К празднику Крещения Руси расписан алтарь Владимирского храма и открыт памятник князю Владимиру

28 июля, в день празднования Крещения Руси и памятной даты тысячелетия со времени преставления равноапостольного князя Владимира, на территории Знаменского кафедрального собора в Кемерове состоялись торжества, посвященные этим событиям.  В их ряду – праздничная литургия и водосвятный молебен во Владимирском приделе собора и открытие памятника князю Владимиру. Так внешне обозначены два весьма значительных явления в местной художественной культуре, непосредственно соотнесенные с именем св. Владимира: только что законченная роспись алтаря нижнего храма с образами равноапостольных Ольги и ее великого внука, а также скульптура Крестителя Руси, поставленная рядом с собором.

В России не очень много церквей, освященных во имя св. князя Владимира. В этом отношении Кузбасс выгодно отличается от других регионов. Уже в первой половине 90-х годов, когда началось активное храмоздательство, был возведен Владимирский нижний придел в Знаменском соборе Кемерова, воздвигнут крестильный храм св. Владимира в Прокопьевске. Позднее, в первом десятилетии этого века, в Новокузнецке поставлен кладбищенский храм-часовня св. князя Владимира Великого, а в пос. Барзас построена надкладезная часовня в честь Крестителя Руси. И в каждом случае, при всем разнообразии конкретных поводов для осуществления той или иной постройки, присутствует и мотив начала, неизведанности связанного с этим дела, предприятия.

Алтарную роспись полностью увидят немногие, во всех деталях она открыта только служителям церкви. Но важно то, что через двадцать лет после освящения нижнего храма, в короткий срок создано и его монументальное убранство. Начав свою работу в апреле этого года, девять художников под руководством М. Прошкина завершили ее уже в июле. Алтарь расписан сюжетными композициями и отдельными образами в соответствии с литургической традицией, включая тему Евхаристии и страстей Христовых, прославление Спасителя, Богородицы, пророков, святителей, русских святых. Общее стилистическое решение убранства алтаря Владимирского придела ориентировано на достижения русского и сербско-балканского иконописания эпохи Зрелого Средневековья.

С момента, когда возведение памятника князю Владимиру благословил митрополит Аристарх и был приглашен в Кемерово для работы над скульптурой московский художник Д. Левин, прошло меньше года. Первые эскизы, воплотившие замысел мастера, появились зимой. Консультируясь с М. Прошкиным, московский мастер пришел к окончательному решению пластического образа уже в марте. Фигура Крестителя отлита из бронзы, а примыкающее к ней изваяние поверженного идола и постамент сделаны из камня. Автор памятника очень бережно интерпретирует традиции отечественной скульптуры середины 19 века, прежде всего опираясь на художественное решение Памятника 1000-летия России М. Микешина.

Руководил строительством, работами по благоустройству площадки и установкой памятника заведующий епархиальным отделом строительства и архитектуры иерей Михаил Смирнов.

Людмила Оленич