9 февраля слушатели Православных богословских курсов Кемерова совершили экскурсионно-паломническую поездку в Томск.
Первым пунктом остановки стала Воскресенская горка, где в 1604 году образовался один из старейших городов Сибири. Здесь путешественники осмотрели воссозданные Спасскую башню крепости и часть стены, бывшее здание полицейской части с пожарной каланчой, посетили Музей истории города, в котором Ирина Петровна Маркина, организатор поездки, провела увлекательную экскурсию.
Непременными местами паломничества в Томске являются Богородице-Алексиевский мужской монастырь и Богоявленский собор, где гости смогли приложиться к мощам святого праведного Феодора Томского и деснице святого праведного Макария (Невского), который при жизни более двадцати лет занимал в Томске епископскую кафедру. В июне 2011 года мощи этого святого были обретены в Троице-Сергиевой Лавре, и часть их, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, была передана Томской епархии.
Гости Томска обычно не минуют и Вознесенскую гору с удивительной по красоте одноимённой церковью – своеобразной доминантой городского пейзажа. Этот храм до революции был знаменит своей колокольней, на которой в числе других, звонил «Царь-колокол», отлитый в 1897 году в Ярославле на заводе известного литейщика Оловянишникова и пожертвованный купцом А. А. Васильевым. В годы Советской власти и храм, и колокольню постигло разграбление, все колокола были сняты с колокольни и вывезены, однако, в 1996 и 2013 годах их копии были изготовлены на Каменск-Уральском заводе, установлены на колокольне и заново освящены.
Паломничество продолжилось в Знаменской церкви, известной хранящейся в ней святыней – Абалакской иконой Божией Матери, самой почитаемой Богородичной иконой в Сибири. Она была написана в 1637 году протодиаконом кафедрального собора Матфием. Современный список древнего образа создали московские супруги-иконописцы Ларионовы.
Затем паломники отправились в Троицкий храм, известный своей историей: церковь была возведена в 1841—1844 годы по проекту К. Турского на средства единоверческой общины. В 1940 году богослужебная жизнь здесь, в единственном действовавшем в то время томском храме, замерла. Однако к концу Великой Отечественной войны, власти дали разрешение на совершение служб в этой церкви и в Петропавловском соборе, построенном в 1911 году по проекту А. И. Лангера, который стал последним местом паломничества.
День, проведённый в паломнической поездке по старинным храмам Томска, надолго останется в памяти путешественников.
Пресс-служба Кузбасской митрополии