо обычных школьных предметов, приходской священник преподавал детям Закон Божий. Маленькому Диме особое удовольствие доставляло посещение богослужений в местной церкви святого Пророка Илии, которая действует и поныне.

После введения в Беларусь в 1939 году советских войск, согласно знаменитому пакту Молотова — Рибентроппа, пришел конец польскому владычеству, но началось другое, еще более тяжкое: почти после каждой прожитой ночи на утро деревня не досчитывалась одного — двух своих земляков, а то и целой семьи. Их отправляли либо в Сибирь, либо на Север или Дальний Восток. Возникла угроза «раскулачивания» и многодетной, трудолюбивой семьи Будько. Лишь мудрость дедушки спасла семью, но одно лихо снова сменилось другим — 22 июня 1941 года в 4 часа утра началась Великая Отечественная война. Уже к рассвету гитлеровские войска продвинулись на значительное расстояние от белорусской границы в глубь страны… Так проходило детство будущего архиерея.

В ноябре 1950 года двадцатилетний Дмитрий был призван в армию. Вся его армейская служба прошла в радиолокационных войсках Северного военно-морского флота. После прохождения курса молодого матроса был определен на службу в особую секретную роту командиром отделения механиков. За хорошую службу получил назначение на офицерскую должность преподавателя электротехники и двигателей внутреннего сгорания.

После демобилизации в 1954 году стал готовиться к поступлению в Минскую духовную семинарию. Несмотря на то, что Церковь была в те годы гонима, и органы КГБ всячески старались воспрепятствовать абитуриентам, конкурс в семинарию был большой — 7 человек на место. Дмитрий Будько был в десятке первых поступивших в семинарию. Учился он по первому разряду и был в числе лучших учеников. Это дало возможность по окончании семинарии в 1959 году поступить в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую Дмитрий Будько благополучно окончил в 1963 году с ученой степенью кандидата богословских наук за работу «Богослужение Великого Четвертка в его историческом развитии».

Студенческая юность стала небольшой передышкой перед грядущими трудностями. Шли 60-е годы. Хрущевская «оттепель» для Церкви оказалась лютой зимой. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев публично заявил, что «к 1980 году в СССР не будет ни одного попа». Закрывались храмы, оставались без места годами служившие, обремененные семьями батюшки. Что же говорить о совсем молодом кандидате во священники…

Позднее в своей автобиографии владыка напишет: «Бездомным странником искал я по городам и весям свой храм. Зимой в демисезонном пальтишке, купленном по случаю окончания академии, мерз на улицах незнакомых городов, отогревался в магазинах, трясся на багажных полках вагонов, недоедал… Кроме того, я боялся ареста «за тунеядство», так как тогда действовал хрущевский закон, согласно которому нетрудоустроенного в течение трех месяцев человека отправляли в места не столь отдаленные. Этот закон широко применялся властями для расправы с инакомыслящими. В связи с этими обстоятельствами, осложнявшими жизнь, я, проживая в одном месте, официально вел переписку с епархиями о трудоустройстве с другого…»

Наконец, по Божьей воле и при участии добрых людей – профессора Николая Дмитриевича Успенского и секретаря Святейшего Патриарха Пимена Даниила Андреевича Остапова – получил направление в Новосибирскую епархию.

***

22 марта 1964 года, в день 40 мучеников Севастийских, Дмитрий Иванович Будько был рукоположен в сан священника. До 1 июля 1966 года служил в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска, затем в Ильинском храме города Осинники Кемеровской области. 15 апреля 1968 года вновь переведен на служение в новосибирский Вознесенский кафедральный собор. В феврале 1972 года на Новосибирскую кафедру прибыл Смоленский епископ Гедеон, назначивший своим указом от 1 мая 1972 года иерея Дмитрия Будько настоятелем Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска и благочинным Новосибирской области.

Всецело занятый делами благочиния и реконструкцией вверенного ему храма ревностный пастырь не обращал внимания на свое здоровье, которое ухудшалось. 4 июня 1974 года он перенес серьезную полостную операцию, вызвавшую осложнения и даже угрозу для жизни. Из больницы вышел по прошествии трех месяцев. Врачи рекомендовали покой, а затем – определение инвалидности.

Но малейшее улучшение самочувствия неумолимо влекло на работу. Реконструкция Вознесенского собора отвлекала от болезни.

В 1978 году Высокопреосвященнейший архиепископ Гедеон назначил своего клирика еще и благочинным церквей Тувы. Владыке также довелось участвовать в реконструкции Никольского храма в городе Болотное Новосибирской области, открывать приходы в городах Черепаново, Искитим, Купино, Бердск, Барабинск, Куйбышев, Маслянино и др.

С октября 1980 года по май 1985 года трудился секретарем Новосибирского епархиального управления, совмещая при этом обязанности настоятеля Вознесенского кафедрального собора и благочинного Тувимской автономной области.

В апреле месяце 1984 года протоиерей Дмитрий Будько овдовел, с ним остались маленькая дочь и сын, служивший в те годы в армии. Но и эта тяжелая утрата не смогла разрушить гармонию его душевных сил и жажду служения Богу. Он полностью погрузился в работу и в ней находил утешение.

В 1989 году митрополит Гедеон своим указом освободил протоиерея Дмитрия от обязанностей настоятеля Вознесенского кафедрального собора и назначил настоятелем Александро-Невского собора города Новосибирска, который к тому времени еще не был передан Новосибирской епархии. Тогда в нем велись работы по размещению областной консерватории. Но уже были собраны 35 тысяч подписей граждан Новосибирска в пользу передачи собора Православной церкви. Наконец, полуразрушенный собор в 1990 году был возвращен Церкви, и в нем сразу стали совершаться богослужения и вестись реставрационные работы.

К маю 1991 года Александро-Невский собор уже был готов к освящению. И 15 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибыв в Новосибирск для ознакомления с жизнью Новосибирской епархии, освятил отреставрированный храм и накануне престольного праздника Вознесения Господня совершил чин наречения протопресвитера Дмитрия Будько во епископы. В самый день праздника, 16 мая 1991 года, за праздничной божественной литургией состоялось его поставление во епископа с именем Софроний и титулом Томский, викарий Новосибирской епархии.

***

В 1993 году 11 июня с образованием Кемеровской епархии Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод определили епископа Софрония окормлять новообразованную епархию, а в ноябре месяце утвердили править ею постоянно.

За годы служения владыки Софрония в Кемеровской епархии произошли не просто большие, а огромные изменения.

Если в 1993 году в Кемеровской епархии числилось 62 прихода, 79 священников, 8 диаконов, 15 воскресных школ, 6 церковных библиотек, две домовые церкви в двух исправительных колониях, то в 2006 году, когда владыка по достижении 75-летнего возраста был отправлен на покой, в Кузбассе действовало 319 приходов, трудилось 211 священников и 17 диаконов, работало 110 воскресных школ, в которых училось более трех с половиной тысяч человек, в двадцати семи исправительно-трудовых учреждениях действовали домовые храмы, часовни, молельные комнаты. В крупных городах действовали православные сестричества милосердия, почти при каждом храме открылись библиотеки.

С 1994 года в епархии работает Кемеровский филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В том же году в Новокузнецке открыто Духовное училище в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которому в 2007 году решением Священного Синода присвоен статус Духовной семинарии.

В областном центре в 1997 году на основе трехстороннего договора между Кемеровской епархией, отделом образования городской администрации и средней общеобразовательной государственной школой №79 открыта первая за всю историю земли Кузнецкой государственная православная школа.

При областных Институтах усовершенствования учителей в г.г. Кемерово и Новокузнецке организованы курсы православной педагогики. При больницах многих городов и населенных пунктов области имеются часовни или домовые церкви. Очень активно в деле проповедования православной веры действуют православные братства и сестричества.

В Кемеровской епархии в теплое время года организовывались массовые благотворительные крещения. Самыми «рекордными» стали 1997 и 1998 годы, когда было окрещено тридцать две тысячи человек и тридцать четыре тысячи 884 человека соответственно. Причем в течение года количество крещений в храмах не уменьшалось.

Проводится духовно-просветительная работа на телевидении, радио, в периодических изданиях. Так областная газета “Кузбасс”, орган издания администрации Кемеровской области, уже одиннадцатый год сотрудничает с Кемеровской епархией и ежемесячно выпускает православную газету-вкладыш “Золотые купола”.

***

За цифрами и реальными достижениями скрывается непрекращающаяся работа владыки Софрония. В первый год своего служения на новообразованной кафедре, он объехал почти все, даже самые отдаленные, приходы. Знакомился с духовенством, налаживал контакты с представителями местной светской власти, общался с членами приходских советов, прихожанами, на месте уврачевывал конфликты и призывал к миру и созиданию. Настоятельно рекомендовал священнослужителям в кратчайшие сроки формировать церковные библиотеки, открывать воскресные школы, создавать сестричества, организовывать книжные киоски, делать все возможное для духовной поддержки кузбассовцев, переживавших в те годы серьезные политические и финансовые потрясения.

Владыка активно вел прием граждан. Он по-отечески относился к каждому посетителю. По его распоряжениям Кемеровская епархия оказывала финансовую помощь множеству людей, лишившихся в те годы работы, социальных гарантий, пенсий, детских пособий. Он всех жалел и всем сострадал.

Его понимание исторической действительности, роли Церкви в сложный для государства кризисный период, подвигало архипастыря уделять особое внимание священнослужителям, которые должны быть подготовлены к выполнению своей особой миссии — нелицемерно поддерживать общество на высоте его нравственных норм. В те тяжелые годы, когда люди, потерявшие веру во все, жили лишь нервами, Церковь уврачевывала и вселяла надежду. Именно благодаря взвешенному правлению владыки Софрония Кемеровская епархия в те годы со своей задачей справлялась. Люди стали активно посещать храмы, их жизнь наполнялась высоким духовным содержанием.

***

Необходимо затронуть и еще одну сторону епархиальной жизни — сотрудничество светской и духовной властей. Для осуществления этого благого намерения губернатор Кузбасса Аман Гумирович Тулеев и Высокопреосвященейший архиепископ Софроний подписали Договор о сотрудничестве между Кемеровской епархией и Областной администрацией. Этот Договор открыл двери для миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в медицинских и образовательных учреждениях, в системе ГУИН, МВД, в военкоматах пр. Договор позволил Церкви и обществу еще более сблизится, а государству найти в лице Церкви верного помощника в делах милосердия, благотворительности и социального служения.

Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев, дабы поднять авторитет Церкви в обществе, представил областному Законодательному собранию епископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония к награде “Почетный гражданин области”. Отношения правящего владыки Софрония и главы Кузбасса А. Г. Тулеева складывались на основе уважения и любви. Аман Гумирович, искренне переживающий за Кузбасс и кузбассовцев, сразу расположился к правящему архиерею, почувствовав в нем такого же, как он, сострадательного и государственно-мыслящего человека. Правящий архиерей по-отечески относился к губернатору и благодарил его за все благие дела, которые он совершает для Русской Православной Церкви.

Владыка часто обращается к Аману Гумировичу за помощью в выделении квартир нуждающимся священнослужителям, просил содействия в их лечении, в оказании помощь многодетным батюшкам, просил о выделении угля для сельских приходов и многое-многое другое. Аман Гумирович со своей стороны всегда оказывал возможную помощь.

***

В этой публикации мы не коснулись и сотой доли той многогранной и многотрудной работы, которую неустанно вел первый кузбасский архиерей. Он не имел выходных дней, по нескольку лет не ходил в отпуск. Вся его жизнь была посвящена только служению Богу, Церкви и людям.

Владыка был назначен на кузбасскую кафедру в 63-летнем возрасте. Он был уже далеко не молод, страдал тяжелыми хроническими заболеваниями, к концу жизни катастрофически терял зрение, и проходившее на глазах тысяч кузбассовцев становление и укрепление епархии казалось чудом Божиим немощью совершаемым.

Для кузбасских пастырей, для сотрудников Кемеровского епархиального управления он являлся примером истинного служения Богу, примером терпения, смирения, христианской любви и милосердия.

Говорят, что русским свойственно приукрашивать свое прошлое, не любить настоящего и бояться будущего. На кузбасскую паству это не распространяется. Все, кто соприкасался с владыкой Софронием ценил настоящее, потому, что по воле Божией им выпала возможность служить под его началом, иметь радость общаться с ним, переживать поражения и победы, видеть, как сквозь блеск и возвышенность служб, торжественность официальных приемов проступает чистая и трогательная душа архипастыря Русской Православной Церкви. Ему верили и старались следовать его всеобъясняющему совету: «Покрывайте все любовью».

***

Отпевание Высокопреосвященнейшего архиепископа Софрония, начавшееся после литургии Преждеосвященных даров, возглавил Преосвященнейший епископ Абаканский и Кызылский Ионафан в сослужении епископа Бронницкого Амвросия, Барнаульского и Алтайского Максима, Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, сонма духовенства, нескольких тысяч верующих, в сопровождении Архиерейского хора и мужского хора Новокузнецкой духовной семинарии.

Трогательное хоровое и клиросное пение, белые одежды духовенства в эти великопостные дни создавали особую торжественную атмосферу. Казалось, что смерти нет, нет траура, есть только горечь разлуки…

Похоронили владыку у алтарной части Георгиевской церкви храмового комплекса Знаменского кафедрального собора. Именно в Георгиевском храме, пока еще не был построен и освящен Святейшим Патриархом Алексием, Знаменский собор ровно пятнадцать лет назад была установлена кафедра правящего архиерея, и в нем началось служение архиепископа Софрония в качестве управляющего епархией.

Могила владыки усыпана цветами, венками, красноречиво отражающими весь спектр соболезнующих: Святейший Патриарха Алексий, Губернатор А.Г.Тулеев, главы администраций всех городов и районов Кузбасса, коллективы угольных предприятий, учебных заведений, силовых структур…и здесь же скромные, трогательные букетики простых прихожан.

Со святыми, упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего и верного Твоего служителя.

Протоиерей Сергий Веремеев, Наталья Губанова