Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии об отношении человека к окружающим его людям:

IMG_2523-580x38611-212x1901

«В 5-ю неделю Великого поста в православных храмах нашему вниманию предлагалось Евангельское чтение от апостола Марка, в котором повествуется о беседе Спасителя с учениками (см. Мк. 10, 32-45). Господь шел на праздник Пасхи в Иерусалим. Как повествует евангелист Марк, в страхе и в трепете идут они в Иерусалим, понимая, что это участие в празднике Пасхи закончится трагически. Чтобы помочь ученикам понять, что же на самом деле произойдет в Иерусалиме, Господь говорит им о том, что, действительно, многое предстоит претерпеть Сыну Человеческому — биения, оплевания, заушения и смерть; и тут же дает им великое свидетельство о том, что в третий день Он воскреснет.

Совершенно особая атмосфера общения апостолов! Казалось бы, все прочее должно отступить на второй план. Что же происходит в этот самый торжественный и по-своему трагический момент? Ко Христу подходят два апостола, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и говорят: «Господи! Помоги нам сесть одному по правую, а другому по левую сторону от Тебя». Что же это? Это то, что с нами происходит сплошь и рядом. Соприкосновение с Божиим величием, с глубиной и силой Божиего замысла о мире и человеке, который открывается нам в Слове Божием, в Божественной литургии, в Таинстве Евхаристии, разрушается от соприкосновения с нашими каждодневными проблемами, с человеческими помыслами и вожделениями.

Но, Господь даже эти несвоевременные и не соответствующие моменту слова апостолов обратил ко благу, сказав, что каждый христианин должен иметь в сердце Божию заповедь: «Кто из вас хочет быть б?льшим, да будет вам слугою, а кто из вас хочет быть первым, да будет всем рабом, ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и искупить многих».

В этих словах содержится Божия воля о людях, особенно о тех, кто имеет власть. Конечно, в первую очередь это относится к апостолам, а значит, к Церкви. В Церкви не может быть господства и власти — в Церкви может быть только служение любви и Божией правде. Но поскольку это служение осуществляется в мире греховном, то священноначалию и пастырю подобает наказывать неразумных с мудростью и любовью.

В человеческую природу заложено стремление к развитию, совершенствованию. Чаще всего люди определяют степень жизненной удачи по тому, какое положение в обществе они занимают. Поэтому стремление обрести более высокое положение диктуется самой природой человека, предрасположенной к развитию и совершенствованию. Иногда в жизни это стремление приобретает совершенно болезненное выражение. Про таких людей мы говорим — это честолюбивый, тщеславный человек, который все свои силы направляет только на то, чтобы стать выше других. Удивительно, что Господь не осуждает учеников за то, что они попросили Его о высоком месте. Он не сказал им, что их мысли неправильны и греховны, Он не оспаривает их желание, но Он дает однозначное понимание того, чт? означает для человека положение выше, чем то, которое имеют окружающие. Господь ясно определяет основную ценность высокого положения человека. Этой ценностью является способность служить другим. Бог вам в помощь!».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter