Выступление митрополита Волоколамского Илариона на VI Всемирном конгрессе российских соотечественников, проживающих за рубежом

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил 31 октября 2018 года в рамках пленарной дискуссии «Россия и соотечественники: новые вызовы и новые рубежи».

Уважаемый Сергей Викторович! Уважаемые организаторы и участники Всемирного конгресса соотечественников, дорогие братья и сестры!

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую всех вас, собравшихся в столице России на VI Всемирный конгресс соотечественников.

Мы все — живущие как в Отечестве, так и за его пределами, — объединены общей историей, в которой есть славные и победные страницы, но есть и страницы сложные, трагические.

Наша встреча проходит в столетнюю годовщину злодейского убийства Царской семьи. Этот скорбный юбилей возвращает нас к трагическим событиям вековой давности, неразрывно связанным с судьбами русского рассеяния. Вновь и вновь мы пытаемся осознать эти вехи отечественной истории, в очередной раз сделать выводы и извлечь уроки, донести до молодого поколения историческую правду о периоде тяжких испытаний, выпавших на долю нашего народа.

C приходом к власти большевиков в результате октябрьского переворота 1917 года была развязана кровавая братоубийственная война, а поражение Белой армии вызвало массовую эмиграцию. Россия потеряла множество людей из всех сословий. Только по приблизительным оценкам нашу страну покинули от 1 до 3 миллионов человек.

Эта массовая эмиграция вкупе с жертвами гражданской войны и двух мировых войн не дали сбыться демографическим прогнозам Дмитрия Ивановича Менделеева. По расчетам этого знаменитого русского ученого, в случае сохранения темпов прироста населения России, которое наблюдалось в начале ХХ века, к его середине оно должно было составлять 282,7 миллиона человек, а к 2000 году — 594,3 миллиона человек.

Расшатывание общественных и государственных устоев во многом велось как извне российского государства, так и изнутри. Ведь соперники России видели, что к началу второго десятилетия XX века наша страна уверенно становилась мировым лидером по росту целого ряда экономических, финансовых и демографических показателей, и организовали в стране революцию, положившую всему этому конец и ввергшую страну в хаос гражданской войны.

Массовый исход наших соотечественников создал и уникальное явление в зарубежье — «русское рассеяние». Основными центрами эмиграции первой волны стали Париж, Берлин, Прага, Белград, София. В последующие годы многие двинулись дальше — в США, а также в Канаду и Латинскую Америку. Кроме того, белая эмиграция шла и через дальневосточные границы; крупные эмигрантские центры сложились в Харбине и Шанхае. Оттуда многие эмигранты впоследствии переселились в Америку и Австралию.

На каком бы континенте и в какой бы стране ни оказались выходцы из России, с ними была рядом наша Церковь, всегда разделяя скорби и лишения. Церковные приходы за рубежом являлись естественными центрами притяжения русских общин, где верующие соотечественники могли получить утешение и восполнить свои духовные силы. Церковь была для наших братьев и сестер надежной опорой, помогала сохранению их культурной и исторической идентичности. В условиях «русского исхода» Церковь стала консолидирующим началом для соотечественников на чужбине. Так происходило и в последующие десятилетия для новых волн переселенцев.

Современная русская зарубежная диаспора представляет собой сложную общность людей с разными политическими убеждениями, взглядами на общественные процессы в России, отличающихся друг от друга своим социальным статусом, профессиональными занятиями и финансовым положением. Но, в тоже время наши соотечественники объединены верой, системой ценностей, языком, культурой, историческим прошлым.

Как раньше, так и сейчас Русская Православная Церковь не делит своих чад ни по политическим, ни по экономическим, ни по каким-либо другим критериям, но продолжает объединять людей вокруг вечных евангельских идеалов поверх временных различий.

Сегодня наша Церковь может беспрепятственно совершать свое служение. В лице иерархов, священнослужителей и мирян она осуществляет духовно-просветительскую и благотворительную миссию в учебных заведениях, социальных учреждениях, больницах и хосписах, в армии и местах лишения свободы, в средствах массовой информации. Все мы становимся очевидцами того, как возникают новые епархии, возрождаются разрушенные храмы и монастыри, строятся новые церкви. Все это стало возможным благодаря возвращению людей к отечественной религиозной традиции из богоборческого плена более чем семидесятилетнего предшествующего периода.

В настоящее время каноническое единство Русской Православной Церкви стоит перед новым историческим вызовом. Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке объявил Украину своей канонической территорией, признал и принял в общение «иерархию» украинских раскольничьих сообществ, а также заявил о намерении создать на ее основе новую «поместную церковь» на Украине и предоставить ей статус автокефальной.

Чтобы оправдать свое антиканоническое вторжение на Украину, Константинопольский Патриархат вменил ни во что собственные исторические документы трехсотлетней давности, найдя им новейшую ни на чем не основанную интерпретацию, нарушил двусторонние договоренности между нашими Церквами и обязательства, в том числе письменного характера, данные священноначалию нашей Церкви лично Патриархом Варфоломеем. Попраны не только принципы братской любви между Поместными Православными Церквами, но и элементарное человеческое доверие, без которого невозможны даже светские дипломатические отношения.

Цель беззаконных действий Константинопольского Патриархата — разрушение единства Русской Церкви, а их мотивы — выполнение внешнего политического заказа. Только за последние дни Госдепартамент США опубликовал два заявления в поддержку решения вопроса о так называемой «украинской автокефалии» Патриархом Варфоломеем. Украинские власти прямо говорят, что создаваемая ими структура должна служить исключительно политическим целям — в первую очередь, изоляции православных верующих Украины от России и Русской Церкви. Фактически Русскую Православную Церковь пытаются сделать заложницей нынешнего глобального политического противостояния России и Запада.

В соответствии с фундаментальными нормами канонического права Русская Православная Церковь была вынуждена прервать евхаристическое и молитвенное общение с Константинопольским Патриархатом после принятия им в общение лидеров и иерархов украинского раскола. Это сделало невозможным участие Московского Патриархата в мероприятиях и богослужениях, совместных с епископатом и клириками Константинопольского Патриархата.

Мы ждем от наших соотечественников за рубежом понимания сложившейся непростой ситуации, сплочения и усиления поддержки наших зарубежных общин и приходов нашей Церкви, что в некоторых случаях может оказаться необходимым. Я также хотел бы напомнить нашим верующим, что принципиальность в канонических вопросах не означает отказ от добрых человеческих отношений с православными верующими всего мира. Враги Православия во всем мире сеют рознь между нами, добиваются изоляции нашей Церкви, но мы должны преодолевать эти препятствия терпением и любовью.

Молитвами новомучеников и исповедников Церкви Русской, всего сонма святых, в земле Российской просиявших, нашему народу удавалось преодолеть трагические испытания прошлого столетия. Убежден, что сила веры поможет нам и сегодня, а живая связь с прошлым позволит с надеждой смотреть в будущее.

Благодарю за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Источник

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter