Участник архиерейского квартета Кемеровской епархии диакон Вячеслав Ланский о церковном пении:


«Когда я только пришел в храм, церковное пение не было для меня столь важным атрибутом богослужения, даже сложно сказать почему. Но, когда я поступил в Московскую Духовную семинарию  и прикоснулся к богослужебным традициям Троице-Сергиевой Лавры, я удостоверился в том, что церковное пение — это то, что  позволяет человеку находиться в молитве со всеми. В какие-то моменты это пение может тебя поддержать, воодушевить и помочь быть на одной волне со всеми молящимися.

Почему в Церкви появилась традиция петь на богослужении? Это пошло от ветхозаветных времен, когда народ собирался и пел Богу псалмы под сопровождение музыкальных инструментов. Новозаветная Церковь, Церковь Христова, также переняла эту добрую, благую традицию. Однако, музыкальные инструменты из обихода христианского богослужения были упразднены и Бог прославлялся исключительно естественными человеческими способами — только при помощи голоса. Необходимо сказать, что прежде в Церкви пели все христиане, все собравшиеся люди имели возможность поучаствовать в этом всенародном песнопении. Сегодня в Церкви также остались некоторые моменты богослужения, в которых все молящиеся могут поучаствовать своим пением. Это пение важнейших христианских молитв — «Символа веры» и молитвы Господней «Отче наш».

К сожалению, когда Церковь начала расширяться физически, то есть все больше и больше людей приходило в Церковь, начинало утрачиваться некоторое содержание, и, поэтому традиция всенародного пения начала исчезать и кое-где прекратилась вовсе. И на смену всему храму, который прославлял Бога своим пением, пришли церковные хоры. Нужно сказать, что, с одной стороны, это было достоинство, а с другой стороны — недостаток в том отношении, что несколько ослаблялась именно общинная жизнь. Достоинством же это было прежде всего потому, что появилась возможность исполнять песнопения более совершенно.

Со временем в Церкви начало развиваться многоголосное пение. Если изначально христиане стремились к тому, чтобы пение было одноголосным и унисонным, то позже появился второй голос, который назывался исоном. И уже для более поздней, особенно русской церковной традиции становится характерным пение партесное, то есть пение, когда мелодия делилась на четыре голоса.

Само пение и напевы это дело вторичное, главное же в богослужении христианском то, что мы произносим, читаем или поем. И, поэтому нам, находясь на богослужении, необходимо прежде всего стремиться к тому, чтобы мы понимали смысл того, что поет хор, что читает священник. Находясь на православном богослужении мы должны стремиться к тому, чтобы, прежде всего, впитать в себя тот глубочайший смысл, который поколения предшествующие, поколения святоотеческие вкладывали в те богослужебные строки, которые сегодня исполняются, и помнить о том, что красота мелодии и внешнее благолепие богослужения это лишь то средство, которое помогает нам как можно глубже понять и усвоить всю ценность христианского опыта на богослужении».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter