На международном фестивале фотографии в Краснодаре открылась выставка Издательского Совета Русской Православной Церкви

2

В Краснодаре в рамках VIII Международного фестиваля фотографии «Photovisa» открылась выставка «Святая Гора Афон. К 1000-летию русского присутствия», подготовленная Издательским Советом Русской Православной Церкви в партнерстве с Ассоциацией «Православная книга».

Выставка была представлена гостям фестиваля и широкой общественности 27 октября 2016 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко. В открытии экспозиции приняли участие руководитель фестиваля «Photovisa» Е.Я. Березнер, заместитель директора краевого художественного музея Е.Н. Ковакина, помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) и арт-директор фестиваля, куратор выставки И.Ю. Чмырева.

Выставка «Святая Гора Афон. К 1000-летию русского присутствия» посвящена истории обителей и монашества Афона, отраженной русскими фотографами в XIX-XXI веках. Уже в середине позапрошлого столетия с помощью фотографии далекий и заповедный Афон приблизился и стал знаменательной частью духовной жизни и культуры России, оставаясь таковым и в наши дни.

В выставку включены 52 фотографии, сделанные в XIX веке православным ученым и фотографом, действительным тайным советником Петром Севастьяновым и монахами Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Леонтием и Геннадием, в ХХ веке — петербургскими фотографами Александром Китаевым и Станиславом Чабуткиным, в XXI веке — фотографом Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Сергеем Власовым.

Фотовыставка подготовлена в рамках Межрегиональной православной книжной выставки-форума «Радость Слова». С февраля текущего года выставка была представлена в Екатеринбурге, Саратове, Иваново, Чебоксарах, Старице, Южно-Сахалинске, Ессентуках и Кирове. Это дало возможность познакомиться с духовной традицией Святой Горы тысячам жителей разных регионов России. До конца года выставка будет представлена в Брянске, а после этого экспозицию ждут московские вузы: фотовыставка пройдет в Университете печати им. Ивана Федорова, МПГУ и Литературном институте им. А.М. Горького.

При реализации данного проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года № 79-рп и на основании конкурса, проведенного фондом Института социально-экономических и политических исследований.

***

В 2016 году в России, Греции и на Святой Горе Афон торжественно отмечается тысячелетие русского присутствия на Афоне. В самом начале ХI века на Афоне богомольцами, пришедшими из Древней Руси, был заложен первый русский монастырь. История русского присутствия у подножия Святой Горы тесно переплетена с событиями отечественной истории: в годы смут и войн связи между Россией и Афоном истончались, помощь афонским монастырям оскудевала, но с наступлением мира взоры русских ктиторов и богомольцев устремлялись к Афону. На протяжении трех веков представители Дома Романовых жертвовали на устроение и возобновление афонских храмов, в XIX веке великие князья Романовы неоднократно посещали Святую Гору.

ХХ век был столетием великих испытаний, но и в тяжелые годы на Афоне русский дух был жив: до своей кончины в 1938 году там молился один из самых почитаемых святых нашего времени блаженный старец Силуан, причисленный к лику святых Русской Православной Церковью в 1992 году. В последние десятилетия Московский Патриархат обращает особое внимание на возрождение русского присутствия на Афоне. В 2013 и в 2016 году афонские обители посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В фотографии с первых лет ее появления некоторые сразу отметили важные качества — беспристрастную картину земного бытия, отсутствие приукрашивания светских лиц и, одновременно, раскрытие красоты божественного творения — окружающего нас мира. Русский дворянин Петр Иванович Севастьянов, приехав на Афон с экспедицией для съемки «видов и древностей» в 1857-1860 годах, руководствовался идеей сохранения в фотографии тысячелетнего наследия монашеских трудов. Передав после экспедиции фотографическое оборудование Свято-Андреевскому скиту, Севастьянов помог основанию первых фотографических студий Афона: в Свято-Андреевском скиту и в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Обе студии получили благословение духовника обители иеросхимонаха Иеронима, много способствовавшего русскому возрождению Афона во второй половине XIX века.

В течение пяти лет, с 1867 по 1872 годы, монахи-фотографы Свято-Пантелеимонова монастыря Леонтий и Геннадий создавали фотографии всех двадцати великих святогорских монастырей, главных достопримечательностей, святых мест, знаменитых скитов и келий, чудотворных образов из разных обителей; с их негативов фотографии печатались на протяжении многих десятилетий, став самым узнаваемым, признанным образом Афона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter