В конце марта в рамках факультатива «Русская литература и Православие» на Православных богословских курсах Кемерова состоялся семинар на тему: «Ты и твоё христианское имя».
Руководитель факультатива Людмила Алексеевна Ходанен предложила слушателям подготовить сообщение о святом, чьё имя носит человек и о храмах, возведённых в его честь. Каждый участник семинара решал эту задачу по-своему. Валерий Николаевич Бредихин рассказал о житии мученика Валерия Мелитинского, пострадавшего от рук гонителей христиан в Армении в 298 году. Татьяна Владимировна Любимова не только познакомила своих однокашников с житием диаконисы-мученицы III века Татианы Римской, но и провела параллель с современным студенческим праздником – Татьяниным днём, напомнив историю его установления в 1755 году, связанную с датой основания Московского университета.
Имя ещё одной раннехристианской мученицы – Валентины Кесарийской, погибшей за веру в Палестине в 308 году, носит постоянная участница семинаров Валентина Ивановна Сукач. Этой святой слушательница и посвятила своё сообщение. Об удивительной женщине – самарянке Фотии – и её семье рассказала Светлана Константиновна Сенникова. В выступлении, сопровождавшемся великолепными иллюстрациями, она привела в пример фрагмент Евангелия от Иоанна, а также толкования на беседу Христа с язычницей и блудницей, «терпящей зной премногих страстей», которой Он преподал «воду живую, иссушающую источники грехов» и первой открыл, что Он есть Мессия, помазанник Божий.
Елена Михайловна Додонова рассказала сразу о семи святых с этим именем, которое встречается в христианских святцах с первого века: его носили мученица Елена, дочь апостола Алфея; равноапостольная царица Елена; преподобная Елена – королева сербская; святая Ипомони – Елена Драгаш; супруга последнего византийского императора Мануила II Палеолога; а также две русские святые: основательница московского Новодевичьего монастыря преподобная игумения Елена (Девочкина) и духовная дочь святого Серафима Саровского Елена (Мантурова). В ХХ веке были прославлены ещё три новомученицы, окончившие жизни от рук гонителей в 1937–38 годах: Елена (Асташкина), Елена (Коробкова) и Елена Чернова.
Ещё более сложная задача предстояла Дмитрию Владимировичу Толстоброву и Алексею Петровичу Протасову: их имена настолько распространены в Православии, что выделить одну или нескольких из выдающихся личностей было весьма затруднительно. Дмитрий Владимирович посвятил выступление жизнеописанию и чудесам от мощей великомученика Димитрия Солунского Мироточивого, современника Валерия Мелитинского, пострадавшего во время диоклетиановых гонений. Рассказ о святых Дмитриях не обошёлся, разумеется, без упоминания о великом благоверном князе Димитрии Иоанновиче Донском, оказавшем влияние на ход отечественной истории, о его потомке – отроке-мученике Димитрии Угличском и о преподобном Димитрии (Покропаеве) Прилуцком, ученике преподобного Сергия Радонежского.
Алексей Петрович Протасов подробно познакомил слушателей с житием христианского подвижника-аскета IV–V веков Алексия человека Божия, с особенностями его почитания в Русской Православной и Римско-Католической Церквях. Кроме того, он рассказал о русском святом XIII века — преподобном Алексии Печерском, а также о выдающихся деятелях Церкви, науки и культуры ХХ века и, в первую очередь, о двух Патриархах Московских и всея Руси – Алексии I (Симанском) и Алексии II (Ридигере).
Пресс-служба Кузбасской митрополии