О подвиге мученичества в Церкви рассказывает руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Кемеровской епархии протоиерей Александр Гусаков:

IMG_2519

«30 сентября Святая Церковь совершает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Угодницы Божии жили во втором столетии в Италии. Известно, что святая София рано осталась вдовой и воспитывала своих детей с малолетства в христианской вере. В то время во втором столетии правителем Римской империи был император Адриан. Это был человек, который являлся гонителем Церкви. Ему стало известно о том, что София и ее дочери исповедуют Христа, как Богочеловека, пришедшего спасти человеческий род от греха, проклятия и смерти. Будучи язычником, он призвал к себе святых с тем, чтобы они дали ответ о своем исповедании. Действительно, и святая София, и ее дочери исповедовали себя христианками. После некоторых уговоров император Адриан приказал, чтобы дочерей на глазах у матери мучили. Испытав многие страдания, девочки, которым было девять, десять и двенадцать лет, были усечены мечом. На месте погребения своих дочерей святая София на третий день предала свою душу в руки Божии.

Сегодня мне хотелось бы в рамках воспоминаемых событий второго столетия (а кончина святых последовала в 137 году) кратко поразмышлять о подвиге мученичества в Церкви. Этот подвиг является наивысшим проявлением христианской веры. Христос сказал в Евангелии: «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за ближнего своего». Поэтому с первого столетия сотни и сотни тысяч людей в самых сложных и экстремальных ситуациях старались все сделать для того, чтобы остаться верными Христу даже до смерти. Если мы с вами посмотрим древнюю христианскую историю, которая имела место, в том числе, в служении катакомбном, то увидим, что целые семьи христиан погребали в особых комнатах, катакомбах. Люди всегда с благоговением относились именно к мученическому служению в Церкви. На местах захоронений мучеников с первых столетий совершали Литургии. Несомненно, «Святцы» – перечень имен святых угодников Божиих – в первую очередь наполняются числом имен мучеников. Для человека нерелигиозного этот подвиг совершенно непонятен, потому что главной ценностью является, как известно, земная жизнь. Если я отдаю свою жизнь – самое ценное, что у меня есть, то для человека неверующего этот подвиг является совершенно глупым, непонятным. Но если мы откроем Священное Писание, если мы воспримем ту перспективу бытия, о которой говорит Христос, то все встает на свои места. Если после смерти есть жизнь вечная, ради которой и совершается все в Церкви, тогда все становится понятным, тогда это есть великая жертва, которую приносит человек во имя своего собственного спасения в вечности. Несомненно, мученик является гражданином Царствия Небесного.

Пусть, дорогие братья и сестры, воспоминаемые сегодня святые Вера, Надежда, Любовь и София помогут нам поразмышлять о самых главных христианских добродетелях: о вере, которая является уверенностью в невидимом как в видимом, а в будущем как в настоящем, о надежде, которая есть упование на неизреченный промысел Божий, ведущий нас ко спасению. И, наконец, о любви, которая является наивысшей христианской добродетелью. Любовь – это самое главное, к чему стремится каждый христианин. Но будем всегда помнить о том, что нельзя абстрагировано любить Бога. Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что «если мы думаем о том, что мы любим Бога, но пренебрежительно относимся к своему ближнему, то мы сами себя обманываем», потому что как мы можем любить Бога, Которого зримыми очами не видим, если мы относимся не по-христиански к ближнему, который всегда нуждается в нашей помощи, в нашем добром расположении.

Пусть воспоминаемые ныне святые помогут нам об этом поразмышлять. Благословение Божие да пребудет со всеми вами».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter