Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, глава Кузбасской митрополии о Страстной седмице:

mitropolit-Kemerovskii-i-Prokopevskii-ARISTARH-v-ryase21

«Еще вчера пышными вербами и цветами мы встречали Спасителя, празднуя событие входа Господня в Иерусалим. Сегодня же начинается страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. Это время особой скорби. Мы вспоминаем события предательства, страданий и смерти Господа Иисуса Христа. Как торжества человеческие проходят быстро, чаще всего не оставляя никакого следа в душе, так и слава человеческая проходит. Прославление Спасителя основано на том, что воскресением Лазаря Он предварил общее воскресение: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже». Именно этими словами прославляли мы за вчерашней Литургией Спасителя, воскресившего Лазаря, а затем через Свое собственное Воскресение воскресившего к жизни весь род человеческий, победившего смерть.

Совершенно очевидно, что смерть существует и для того, чтобы проникнуть в смысл всего, что совершил Христос для нас. Мы должны задуматься о том, что есть смерть и что есть воскресение. Человеческая болезнь, старость, потеря сил, потеря жизнеспособности человеческого организма заканчиваются смертью. Смерть это и есть прекращение всякой деятельности человеческого организма. В этом смысле смерть является апогеем человеческого страдания. Смерть венчает собой самое тяжелое, что только переживает человек — предсмертную муку. Для одних эта мука продолжительная, связанная с долгой болезнью, для кого-то эта мука скоропостижная, но это всегда мука и всегда апогей человеческого страдания.

Что же есть человеческое страдание? Когда мы болеем, то хорошо понимаем, что болезнь нас ограничивает. Когда эта болезнь сопровождается болью, то боль поглощает все наше внимание. Эта боль и эта болезнь становятся для нас явлением величиной во всю нашу жизнь. Чем сильнее боль и страдание, тем больше мы ощущаем, переживаем и оцениваем свою ограниченность. В этом смысле можно говорить о том, что страдание есть осознанная ограниченность. Апогеем этой осознанной ограниченности является смерть, когда уже человек не властен над собой.

Но ведь душа бессмертна. Что же означают смерть и воскресение, если душа не умирает? В Ветхом завете посмертное состояние человеческой души связывается с особым местом пребывания. Древние евреи называли это место печали, место скорби, место тьмы. Мы называем это место адом. В аду нет жизни, потому что ограниченность абсолютна. Там есть только одно страдание, а страдание — это не жизнь. Жизнь — это всегда свобода.

Почему мы называем Христа разрушителем смерти? Потому что Он, спустившись в ад после Воскресения, вывел оттуда праведников. Победа Христа над смертью есть способность после физической смерти обрести бессмертие и свободу, разрушить всякую ограниченность, а вместе с этим разрушить всякое страдание. Бог есть жизнь и источник жизни, а это означает, что жизнь в полном смысле только там, где Бог. Рай — это то место, где Бог; потому там жизнь. Христос Своим Воскресением сделал возможным жизнь нашего духа после смерти в раю, где есть жизнь с Богом, где есть приобщение к полноте бытия, к подлинной свободе в Боге. Поэтому, когда мы говорим о том, что Бог воскресил нас во Христе, это означает способность нашего духа жить вечно. И что перед этой вечностью в общении с Богом прекращение физической человеческой жизни?

Пусть Божие благословение, благодать, которую мы приобрели в таинстве Евхаристии, прикоснется к нашим сердцам, укрепляя наши духовные и физические силы. Храни и укрепляй вас всех Господь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.