«Если взглянуть на общую или гражданскую историю, то она соткана из побед и поражений во имя человеческого успеха. История, которая излагается в Божественном Откровении, в Евангелии — это история хранения веры, и она именуется священной историей. Священная история вплетена в историю человеческого рода. Один и тот же человек может быть героем и одной, и другой истории. Если общечеловеческая история имеет своими лидерами тех, кто был успешен в политике, в создании памятников архитектуры, научных и экономических достижениях, то в священной истории Церковь прославляет тех, кто осуществил заветы веры, тех, кого мы называем святыми. Святые — подлинные герои священной истории.
Нередко бывало так, что герои священной истории становились героями человеческой истории. Мы знаем эти имена на примере Руси — мужественные защитники и собиратели земли нашей одновременно были благоверными князьями, нередко, принимая монашеский подвиг в конце жизни. Такими были, например, князь Александр Невский и преп. Сергий Радонежский, 700-летие которого будет отмечаться и в государстве Российском, и РПЦ. Если священная история не только переплеталась с историей общей, но и проникала в эту человеческую летопись, тогда и достигался самый большой успех. Потому что Бог помогал трудам святых, которые с Его именем совершали земную историю. Летописные памятники древней литературы знают их победы, их подвиги, их человеческий успех, но что бы он означал, если б он был оторван от ценностей священной истории? Когда одно проникает в другое, когда Божественное оживотворяет человеческое, — только тогда удается достичь тех целей и достичь те вершины, которые невозможно покорить, если обычная человеческая история отрывается от истории священной.
Все эти размышления приводят нас к простому заключению. Что же происходит сегодня? Сегодня в этой внешней человеческой истории успех часто достигается греховными и даже преступными способами. И мы знаем, что происходит это потому, что в ткань современной истории все менее и менее вплетается история священная. Отсюда и роковые ошибки, и заблуждения — и больших и малых, и сильных и слабых, богатых и бедных. Праздник Рождества Христова ежегодно напоминает нам о том, что человек достигает успеха только тогда, когда ценности священной истории не перестают быть для него жизненными ценностями.
И в первый день нового года мы молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея, о благосостоянии народа, чтобы наши соотечественники не потеряли способность сохранять ценности священной истории, православной веры, нравственные ценности, включая их в ткань современной жизни. Только тогда мы обретем мир, покой и благоденствие. И никакое разделение одного и другого, чем бы оно ни оправдывалось, неспособно помочь человеку достичь подлинных целей и ценностей земного бытия, которые одновременно являются ценностями и Царствия Божия.
Православная Церковь стремится помочь человеку найти нравственную опору. Именно поэтому она идет в школы, вузы, интернаты, больницы и учреждения социальной защиты, армию, исправительные учреждения. Такое служение Церкви — не самореклама, а проявление чувства ответственности за будущее народа, исполнение своего призвания в мире. Духовные устремления человека, которые берут свое начало в религиозном мировоззрении, определяют все стороны жизни, и в первую очередь влияют на укрепление нравственного самосознания личности. В данной ситуации возвращение к нравственным основам более чем актуально. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, открытие Православных гимназий, введение уроков религиозно-нравственного образования в школе позволит прививать детям духовные и этические ценности, ориентировать их на ответственное поведение».
(Выдержка из Приветственного слова митрополита Аристарха на Губернаторском Рождественском приеме 2014 года).