Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии о празднике Входа Господня в Иерусалим:

mitropolit-Kemerovskii-i-Prokopevskii-ARISTARH-v-ryase21

«В воскресенье 6-й недели Великого поста Православная Церковь вспоминает событие входа Господня в Иерусалим. В этот день за Божественной литургией мы услышим замечательные слова святого апостола Павла из послания к Филиппийцам: «Всегда радуйтесь; и еще говорю — радуйтесь» (см. Флп. 4:4). Почему именно эти слова предлагает Церковь в этот день? Да потому, что народ радовался: люди кричали «осанна», постилали по дороге одежды свои, срезали ветви деревьев и бросали их под ноги Спасителя, приветствуя Его как победителя смерти, ибо все знали о том, что Он силой Своею воскресил четверодневного Лазаря.

О какой же радости нам говорит апостол? Радость и веселье могут быть разными. И мы знаем, что та радость и то веселье, которые были у жителей Иерусалима, через несколько дней сменились криками «Распни!». Тот, на Кого люди надеялись, что Он освободит их от римлян, поможет каждому в его жизни, — оказался после ареста таким слабым измученным, избитым, оплеванным.

Многие также считают, что веселье является синонимом радости и что чем больше веселья, тем жизнь счастливее. Но Евангельское повествование и жизненный опыт людей указывает, как быстро смех сменяется слезами. На место радости и веселия может прийти скорбь, пустота, неудовлетворенность — одно сменяет другое. Поэтому люди подключают себя к постоянным источникам веселья как к некому допингу, чтобы сократить время скорби.

Достаточно только взглянуть на телевизионные передачи. Такое впечатление, что люди больше ничем не занимаются, как только веселятся. Эта потребность в веселье свидетельствует о чем-то тяжелом и опасном, что происходит в наших душах. Человек, у которого есть внутренняя радость, не нуждается постоянно во внешнем веселье. Эти слова не следует понимать в том смысле, что никакого человеческого веселья вообще не нужно. Оно ведь было всегда — и праздники, как светские, так и церковные, и добрые дружеские встречи. Но если человек постоянно нуждается в том, чтобы подключать себя к внешним источникам, передающим веселье, то это свидетельствует о духовной пустоте, внутренней скорби и страданиях.

Вот почему мы сегодня читаем послание апостола Павла к Филиппийцам, где он говорит: «радуйтесь; и всегда радуйтесь». Но радуйтесь не так, как радовались в древности жители Иерусалима, встречавшие Господа; радуйтесь не так, как мы сегодня радуемся и веселимся, припав к экранам телевизоров. Как же тогда радоваться? В этом же послании апостол говорит: «Мир Христов, который превыше всякого мира, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (см. Флп. 4:7).

Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему и говорит апостол: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.

Мир Христов — это наши убеждения (именно поэтому апостол говорит о помышлениях) и состояние души (поэтому апостол говорит о сердце). Сюда же можно еще добавить волю человека, ориентированную на добрые дела. Неслучайно, размышляя на тему сегодняшнего праздника, преподобный Андрей Критский так замечательно сказал: «Вместо этих ветвей деревьев вручи Господу свои добродетели». Не надо размахивать ветвями, не надо стремиться к выражению внешней, поверхностной, быстро проходящей радости. Ты вручи Ему свои добрые дела, ты открой перед Ним свое сердце, ты открой перед Ним свой разум, и тогда мир Христов, который превыше всякого мира, соблюдет и сердца, и помышления наши во Иисусе Христе, Господе нашем. Всех благ вам, дорогие братья и сестры».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter