С 22 по 28 апреля пройдёт Европейская неделя иммунизации, в которой участвуют 180 стран, в том числе, и Россия.
Говоря о позиции Русской Православной Церкви по вопросу вакцинопрофилактики, Председатель Синодального отдела по благотворительности, председатель Общества Православных врачей России епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил, что «никаких запретов на прививки Церковь никогда не устанавливала».
И, тем не менее, священнику, не имея медицинского образования, сложно делать выводы о том, проводить ли иммунизацию конкретного ребёнка или нет. На этот вопрос отвечает Общество Православных Врачей Кузбасса в своём информационном письме, разъясняя противоречия и спорные вопросы по проблеме вакцинопрофилактики.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
«О вакцинопрофилактике»
История вопроса
14 мая 1796 года английский аптекарь и хирург Эдуард Дженнер успешно привил первую вакцину коровьей оспы.
В 1881 году французский микробиолог Луи Пастер создал прививку от сибирской язвы, а в 1885 – против бешенства.
В 1980 году Всемирная организация здравоохранения объявила о полном искоренении на нашей планете вируса оспы.
В 1768 году была сделана первая прививка от оспы в России, еще до изобретения вакцины, самой императрице Екатерине II. С 1801 г. в России началась массовая вакцинопрофилактика против оспы.
Святейший Синод в 1804 году своим указом предложил всем архиереям и священникам «распространять в народе правильный взгляд на прививание». Прививание оспы входило в программу обучения будущих священнослужителей. В житии святителя Иннокентия (Вениаминова), рассказывается, как благодаря оспопрививанию была открыта возможность для распространения христианской веры на отдалённой окраине Российской Империи — Аляске.
В 1811 году было издано «Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы», написанное Вологодским епископом Евгением (Болховитиновым), замечательным учёным, членом многих научных обществ.
Так, с исторической точки зрения, Церковь не только не препятствовала вакцинопрофилактике, но и благословляла на вакцинацию, если, конечно, это не наносило вреда здоровью.
Медицинский взгляд на вакцинопрофилактику
Вакцинация (от лат. vaccus — корова) или прививка – это введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение или ослабит его отрицательные последствия.
По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, плановая иммунизация полиомиелита, столбняка, дифтерии, коклюша, кори и эпидемического паротита ежегодно спасает жизнь и здоровье трём миллионам детей в мире. А с помощью новых вакцин, которые будут разработаны в ближайшие пять-десять лет, можно будет предотвратить гибель еще восьми миллионов детей в год.
Осложнения вакцинации
Кроме своего неоспоримо положительного влияния и огромного количества спасённых жизней, вакцинация, как и всякое медицинское вмешательство, имеет свои побочные эффекты и осложнения. Особенно много вопросов вызывают комбинированные и ослабленные вакцины. Немалую проблему составляет качество и состав приготовленных вакцин, квалификация и ответственность медицинского работника, производящего вакцинацию. Так, список поствакцинальных осложнений достаточно велик. Нужно помнить, что любая прививка – это вмешательство в одну из самых загадочных и тонких систем организма – иммунную систему. Поэтому делать прививки можно только после консультации с терапевтом, и использовать исключительно проверенные вакцины. Также необходимо взвешивать все последствия и риски, как самой вакцинации, так и добровольного отказа от неё.
Принятие решения о вакцинации
Избежать всевозможных негативных последствий вакцинации помогает и информированность самих пациентов и их родителей о правилах и особенностях проведения вакцинопрофилактики. Целью вакцинации должно служить снижение уровня заболеваемости населения и детской смертности.
Для того чтобы разумно выйти из сложной ситуации, необходим индивидуальный подход с рассуждением по каждому конкретному случаю. Пытаясь взять благословение у священника, родители должны помнить, что священник не врач, и он не может владеть информацией в полном объёме, осмотреть ребёнка, учесть наличие противопоказаний, поинтересоваться качеством конкретной вакцины. Священник может только провести разъяснительную беседу со своими прихожанами о пользе вакцинации и существующих этических нормах, связанных с их применением, давая верующим возможность самостоятельно принимать решения. Священник не может заставить родителей делать прививки своим детям, это будет противозаконно и вызовет конфликты, скандалы и недоверие.
Сталкиваясь с данным вопросом, священник должен сам стремиться и призывать прихожан к получению наиболее полной информации по вакцинопрофилактике, об эпидемиологической ситуации в стране, возможных последствиях вакцинации и рисках отказа от неё.
Таким образом, если прихожанин или какая-либо семья обращаются с просьбой: «Благословите делать прививки», то священник может сказать: «Бог благословит». Но имейте в виду, что вы должны быть достаточно информированы по этому вопросу, в том числе и о рисках возникновения осложнений, и должны соблюдать правила вакцинопрофилактики. Окончательное решение принимаете вы самостоятельно.
По существующему законодательству (Федеральный закон №157 от 17.09.1998, пункт 1, статья 5 и 11), как сами граждане, так и родители детей, самостоятельно делают выбор о вакцинопрофилактике и могут от неё, при желании, отказаться. Но данный отказ у православной семьи не должен звучать с формулировкой «по религиозным убеждениям».
Вопрос вакцинации не носит религиозного характера. Священник не может благословить делать или не делать прививки. Но может объяснить родителям их ответственность и самостоятельность в подходе к данному вопросу, если, конечно, речь не идёт о вакцинах, изготовленных на основе абортивного материала. Родители должны понимать меру ответственности, которую несут за своего ребёнка перед Богом, своей совестью, семьёй и обществом, ведь непривитый человек, заболев, может причинить вред и ближнему. Возможно, пройдёт время, и родители изменят своё решение.
Вакцины из абортивного материала
Это та область, которая выходит за рамки чисто медицинской проблемы. В данном случае необходимо учитывать этичность и моральность применения таких вакцин. В данном вопросе для верующего человека достаточно трудно принять положительную точку зрения по поводу использования вакцин созданных на основе абортивного материала.
Проблема еще заключается в том, что для России эта тема нова и православные врачи опираются на исследовательский опыт католических медицинских организаций, которые проводят кампанию за создание этической альтернативы прививок с использованием детской крови.
Для понимания отношения к данной проблеме необходимо знать, что никто не делает специально аборты для получения материала для вакцин. Абортивный материал для клеточной линии был взят один раз, много лет назад. На его основе были созданы непрерывно размножающиеся клетки (те самые клеточные линии), которые и используются для экспериментов и производства вакцин. Данные об используемой клеточной линии производитель вакцин указывает в информационном вкладыше-инструкции к вакцине.
Таковыми являются вакцина от краснухи (Meruvax), гепатита А (VAQTA, HAVRIX) и некоторые другие. Встает вопрос о степени «соучастия во зле» изготовителей, распространителей и потребителей вакцины. Размышляя о нравственных принципах такого соучастия, Общество Православных Врачей России пришло к следующим выводам:
— врачам и пациентам позволяется использовать препараты, зная об их происхождении, только «на временной основе» и только «из необходимости» в том случае, если нет эффективной альтернативы и только в виду «серьёзной угрозы их здоровью» и «косвенной угрозы здоровью населения»;
— такой выбор является вынужденным и против совести… Такая вынужденная мера несправедлива и должна как можно скорее быть устранена;
— что касается степени соучастия, мы должны всеми мерами противостоять изготовлению вакцин, не имеющих этических альтернатив, чтобы под нашим давлением были созданы альтернативные вакцины.
Пресс-служба Кузбасской митрополии