Уникальную находку сделали на территории Успенского Желтикова монастыря, где почти век размещалась воинская часть, снабжавшая мигаловский аэродром горюче-смазочными материалами, сообщает Твериград.
Долгие судебные разбирательства привели к тому, что в феврале 2015 года суд обязал Министерство обороны Российской Федерации прекратить хозяйственную деятельность части на территории Успенского Желтикова монастыря, которую она занимала там с начала 30-х годов. До начала Великой Отечественной войны здесь располагались авиамастерские, в соборе был открыт магазин. В послевоенное время часть перевели в склад ГСМ, коим она и являлась до своих последних дней.
Монастырь основан в 1394 году, а его расцвет пришёлся на первую четверть XVIII столетия. То, что можно увидеть на его территории сейчас — лишь малая доля былого величия. Около 80% строений были уничтожены, а их заменили кирпичные коробки, используемые для складских нужд.
14 мая 2017 года археологи во главе с доктором искусствоведения Алексеем Салимовым приступили к работам. Результат не заставил себя долго ждать: не прошло и десяти дней, как группа исследователей наткнулась на остатки фундамента и цоколя белокаменного храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного здесь в 1404 году.
— Это главный собор Желтикова монастыря. Одновременно был найден Никольский предел, который был выстроен тогда же, в 1404 году, и западный притвор этого храма. Мы не смогли найти южную половину комплекса, потому что она вся выбрана в послевоенное время. То есть — уничтожена, — рассказал Алексей Салимов.
«Но даже того, что мы нашли, уже достаточно, чтобы назвать находку уникальной. Теперь мы имеем достаточно полное представление о первом каменном храме Желтикова монастыря, который, на мой взгляд, в силу целого ряда конструктивных элементов вполне вписывается в балканскую традицию строения храмов», — подчеркнул археолог.
Также доктор искусствоведения отметил что люди, возводившие этот храм были творческие, и говоря современным языком — креативные. По его мнению, зодчие смогли реализовать здесь все свое умение и профессионализм, потому что этот храм по своей архитектуре выпадет из контекста зодчества тверской земли в XIV-XV веков.
— В науке существуют две версии. Одна говорит, что русская архитектура первой половины XV века живет под влиянием балканского зодчества, а другая — что все развивалось параллельно. Мне вторая точка зрения ближе. Я думаю, что тверская архитектура выступала пионером в освоении целого ряда архитектурных форм, — охарактеризовал особенности строительства тех лет Алексей Салимов.
Археологи уже смогли восстановить внешний облик храма и некоторые его конструктивные особенности.
Он был небольшим, около 9 на 10 метров, одноглавым, одноапсидным, и у него была очень сложная система опор. Правда, храм очень часто перестраивали. В 1637 году его переделали по повелению князя Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа: тогда собор был разобран и сложен вновь. В 1713-22 годах он вновь был перестроен. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 году, Екатерине II в 1780 году и после в 1848 году. К началу XX века это было уже совсем другое строение, изрядно прибавившее в размерах.
Помимо основания храма рядом с ним археологи обнаружили надгробные плиты — свидетельство того, что на территории были захоронения. Правда, установить их место теперь не просто. Во время создания здесь склада ГСМ большая часть исторического наследия была разрушена, а надгробные плиты и белый камень из строений, добытый более пяти веков назад под Старицей, раскидали по всей территории части. Однако можно смело говорить, что надгробья датированы XIV-XV веками.
26 мая археологи остановят работы и законсервируют раскопки. Но история возрождения монастыря на этом не заканчивается.
В 2013 году по решению губернатора Тверской области, пост которого тогда занимал Андрей Шевелев, принял решение включить Успенский Желтиков монастырь в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объекта регионального значения, а вскоре пошли разговоры о его восстановлении. Сейчас слова начали превращаться в дело. Алексей Салимов высказал надежду на то, что найденное основания храма не похоронят под новым строением, а включат его в часть музейной экспозиции.
— Я надеюсь, что древний собор, точнее его остатки, будут включены в состав нового возведенного здания. То есть они не будут использованы в качестве опорных элементов, а эти остатки станут частью интерьера нового храма — Успенского собора Желтикова монастыря, — поделился напоследок своими мыслями археолог.