3 марта 2017 года председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов выступил в Совете Федерации Федерального Собрания РФ в ходе парламентских слушаний на тему «Обсуждение законопроекта о пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации, связанных с отобранием ребенка».
Организатор слушаний — Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при участии Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
В дискуссии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Верховного суда, а также научного сообщества.
В своем докладе «Неотложные меры по защите семьи в российском законодательстве» протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что несмотря на то, что на государственном и общественном уровне сегодня часто говорят о необходимости защиты семьи, ситуация в этой области на практике не меняется. По-настоящему серьезных и системных законодательных изменений не происходит, несмотря на то, что они давно назрели и настоятельно необходимы. Вместо этого вносятся чисто косметические изменения в уже существующие нормы, далекие от подлинной защиты семьи, причем и эти изменения часто выглядят очень странно. В качестве примера он привел недавнюю отмену дискриминационной нормы ст. 116 УК РФ, по которой родители могли даже за простой шлепок ребенку быть подвергнуты уголовному наказанию.
Отец Димитрий отметил, что несмотря на этот позитивный шаг, «ни к какой реальной защите семьи это не привело. Был сделан шаг назад и шаг вперед, и мы оказались на том же месте. По-прежнему любящий родитель, наказавший свое любимое чадо, рассматривается как якобы «правонарушитель» и может быть за это привлечен к ответственности — сперва административной, потом уголовной. Но это ведь ненормальная ситуация. И дело вовсе не в том, что нам, как говорят — или, лучше сказать, клевещут на нас — некоторые оппоненты, якобы очень нравятся физические наказания. Дело просто в том, что такие нормы говорят о полной утрате связи с реальностью у тех, кто их создает — и психологической, и социальной».
Перейдя к общей ситуации в сфере защиты семьи, председатель Патриаршей комиссии отметил, что Церковь и просемейные общественные организации давно говорят о необходимости системных изменений законодательства для защиты семьи. Он напомнил о выраженной Архиерейским Собором в 2013 году официальной позиции Русской Православной Церкви: «Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей».
«Здесь важно каждое слово, — отметил отец Димитрий, — и я хочу на это обратить ваше пристальное внимание, чтобы позиция Церкви была учтена в том, что делается и, возможно, будет делаться дальше, потому что Церковь — крупнейшая общественная организация в нашей стране». Он особо подчеркнул, что, согласно позиции Церкви, в отсутствие доказанной серьезной угрозы для ребенка государство не имеет право не только отбирать детей, но и вообще вмешиваться в семейную жизнь: «И эта позиция не только религиозная, она имеет и надежные правовые и социальные основания. Это, по нашему убеждению, единственно здравая позиция».
Именно ее, как отметил председатель Патриаршей комиссии, необходимо положить в основу исполнения поручения Президента России — изучить ситуации незаконного изъятия детей у родителей и не допускать их. Именно на основе этого принципа свою работу последовательно строит сама Комиссия, эксперты которой разработали целый ряд конкретных предложений, неоднократно доводившихся до сведения представителей органов государственной власти.
Он также подчеркнул: «Мы знаем, к чему такие подходы ведут в мировой практике. Из нашей тяжелой истории знаем, к чему приводит тоталитаризм в любой области — а тут мы говорим о семье, о самом глубоком и личном пространстве в жизни каждого человека. Это совершенно репрессивные, тоталитарные алгоритмы. Семью, а, значит, и все общество, такой путь уничтожает. Единственные, кто получает от этого пользу — это армия специалистов, которые действуют как специально обученные надсмотрщики и контролеры и всех сопровождают. Куда сопровождают? К лагерному обществу, где все делятся на поднадзорных, надзирателей и доносчиков. Нужно ли нам повторение наших народных трагедий?»
Председатель Патриаршей комиссии отметил, что подобные предложения прямо противоречат учению и позиции Церкви, выраженным Архиерейским Собором. В силу этого, будучи послушны соборному разуму Церкви, «православные политики, православные общественники не только не вправе их поддерживать, но должны, говоря по совести, их критиковать и обличать». Представление их Президенту в качестве исполнения его поручения может, по мнению отца Димитрия Смирнова, рассматриваться как прямой обман, граничащий с сознательным причинением вреда семье и обществу. «Ввести такие подходы — значит уничтожить доверие общества и семей к власти и к государству и провоцировать серьезные социальные взрывы, дать богатую пищу для религиозных экстремистов и всех, кто мечтает под любым предлогом дестабилизировать наше Отечество», — предостерег священник.
Вместо этого необходимо внести серьезные и системные изменения в действующее законодательство, направленные на реальную защиту семей с детьми и основополагающих прав родителей. «Этот системный пересмотр норм семейного законодательства должен быть с позиций презумпции добросовестности родителей, соответствия их действий наилучшим интересам ребенка, недопустимости постороннего вмешательства в семейную жизнь и отношения детей с родителями за исключением крайних случаев, связанных с реальной и серьезной угрозой жизни и здоровью детей», — подчеркнул отец Димитрий, представив конкретные предложения в этой сфере, разработанные экспертами Патриаршей комиссии в сотрудничестве с просемейными общественными организациями. В завершение своего выступления он подчеркнул, что эти подходы и предложения не только основаны на соборной позиции Русской Православной Церкви, но и поддерживаются и разделяются всеми, кому на самом деле небезразлична судьба российских семей и будущее нашего Отечества.