Проповедь в неделю Сыропустную, Прощеное воскресенье, перед чином Прощения 9 марта 2008 года

Во имя Отца, и Сына и Св. Духа!

По великой милости Божией наступил день, когда по Уставу церковному, мы получаем Божественное благословение на спасительное поприще Святой Четыредесятницы. В подготовительные недели к Великому Посту, Святая Церковь, как заботливая мать, помогала нам увидеть свои грехи, осознать свою вину перед Богом, возбудить в нас сокрушение сердечное и, вместе с тем, твердую надежду на благость и милосердие Божие.

Бог дал нам две способности, одинаково необходимые для нашего спасения: помнить и забывать. «Когда нам делают добро, — говорит святитель Амвросий Медиоланский, — признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забывать его» (ЖМП, 1983, №1, с.35). Святитель Филарет, архиепископ Черниговский, говорит: «Если нам трудно простить кого-либо, то необходимо вспомнить, что мы – христиане, и если по-человечески тяжело прощать обиды, то по-христиански гораздо тяжелее не прощать их» (ЖМП, 1983, №1, с.35).

Где же нам найти силу начать дело прощения? Во-первых, надо осознать, что обиды, которые вызывают у нас негодование, не стоят этой горечи. Большая часть наших обид – это раны человеческому самолюбию. Мы, наоборот, должны радоваться, когда это самолюбие обличается, когда оно разрушается ударами извне. Мы должны понять, как пуста и ничтожна наша жизнь по нашей же вине, как она далека от того, к чему призывает человека Бог. Далее, мы должны научиться простой человеческой добродетели – справедливости. Нам надо научиться себя мерить той же мерой, и так же легко прощать, как мы хотим быть прощенными, так же не огорчаться наносимыми нам обидами, как, по нашему мнению, другие не должны огорчаться, когда мы их обижаем.

Наконец, мы должны помнить, что слово Божие установило незыблемый закон духовной жизни: если мы не прощаем – мы не способны принять прощение, потому что становимся чуждыми тому духу, который способен его принять. Мы стоим перед Божиим неумолимым судом, нам необходимо понять, что временные земные действия имеют вечное и окончательное значение. Врата вечности открываются тому, кто стоит перед Богом с сердцем сокрушенным, молясь о помиловании и прощая всем.

Будем, братья и сестры, просить Бога, чтобы Он очистил нашу душу от всякого греха Своею благодатию и освятил ее Духом Святым.

Вступая в Великий, Пост, простим друг друга и каждый – ближнего своего, «как и Бог во Христе Иисусе простил всех нас» (Еф. 4,32) и вместе с преподобным Ефремом Сириным, учителем покаяния, будем непрестанно молиться: «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!»

Мы должны примириться друг с другом, – с теми, с кем идем по жизненному пути. Нужно испросить от души, от сердца прощения за обиды, за злословия, за осуждения, которые мы допускаем по отношению к ближним. Господь в Евангелии образно говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (МФ.,7:3). Себе мы все прощаем: и неприязнь, и осуждение и раздражение на людей. Сегодня мы призваны искренне, от души простить своих ближних и, в свою очередь, попросить прощения у тех, кого мы обидели вольно или невольно, огорчили словом или делом, кого не поддержали в трудную минуту, кого осуждали, на кого злословили. Каждый, оглядываясь на свои поступки, должен вспомнить тех, перед кем виноват. Прощение должно быть взаимным.

Только тогда, когда мы от души, от сердца простим, примиримся, испросим прощения друг у друга, тогда мы ощутим в душе своей тот мир, о котором говорил великий подвижник нашей Церкви преподобный Серафим Саровский. Он учил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Каждый на своем личном опыте знает: когда нет в душе мира, внутренне неспокойствие передается окружающим. И, наоборот, когда в душе царит мир, спокойствие и умиротворение передается ближним нашим, – этим мы укрепляем мир и согласие друг с другом, с людьми, с которыми мы вместе совершаем свой жизненный путь.

Взаимное примирение является условием достойного вступления в Святую Четыредесятницу. Я призываю всех вас, дорогие братья и сестры, оглянуться на свою жизнь, подумать об отношениях с окружающими, изъять из души неприязнь, осуждение и злобу, попросить друг у друга прощения и примиренными вступить в спасительное время Великого поста, – время, которое святые отцы называли «весной духовной». Как весной оживает природа, так и во время своей духовной весны — Великого поста — человеческая душа обновляется и очищается.

Возлюбленные о Господе, отцы, братья и сестры! Находясь на пороге Четыредесятницы, прошу у всех Вас прощения в грехах, своих словах, поступках, которыми принес кому-либо обиду, оскорбление или боль. Искренне прошу у Вас прощения: «Простите меня, грешного!» К сожалению, по болезни мне нет возможности сейчас совершить богослужебный Чин Прощения и лично испросить у всех Вас прощения в своих грехах. Пусть милость и благость Божия простит и тех, кто причинял нам огорчения, высказывал недоброжелательства или совершал злые замыслы! Сейчас, подходя к священнослужителям храма, затем к нашим родным, близким, друзьям и окружающим нас, видимым образом – через слова и благословение – простим каждый друг друга!

Прикладываясь и молясь перед святыми иконами в Прощенное воскресенье, испросим благословения Божия с честью и достоинством пройти грядущий Великий пост. Да сподобит нас Господь наш и Спаситель пережить и осознать Его Крестный искупительный подвиг и с радостью встретить Светлое Воскресение, ибо пасхальная радость – радость от встречи с Воскресшим Господом и Спасителем. Благословение Господне на вас, «Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Аминь

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter