Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий встретился с руководителями образовательных организаций Московской области

1 октября 2019 года в актовом зале Коломенской духовной семинарии состоялась традиционная ежегодная встреча митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области.

Во встрече приняли участие заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев и его заместитель П.Н. Родин, председатель отдела религиозного образования и катехизации Московской областной епархии, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин, директор Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета доктор педагогических наук Л.Л. Шевченко, руководители образовательных организаций Московской области, представители Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры — всего более двухсот человек.

В начале мероприятия с приветственным словом выступил глава Коломенского городского округа.

Митрополит Ювеналий поблагодарил Д.Ю. Лебедева за приветствие и обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Приветствую вас на нашей традиционной встрече в начале учебного года, которое совпадает с празднованием 90-летия Московской области. Это время, когда намечаются планы на будущее, как говорится, сверяются часы. Мы обмениваемся мнениями о текущих задачах воспитательно-просветительской работы и определяем, в каких формах будет в течение года осуществляться наше взаимодействие.

Общей отличительной чертой и Церкви, и школы является то, что они — исторически древние учреждения, в деятельности которых важнейшее место занимает передача знаний. Церковь проповедует людям о Боге и Его заповедях, показывает путь благочестивой жизни и дает наставления о жертвенном и созидательном участии в общественном развитии. Школа дает подрастающему поколению большой объем информации, необходимой для личностного и профессионального развития человека. Соработничество между Церковью и школой развивается в области духовно-нравственного воспитания. Это та область педагогической деятельности, которая некоторое время тому назад находилась в относительном забвении. Печальные последствия позитивистского подхода к образованию показали, что для того, чтобы стать зрелой личностью и трудиться на общее благо одних знаний недостаточно. Требуется предпринять немало усилий, чтобы совместными усилиями семьи, школы и Церкви воспитать человека, приверженного высоким нравственным ценностям. Именно это является определяющей предпосылкой для полноценной онтологической самореализации индивида. Хочу в связи с этим привести прекрасные слова святого апостола Петра: «Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3-4).

Временной отрезок, в который мы с вами живем имеет две отличительные черты. Обе они очень важны и не допускают равнодушного к себе отношения. Во-первых, наше общество до сих пор переживает разрушительные последствия периода безбожия, что имеет своим последствием духовную дезориентацию, растерянность или опустошенность многих. Во-вторых, стремительно развивающиеся технологии коммуникаций, затрагивающие в первую очередь молодежь, формируют новые формы общения, через которые с большой скоростью могут распространяться различные идеологические конструкции, подчас обладающие большой разрушительной силой. В этой сфере возник своего рода новояз, который динамично меняет свой лексический состав и все далее отчуждается о того, что мы считаем литературной нормой.

Указанные мною обстоятельства имеют следствием, во-первых, часто наблюдаемую неспособность семьи выполнять свою воспитательную функцию, чему в значительной степени способствует и зловещая деградация этого института как такового. Во-вторых, можно говорить об отчуждении подрастающего поколения от старших, которые в их глазах предстают не имеющими авторитета и устаревшими. При этом авторитетом становится «море электронного разума» в кавычках, получающее возможность в прикровенной форме распространять сомнительные «ценности» и коварно эксплуатировать детскую душу, которая, несмотря ни на что, в силу своей природы не теряет свойств неискушенности.

«Что делать? » — спросите вы. И я отвечу словами Спасителя: «Не бойтесь» (Лк. 12:7). Новизна происходящего никого да не смущает. Необходимо внимательно анализировать происходящее, с тем чтобы потом в уважительной и доходчивой форме донести свои выводы до детей и юношества. Здесь необходим заинтересованный и уважительный диалог, исключающий приказы и запреты, способные вызвать у учащихся только отторжение.

В этой связи огромное значение имеет взаимодействие между педагогами и священнослужителями, которое открывает большие возможности в сфере духовного просвещения детей, а вслед за ними, как показывает опыт, и их родителей. Я бы сказал, что это безальтернативный путь воспитания подрастающего поколения в духе осознанного следования традиционным ценностям и идеалам. Надо в этом направлении проявлять больше решительности и настойчивости в тех широких рамках, которые предоставлены нам законодательством.

Как обычно проинформирую Вас о теме грядущих XVIII Московских областных Рождественских образовательных чтений. Она посвящена 75-летию завершения Великой Отечественной войны и звучит так: «Великая Победа: наследие и наследники». В соответствии с соглашениями о сотрудничестве наши благочиния во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием будут проводить различные мероприятия по предварительно составленному плану.

Мне представляется важным обратить внимание на несколько принципиальных моментов в подходе к раскрытию темы чтений. Обычно, обращаясь к истории Великой Отечественной войны, сосредотачиваются на ходе боевых действий, сражениях и героических подвигах наших воинов. И это очень важно. Мы также будем чествовать наших ветеранов, благодарить их за то, что они отстоялись нашу свободу и независимость.

Однако важно акцентировать внимание и на обобщенном мировоззренческом осмыслении итогов величайшей в истории человечества трагедии. Современным детям необходимо дать понять, что Великой Победой, отчасти скрытой от них дымкой исторической отдаленности, были завоеваны такие непреходящие ценности, как право человека на жизнь и свободу, равенство народов и их право на существование. Поражение фашизма означало крах человеконенавистнических, по природе диавольских, идей, которые не имеют права на существование в обществе людей. Именно такое понимание событий делает значение подвига наших воинов непреходящим и соответствующим заповеди Христа Спасителя, сказавшего: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

В заключение хочу выразить всем вам глубокую благодарность за деятельное участие в соработничестве министерства образования Московской области и Московской епархии. Поздравляю вас с началом нового учебного года и 90-летием образования Московской области. Сердечно желаю помощи Божией в наших совместных трудах и Его небесного благословения. Большое спасибо за внимание».

С докладами выступили заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, директор кадетской школы городского округа Люберцы Н.Г. Скисова («Роль Православия в патриотическом воспитании обучающихся»), директор средней общеобразовательной школы № 7 Коломенского городского округа Е.В. Грачева («Изучение «Основ православной культуры» — поддержка семьи в воспитании детей на основе культурных и исторических ценностей»), директор средней общеобразовательной школы № 12 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Егорьевск Н.С. Быбина («Из опыта работы по реализации учебных предметов духовно-нравственной направленности»), заведующая центром развития ребенка — детским садом № 45 «Колосок» г.о. Подольск О.Н. Племянникова («Из опыта работы по реализации программы «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях»»), а также президент Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры Л.Л. Шевченко.

В заключительном слове Патриарший наместник Московской епархии, отметил высокий уровень соработничества Церкви и школьных педагогов в Московской области и выразил благодарность министру образования области О.С. Забраловой. Митрополит Ювеналий поздравил присутствовавших с насупающим Днем учителя и пожелал помощи Божией в их трудах.

Встреча завершилась концертом хора студентов Коломенской духовной семинарии под управлением преподавателя КДС диакона Николая Глухова.

Московская областная епархия/Патриархия. ru

Источник

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter