22 июня Центр мониторинга нарушений прав и свобод православных христиан в Европе, действующий при поддержке Представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы, опубликовал на английском языке доклад за 2015 год. Краткий обзор нарушений прав православных христиан в Европе, упомянутых в докладе, представлен ниже.
Согласно докладу, в 2015 году права и свободы православных христиан в Европе значительно нарушались. Серьезные и многочисленные нарушения происходили в декабре-январе, когда православные верующие празднуют Рождество и Крещение, а также в марте-апреле, в период Великого поста, духовной подготовки к Пасхе. Таким образом, нарушители для своих действий выбирают наиболее религиозно важные для православных христиан периоды года.
Были зарегистрированы случаи бесчеловечного обращения, преследования, запугивания, задержания, избиения православных священников и верующих, которые нарушают статью 2 (право на жизнь) и статью 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ). В докладе упоминается 4 случая убийства и 3 случая избиения священников и церковных сотрудников в Албании, Украине и России. Определенный уровень враждебного отношение к православным христианам сохраняется в Албании, Косово и Хорватии. Еще одной страной, где происходят враждебные действия и насилие против православных христиан, стала Украина. В этой стране Украинская Православная Церковь подвергается периодическим нападкам различных радикальных группировок.
В 2015 году православные христиане сталкивались с дискриминационными действиями государственных органов (Албания, Украина) из-за своей позиции по вопросу о моральных ценностях или из-за ложных обвинений в какой-либо политической позиции. Наиболее ярким примером дискриминационных действий является решение Киевского городского совета об освобождении от уплаты налогов для всех религиозных общин, кроме организаций Украинской Православной Церкви. В свою очередь, Правительство Черногории выступило с проектом закона о свободе религии, который имел дискриминационные положения в отношении имущества Сербского Патриархата.
Новое законодательство в отношении моральных норм в некоторых европейских странах предоставляет возможности властям нарушать право верующих на свободу совести и провоцировать напряженность и конфликты между гражданами. Например, некоторые группы в обществе, требуя уважения к своему образу жизни, проводят целые кампании клеветы и оскорблений православных христиан, их образа жизни и их верований. В прошедшем году озвучивались требования лишить Православные Церкви в некоторых странах (Болгария, Греция, Россия, Сербия, Украина) возможностей для присутствия в общественной сфере (СМИ, образовании и здравоохранении).
В 2015 году православные верующие протестовали в некоторых странах (Кипр, Грузия, Болгария, Румыния, Россия, Украина) против юридических норм, которые навязывают православным гражданам новые ценности — аборты, суррогатное материнство, однополые союзы, обязательные занятия йогой в школах и другие.
Наблюдались также случаи «вброса» в публичное пространство клеветы не только против православных иерархов или верующих лично, но против Православных Поместных Церквей в Хорватии, Греции, Косово, Латвии, Черногории, Украине. Как правило, существуют две основные причины подобных кампаний. Во-первых, какой-либо Православной Церкви приписывается некая надуманная политическая позиция, как правило, в пользу другого иностранного государства (Сербская и Украинская Православные Церкви). Во-вторых, у некоторых общественных групп вызывает неприятие негативная позиция Православных Церквей по законодательству, которое вводит новые моральные ценности и противоречит христианским ценностям (Болгарская, Русская, Сербская, Элладская Православные Церкви).
Обычно диффамация (искажение информации о православных общинах или деятельности отдельных верующих) осуществляется несколькими методами. Во-первых, человек, имеющий некоторый авторитет в обществе (представитель правительства, известный общественный деятель, эксперт, журналист или блоггер) представляет публике некоторые негативные размышления, обвинения или комментарии о Православной Церкви без каких-либо доказательств (Албания, Латвия, Черногория, Украина). Во-вторых, в СМИ появляется фильм или репортаж, искажающий убеждения православных христиан или действия видных представителей Православной Церкви для дискредитации Православной Церкви (Греция, Украина). В-третьих, православные символы или религиозная мотивация используются небольшими группами людей для того, чтобы оправдать экстремистские речи, действия, выступления и связать их в сознании людей с Православной Церковью (Россия, Украина). Используя эти методы, некоторые группы общества хотят добиться роста негативного отношения к Православной Церкви в обществе.
К диффамации очень близки такие действия как унижение достоинства и язык ненависти. Такие случаи имели место в различных европейских странах с доминирующей православной традицией (Греция, Россия, Сербия, Украина). Очень часто унижение достоинства и разжигание ненависти также связаны с позицией Церквей по поводу моральных ценностей или по актуальным проблемам общества.
В 2015 году были зафиксированы многочисленные случаи лишения православных христиан свободы проведения мирных собраний (ст. 11 ЕКПЧ) в храмах, которые принадлежат им на основании права собственности, для осуществления своих религиозных обязанностей (Украина, Косово, Албания). Например, некоторые православные общины (Украина) не могут пользоваться своими законными владениями (нарушение статьи 1, защита собственности, Протокол к Конвенции о защите прав человека), потому что они захвачены радикально настроенными группами граждан, а власти не смогли обеспечить соблюдение законности.
В прошедшем году радикальные силы в Украине озвучивали призывы к изъятию у Украинской Православной Церкви Почаевской и Киево-Печерской лавр и передаче их альтернативной общине — «Киевскому Патриархату». Политические силы, которые инициировали эти действия, использовали святыню Православия для своих политических целей. В некоторых регионах Украины (Волынской, Львовской, Ровенской, Тернопольской, Черновицкой областях) имели место случаи покушений на захват или происходил захват храмов Украинской Православной Церкви с одобрения, при попустительстве или участии местных властей.
В 2015 наблюдались многочисленные случаи вандализма и осквернения православных храмов (Албания, Хорватия, Франция, Босния и Герцеговина, Греция, Косово, Черногория, Турция, Россия, Украина). Это не только оскорбляет достоинство верующих, но создает препятствия для совершения ими богослужений в оскверненных помещениях.
В докладе публикуются официальные реакции православных иерархов и руководителей крупных православных общин в отношении некоторых случаев унижения, клеветы, дискриминации и враждебности по отношению к их Церквям и общинам, которые свидетельствуют о том, что православные общины серьезно обеспокоены фактами нарушения их прав. Уважая светский характер государств и светские группы в обществах, руководство Православных Церквей многократно обращалось в прошлом году к национальным властям и международным организациям с требованием гарантировать защиту прав и свобод. Как правило, защищая свои права, Поместные Православные Церкви выбирают путь диалога с обществом, СМИ, государственными и международными организациями.