Благочинный церквей Пенитенциарного округа Кемеровской епархии иерей Глеб Курлюта о Неделе о мытаре и фарисее:

109

«С грядущего воскресного дня начинается Неделя о мытаре и фарисее – это первая неделя, которая готовит нас к Великому посту. В это воскресенье читается Евангелие, в котором говорится о том, как два человека зашли в храм для молитвы. Один из них, фарисей, стоял впереди всех и молился так: «Господи, благодарю Тебя за то, что я не такой грешник, как многие другие люди: прелюбодеи, убийцы, воры, не такой, как тот мытарь, который стоит в конце храма, что соблюдаю я пост два раза в неделю, десятую часть от моих доходов отдаю на пожертвование, уважаем я всеми». А мытарь стоял в конце храма и, вспоминая все свои грехи, бил себя в грудь, молясь: «Господи, будь милостив ко мне грешному». Господь заканчивает эту притчу словами о том, что из храма вышли оба человека, но оправданным больше вышел мытарь, потому что он принес Богу покаяние.

Эта неделя настраивает нас на Великий покаянный пост – время, когда христиане стараются чаще бывать на богослужениях, поститься не только телесно: не вкушать мяса, молока, воздерживаться от просмотра телевизора, но и духовно. Для Бога важнее всего, когда человек видит свои грехи и просит прощения и помощи у Него, чтобы с ними справиться. А когда человек считает себя святым, считает, что если он исполняет формально все заповеди, то он уже готов войти в Царство Небесное, то такие люди не могут быть оправданы Божиим милосердием. Святые часто называли себя самыми грешными людьми. И не потому, что так им было положено себя называть, а потому что человек, который приближается к Богу, к свету истины, начинает видеть свои грехи. В темноте человеку сложно заметить, что он грязный, что его душа вся в язвах, а когда человек приближается к свету истины, то он начинает видеть даже самые маленькие свои грешки, мысли, желания, слова, которыми мы можем оскорбить своих ближних. Многие из наших соотечественников приходят на исповедь и говорят, что они безгрешны, им не в чем каяться. Они никого не убили, никого не ограбили, всю жизнь старались никого не обманывать. Поэтому они не находят в себе грехов и не нуждаются во враче. А раз они не нуждаются во враче, то Церковь не может им ничем помочь. Ведь Церковь, согласно Евангелию, это место очищения от человеческих грехов. И очистить от них свою душу может только тот человек, который просит об этом Бога, человек кающийся. Интересно, что святые отцы Церкви установили убрать в неделю о мытаре и фарисее постные дни. Поэтому она называется «сплошная». В эту неделю не постятся, чтобы посрамить эту гордость фарисейскую, когда мы думаем, что мы соблюдаем пост, исполняем заповеди и тем самым уже достойны войти в Царствие Божие.

Дорогие братья и сестры! Призываю каждого из нас во время постовых богослужений внимательно слушать слова молитв и песнопений, в которых мы будем испрашивать у Бога помощи в открытии нам наших грехов, дарования способности каяться. Всякую же фарисейскую гордость, когда человек считает, что уже всего достиг, и его уже ждут в Раю, будем от себя отгонять. Спаси Вас всех Господь».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter