«Молитва прп. Ефрема Сирина – это особая молитва, которая красной линией проходит через весь Великий пост. Она очень краткая, но великая. О ней мы слышим даже в стихах Пушкина. На великопостных богослужениях она звучит очень часто. Люди, посещающие храм, знают ее наизусть. Звучит она так: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего яко благословен еси во веки веков. Аминь». В этой молитве святой Ефрем Сирин затронул самые глубины духовных процессов. Прежде всего, он говорит о духе, об избавлении от него. Дух – это источник греха или добродетели. О праздности, например, говорят, что она мать всех грехов. Поэтому что в праздности человек начинает привлекать к себе очень много тех вещей, на базе которых возникают и тяжкие грехи. Каждый грех оставляет после себя шлейф. Допустим, занесли в комнату благовонное вещество, затем убрали его, а запах остался, и если занести в комнату зловонное вещество, и тут же убрать, то запах тоже останется. Так же и добродетель или грех оставляют после себя последствия. Очень важно понять, как действуют на нас эти духи. Человек не сам по себе согрешает, падает, изменяется в худшую сторону, а под действием духа злобы. Поэтому в молитве святой Ефрем просит, чтобы именно дух отошел от него, он просит даровать ему ангела.
Мы постоянно находимся между двумя мирами: миром ангельским и бесовским. Человек не бывает никогда одинок. На него постоянно влияют духи злобы или ангелы. А от нас что зависит? Мы сами можем привлекать одно или другое. Поэтому Ефрем Сирин уделяет внимание тому, что необходимо молиться Богу, Творцу о том, чтобы Он Божией силой Своей помог человеку. Молитва – это высшее общение с Богом. И, конечно, это общение возвышает человека, одухотворяет его, устремляет в вечность. И тогда жизнь и ее цели становятся совсем другими.
Молитва Ефрема Сирина читается в начале и в конце каждого богослужения, то есть в Первый, Третий, Девятый час, на Полунощнице, Утрене, Вечерне и Литургии. На этих богослужениях читается молитва Ефрема Сирина с поклонами. Мы делаем три, а затем двенадцать поклонов. Такая традиция ведется издревле в Православной Церкви. Когда человек заходит в храм, и там совершаются поклоны, это значит, что читается молитва Ефрема Сирина. Здесь сочетается и физическое делание – поклоны, в которых мы всей своей плотью предстоим пред Господом, и молитвенное, в котором человек обращается к Богу с просьбой об избавлении от духа уныния, любоначалия, празднословия.
Мы часто очень много говорим в нашей жизни. И говорим праздно. А это считается не очень хорошим духом, потому что «всякое слово, которое произносит человек, воздастся ему в день судный». И это касается не только того, что мы говорим, но даже и мысли наши будут учтены. Эта молитва очень краткая, но емкая. Так же, как молитва «Отче наш»: она краткая, но когда ее начинают раскладывать, то получается целое богословие. Так и в молитве Ефрема Сирина. Наши святые отца посчитали, что именно эта молитва приемлема к дням Святой Четыредесятницы.
Дай Бог, чтобы наступивший Великий пост стал для нас спасительным, и дал хорошие результаты».