В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Дубнинский Иоанн совершили Литургию в Александро-Невском соборе в Париже

13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и глава Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции митрополит Дубнинский Иоанн совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Архиепископии на рю Дарю в Париже.

За Литургией архипастырям сослужили викарные епископы Домодедовский Симеон и Реутовский Елисей, а также клирики Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках.

По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к собравшимся в храме со словом проповеди:

«Мы сегодня слышали притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее. Всякий раз, слыша ее за богослужением, мы понимаем, что скоро Великий пост, потому что именно через притчу о мытаре и фарисее и затем притчу о блудном сыне, которую мы услышим в следующее воскресенье, Господь напоминает нам о покаянии, о том, какой должна быть наша молитва и как мы должны предстоять перед Богом.

Фарисей, который зашел в храм помолиться, не сделал ничего дурного — наоборот, это был человек, по тогдашним меркам, образцовый. Он постился два дня в неделю, и не так, как мы с вами это делаем — фарисей в эти два дня не вкушал ни еды, ни воды от рассвета до заката. Он давал десятину не только с того, что было положено по закону иудейскому, но вообще со всего своего имущества. Одним словом, это был очень правильный и благочестивый человек. И он пришел к Богу затем, чтобы отчитаться, сказать: я все делаю правильно, не так, как другие — разбойники или мытари вроде того, который стоит тут. Я не такой, как он. А мытарь не перечислял своих заслуг, он только произносил одну короткую фразу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).

Мы видим двух человек, которые пришли к Богу для того, чтобы вознести молитву. Но один оказался оправданным более другого. Христос в Своей притче не утверждает, что Бог осудил фарисея и оправдал мытаря — Он говорит, что мытарь был оправдан более, нежели фарисей. Это означает, что Господь принимает всякую молитву, даже если она сопровождается самомнением или гордыней, как это было у фарисея. Даже если это молитва человека, который осуждает других, Господь все равно слышит ее.

Но для того, чтобы получить полное оправдание, обрести исцеление от своих грехов, мы должны молиться и ощущать себя так, как молился и ощущал себя мытарь из притчи. Мы призваны не смотреть на других, не сравнить себя с другими так, как это делал фарисей, не говорить: я лучше вон того человека в том-то, я лучше другого человека еще в чем-то. Мы должны всматриваться в глубины своего сердца и смотреть, где коренятся грехи, страсти, какие недостатки мы можем в себе исправить; мы должны постоянно испытывать свою совесть. Для этого существует Таинство исповеди.

Многие из нас, приходя на исповедь, спрашивают себя, а иногда и духовника: стоит ли мне исповедоваться, если я каждый раз на исповеди говорю одно и то же? Нам приходится говорить одно и то же, потому что мы повторяем те же грехи. Для того, чтобы избавиться от греха, иногда требуются годы, десятилетия, а бывает иногда, что человек прилагает большие усилия, но от определенного греха избавиться не может.

Грехи — как болезни: одна болезнь проходит быстро, другая длится долго. Одна болезнь лечится легко, а с другой не удается справиться годами, и человек живет с этой болезнью. Преодолевая боль, он осуществляет то, что необходимо, занимается профессиональной или иной деятельностью, а болезнь продолжает в нем жить. Точно так же и грехи: они в нас живут, а мы с ними боремся, и порой нам удается их побеждать и преодолевать.

Пример мытаря показывает нам, как мы должны относиться к самим себе, к окружающим людям и к Богу. К самим себе мы должны относиться так, чтобы не замечать своих добродетелей и если в нас есть что-то хорошее, приписывать это Богу, Который дал нам условия, в которых мы смогли что-то доброе сделать. Господь призывает нас искоренять из своей души, из своего сердца злые помыслы, злые деяния, злые поступки, а на других людей не смотреть и не сравнивать себя с ними.

Всякий раз, когда мы приходим к Богу для того, чтобы предстать перед Ним в молитве, мы призываемся ощущать себя согласно слову апостола Павла, писавшего, что «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). И это не некая благочестивая риторика — он действительно ощущал себя первым из грешников несмотря на то, что все свои дни и ночи апостол Павел проводил в молитве, подвигах, в миссионерских трудах. Он путешествовал, писал послания, проповедовал, увещевал, но считал себя первым из грешников, потому что видел свои грехи и не сравнивал себя с другими людьми.

Господь призывает нас к такому самоанализу. Он дал нам особое время в течение года — дни Великого поста, когда мы можем всматриваться в глубины собственной души, вслушиваться в голос своей совести, очищать себя духовно и телесно, готовясь к празднику святой Пасхи — Светлому Христову Воскресению».

Председатель ОВЦС сердечно приветствовал митрополита Дубнинского Иоанна и сослуживших архиереев, выразив радость в связи с возможностью совершить богослужение в историческом соборе благоверного князя Александра Невского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В ответном слове митрополит Иоанн подчеркнул значение визита председателя ОВЦС в центр Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции как следствия ее восстановленного единства с Матерью-Церковью. Во внимание к церковно-дипломатическим и богословским трудам он вручил Его Высокопреосвященству награду Архиепископии — орден святого благоверного князя Александра Невского.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Источник

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter