Митрополия — церковное административное образование, в состав которого входят несколько епархий. В мае 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал деятельность по разукрупнению епархий путем создания на их территории новых епархий и образования впоследствии митрополий. В октябре того же года Священный Синод утвердил «Положение о митрополиях Русской Православной Церкви», в котором регулировались вопросы, связанные с взаимодействием епархий внутри митрополии и внутри одного субъекта Российской Федерации. Одним из последствий данного документа стало постепенное введение трехступенчатой структуры организации административного управления Церкви: Патриархия — митрополия — епархия.

Создание новых епархий — решение, продиктованное временем: Русская Православная Церковь динамично развивается, увеличивается число храмов, священнослужителей и прихожан. При таком росте структуры епархий правящие архиереи не всегда могли уделять должного вниманию нуждам каждого прихода. Образование новых епархий позволяет епископу быть ближе к своей пастве, не рассеивая свое внимание, ограниченное природой человека.

Создание кузбасской митрополии

Кузбасская митрополия была образована 26 июля 2012 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое проходило в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Решение о создании митрополии на территории Кемеровской области зафиксировано в журнале № 65:

Журнал № 65

Слушали:

Рапорт Преосвященного епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха с предложением образовать две новые епархии в Кемеровской области.

Справка:

Епископ Аристарх обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано:

«Поддерживая Вашу Первосвятительскую инициативу и решения Архиерейского Собора о необходимости развивать епархиальную и приходскую пастырскую деятельность, активизировать миссионерскую и просветительскую работу, почтительнейше обращаюсь к Вашему Святейшеству с просьбой рассмотреть возможность выделения из Кемеровской и Новокузнецкой епархии еще двух новых самостоятельных епархий.

Кемеровская епархия занимает площадь в 95 тыс. кв. км. Население области — почти три миллиона человек. Определения Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года об активизации миссионерской, благотворительной, молодежной и катехизаторской деятельности, а также епархиальное храмостроительство требуют повышенного внимания архиерея к каждому храму. В Кузбассе, кроме основного русского населения, проживают представители малых народов — шорцы и телеуты, численностью около 15 тысяч человек. Пастырское попечение и окормление верующих, проповедь Евангелия и миссионерская деятельность станут более плодотворны, если архипастыри будут чаще посещать приходы и общаться со священнослужителями и простыми людьми. Это будет возможно при увеличении количества епархий и архипастырей».

Постановили:

  1. Образовать в административных границах Анжеро-Судженского, Тайгинского и Юргинского городских округов, а также Ижморского, Мариинского, Промышленновского, Тисульского, Топкинского, Тяжинского, Чебулинского, Юргинского, Яйского и Яшкинского муниципальных районов Кемеровской области Мариинскую епархию, выделив ее из состава Кемеровской епархии.
  2. Епархиальному архиерею Мариинской епархии иметь титул «Мариинский и Юргинский».
  3. Епископом Мариинским и Юргинским избрать игумена Иннокентия (Ветрова), клирика Кемеровской епархии.
    Место наречения и хиротонии игумена Иннокентия (Ветрова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
    — О чем и послать соответствующий указ.
  4. Образовать в административных границах Калтанского, Междуреченского, Мысковского, Новокузнецкого и Осинниковского городских округов, а также Новокузнецкого и Таштагольского муниципальных районов Кемеровской области, — Новокузнецкую епархию, выделив ее из состава Кемеровской епархии.
  5. Епархиальному архиерею Новокузнецкой епархии иметь титул «Новокузнецкий и Таштагольский».
  6. Епархиальному архиерею Кемеровской епархии иметь титул «Кемеровский и Прокопьевский».
  7. Временное управление Новокузнецкой епархией поручить Преосвященному Кемеровскому и Прокопьевскому.
  8. Образовать в пределах Кемеровской области Кузбасскую митрополию, включающую в себя Кемеровскую, Мариинскую и Новокузнецкую епархии.
  9. Учитывая общее значение Новокузнецкой духовной семинарии для всей митрополии, сохранить управление этим духовным учебным заведением за главой Кемеровской митрополии.
  10. Главой Кузбасской митрополии назначить Преосвященного Кемеровского и Прокопьевского Аристарха.

В состав Кузбасской митрополии вошли Кемеровская, Новокузнецкая и Мариинская епархии. Первым Кузбасским митрополитом был назначен тогда епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх (Смирнов), управляющим Мариинской епархии был избран игумен Иннокентий (Ветров), клирик Кемеровской епархии, а временное управление Новокузнецкой епархией поручено новоизбранному главе Кузбасской митрополии.

Священный Синод учел общее значение Новокузнецкой семинарии для всех епархий Кузбасской митрополии, оставив ее в непосредственном управлении главы митрополии.

1 августа 2012 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, во время Божественной Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре епископ Кемеровский и Прокопьевский Аристарх был возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Хиротония управляющего Мариинской епархией

29 июля 2012 года игумен Иннокентий (Ветров) был возведен митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием, Управляющим делами Московской Патриархии, в сан архимандрита.

31 июля 2012 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Ветрова) в епископа Мариинского и Юргинского в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Ташкентского и Узбекистантского Викентия, епископа Кемеровского и Прокопьевского Аристарха, епископа Солнечногорского Сергия, руководителя Административного Секретариата Московской Патриархии. При наречении отец Иннокентий обратился к Святейшему владыке со ставленническим словом:

Ваше Святейшество! Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые и боголюбивые архипастыри Церкви Христовой!

Изволением Духа Святаго, Первосвятительским волеизъявлением и решением Священного Синода Русской Православной Церкви призываюсь я, недостойный и многогрешный, к высочайшему служению в Церкви Христовой — к служению епископскому. Отныне на высокая возводит меня Господь.

Веря, что, по слову апостола, «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4), я устремляю свой взор к Пастыреначальнику нашему Господу Иисусу Христу и вверяю Ему свою судьбу и приемлю сие определение как Его благую волю. Так судил о мне Господь, и в том усматриваю я определение Божественного промысла, твердо памятуя, что «от Господа исправляются пути человека» (Пс. 46:23).

В этот священный момент жизни, в момент исключительный, неповторяемый, при мысли о высоте, святости и трудностях епископского служения трепетом исполнилась моя душа. Ибо скуден я в духовном опыте и знании, далек от той меры совершенства, какая необходима восприявшему великую благодать архиерейства и связанные с нею обязанности. Дерзая принять на себя благодать апостольского служения, верю, что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), а животворящая благодать, «немощная врачующая», попалит мои грехи, восполнит недостатки, исправит ошибки и обратит все ко благу Святой Церкви.

Именно попечение о благе Церкви отныне становится основной целью моего предстоящего служения. Созидание и укрепление приходских общин, активизация социального и тюремного служения, работа с молодежью, образовательная и миссионерская деятельность, — лишь малая толика задач, стоящих перед новообразованной епархией и ее епископом.

Свой мысленный взор я невольно обращаю на пройденный путь моей жизни.

Промысл Божий с самого раннего возраста приблизил меня к святому храму в богоспасаемом граде Томске, который поистине стал для меня школой христианской жизни.

Духовное образование и становление получил я на Белгородчине, под мудрым водительством Высокопреосвященнейшего владыки Иоанна. От его святительских рук принял я иноческий постриг и благодать священства; по Его благословению делал первые шаги на поприще ответственного миссионерского служения в разных уголках нашего благословенного Отечества. Сегодня сыновне и сердечно благодарю Белгородского святителя митрополита Иоанна за любовь, заботу и доверие, которыми он окружал меня все годы моего служения под его омофором.

С особой теплотой мне хочется вспомнить и почившего приснопамятного архиепископа Кемеровского Софрония, являвшего всей своей жизнью пример ревностного служения Богу и Святой Церкви.

С неизменным глубоким почтением обращаю свои слова благодарности и Преосвященному владыке Аристарху, который на протяжении последних лет являл на мне свою отеческую любовь и милость.

Благодарю Бога за возможность трудиться на ниве Христовой во время Первосвятительского служения Вашего Святейшества, которое всегда будет являться для меня высоким примером для подражания.

Трепетный и смущенный, в сей нареченный и святый день смиренно молю вас, Святейший Владыка и святители Божии, раздаятели всемощной благодати Всесвятого Духа, вознести свои молитвы обо мне, недостойном, да покажет меня Господь во все дни жизни моей образом для верующих «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12), не ослабевая до последнего моего издыхания в святой ревности о спасении драгоценных душ человеческих.

21 августа 2012 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Московский и всея Руси за Божественной Литургией в Преображенском соборе Соловецкого монастыря возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия (Ветрова) во епископа Мариинского. Среди сослуживших Святейшему владыке в этот день иерархов молился и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. По окончании Божественной Литургии Патриарх Кирилл напутствовал епископа Иннокентия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

Преосвященный епископ Иннокентий!

Ныне на тебя возложен нелегкий крест доселе неведомого тебе архиерейского служения. И уже вскоре на своем опыте ты сможешь убедиться в том, что это делание сопряжено с огромной ответственностью перед Богом, Церковью и людьми.

Знаменательно, что твоя личная пятидесятница совершилась здесь, в далекой от суеты мира сего, но близкой ко Граду Небесному Спасо-Преображенской Соловецкой обители, прославленной трудами многих подвижников, новомучеников, и исповедников Российских. В день памяти преподобных Зосимы и Савватия, основателей этого форпоста Православия, ты получил благодать Всесвятого Духа, сподобился услышать обращенные к тебе возгласы «Аксиос!», дабы с достоинством совершать предстоящее епископское служение.

Не было и нет на земле ничего более важного и ценного для человека, чем следование за Господом по пути спасения. Однако столь высокая цель может быть достигнута лишь в лоне Церкви, которая учреждена Пастыреначальником Христом именно для того, чтобы содействовать всякому земнородному в осуществлении сего богозаповеданного призвания. Здесь, на Соловецких островах, эта истина на протяжении веков неоднократно подтверждалась живыми примерами многих светочей веры и воинов духа. И отсюда начинается сегодня твое апостольское шествие в предназначенный тебе удел — новообразованную Мариинскую и Юргинскую епархию, входящую в состав Кемеровской митрополии. Внемли же слову назидания, по древнему обычаю обращаемому к новопоставленному епископу.

Во время чинопоследования наречения ты просил меня и собратьев-архиереев вознести молитвы ко Господу, дабы Он помог тебе до последнего издыхания не ослабевать в святой ревности о спасении драгоценных душ человеческих. Сказанное тогда свершилось днесь: не только Патриарх, архипастыри и пастыри, но и все люди, во множестве собравшиеся под сенью сего величественного Преображенского собора, усердно молились о тебе в священный и трепетный момент епископской хиротонии, чтобы Господь сотворил тебя, явленного строителя архиерейской благодати, Своим подражателем, путевождем слепых, светом сущих во тьме, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире (см. Чинопоследование архиерейской хиротонии). Верим, что Всемогущий Бог приклонил Свою милость, и ты принял необходимые для предстоящего служения дары. Но помни завет Спасителя, обращенный к Его ученикам и апостолам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

Что же предстоит тебе совершить, дабы оправдать высокое доверие Церкви и по завершении земной жизни, представ непостыдно Престолу Царя славы, принять великую мзду, которую Бог уготовил любящим Его и пострадавшим за проповедь Евангелия? (см. Чинопоследование архиерейской хиротонии).

«Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их», — гласит 39-е Апостольское правило. Ты как архиерей и преемник апостолов призван и поставлен Богом на служение управления и учительства, а посему должен быть блюстителем чистоты веры и соборных постановлений, хранителем церковного единства и отеческих преданий, усердным молитвенником и благоговейным совершителем Таинств.

Исполнение этой великой миссии связано с символами иерархического положения, со знаками особого почета и уважения. Однако тебе всегда следует помнить о том, что сущностью архиерейства являются не честь, не слава, не внешние атрибуты власти, но каждодневный труд и терпеливое несение креста в подражание Подвигоположнику и Основателю Церкви, Который «не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Святительское делание невозможно успешно осуществлять, опираясь лишь на свои человеческие силы, на свои способности, какими бы значительными они ни были. Только благодать, которая ниспосылается через молитвенное и Евхаристическое общение с Богом и стяжается личным подвигом и доброделанием, укрепит тебя и поможет достойно подвизаться во вверенном тебе Винограднике Христовом.

Ты стал епископом Церкви в непростое время, когда в обществе происходят значительные изменения. Отрадно, что многие наши соотечественники обращаются к истинной вере, стараются жить в соответствии с православными традициями и обычаями, стремятся к духовно-нравственному совершенствованию. Вместе с тем мы видим, сколь искусно навязываются ныне всевозможные заманчивые предложения, побуждающие людей искать сиюминутных наслаждений, соревноваться в стяжательстве, удовлетворять похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую (1 Ин. 2:16). В таковых условиях голос архиерея должен быть особенно убедителен, а его нравственный авторитет — высок и безупречен.

Церковно-приходская жизнь в том крае, где ты будешь трудиться, развивалась и в прежние годы. Приснопамятному архиепископу Софронию и ныне здравствующему митрополиту Аристарху в соработничестве со светской властью Кузбасса, при поддержке благотворителей многое удалось сделать. Однако на тебя возлагается особая миссия: в составе Кемеровской митрополии создать самостоятельную епархию, способную активно влиять на духовно-нравственное состояние общества. Это значит, что тебе и твоим соработникам, в первую очередь, надлежит заботиться о просвещении и освящении всякого человека, приходящего в мир (см. Ин. 1:9). Осуществляй это служение в соработничестве с владыкой митрополитом Аристархом, несущим ответственность за всю митрополию Кузбасса.

Для служения твоего необходимы силы и особое внимание к миссионерскому и социальному служению, к подготовке будущих пастырей и тружеников Церкви Христовой. Необходимо заниматься образованием и воспитанием молодежи, поощрять добрые церковно-общественные и культурно-просветительские инициативы клира и мирян.

Многое предстоит тебе совершить и исполнить. Да не устрашится сердце твое обилия трудов и да не угаснет в нем огонь веры, действующей любовью (см. Гал. 5:6). Дерзай, твори и созидай. Бог тебе в помощь, и пусть всегда пребывает с тобой Материнский Покров Царицы Небесной.

А теперь прими сей жезл и, крепко держа его в руке своей, преподай архипастырское благословение народу, молитвенно соучаствовавшему в твоей хиротонии. Аминь.

По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Первые шаги архиереев митрополии

Уже 23 августа Преосвященные архипастыри Кузбасской митрополии приняли участие в открытии собора Рождества Христова в городе Новокузнецке. На богослужениях по случаю окончания строительных работ храма-мемориала погибшим шахтерам не только шахты «Зыряновская», но и всего Кузбасса молились губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев, глава Новокузнецка Валерий Георгиевич Смолего, председатель областного Совета народных депутатов Николай Иванович Шатилов, родные и близкие погибших горняков, а также собственники, руководители и сотрудники угледобывающих предприятий региона.

Перед началом богослужения митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх представил руководителям и главным труженикам региона — шахтерам, а также преподавателям и учащимся Новокузнецкой семинарии новохиротонисанного епископа Иннокентия, рассказал о создании Кузбасской митрополии и образовании трех епархий на территории Кемеровской области. Благодарственный молебен по случаю окончания строительства совершил митрополит, а епископ Иннокентий возглавил заупокойную литию по погибшим шахтерам.

25 августа 2012 года митрополит Аристарх представлял нового архипастыря своей пастве. Владыка Аристарх и владыка Иннокентий в этот день совершили Всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе города Мариинска. У ворот храма митрополита и правящего архиерея встречали и.о. главы Мариинского района Владимир Васильевич Лапин, настоятель храма — протоиерей Дмитрий Малюкин, священнослужители новообразованной епархии и православные мариинцы. Главным событием стала совместная молитва в храме, который приобрел статус собора. После богослужения митрополит Аристарх рассказал духовенству и прихожанам об образовании Мариинской епархии, а также напутствовал епископа Иннокентия на предстоящее архипастырское служение на севере Кузбасса. Владыка митрополит попросил священнослужителей и прихожан епархии оказывать всестороннюю поддержку в деле укрепления православной веры. Видимым символом попечения митрополита о молодом архиерее стало вручение епископу Иннокентию архиерейской мантии.

На следующий день, 26 августа 2012 года два кузбасских архиерея молились во втором кафедральном городе Мариинской епархии — соборе Рождества Иоанна Предтечи города Юрги. Промыслительно, что именно в этот день православные Кузбасса сугубо чествовали Собор Кемеровских святых, установленный несколько лет назад, в 2010 году. Перед началом Божественной Литургии митрополит Аристарх представил епископа Иннокентия своей пастве, а затем архипастыри в сослужении духовенства Кемеровской и Мариинской епархии совершили Божественную Литургию и диаконскую хиротонию чтеца Сергия Муконина, выпускника Новокузнецкой православной духовной семинарии. По окончании Литургии и славления Кузбасским святым митрополит Аристарх вручил епископу Иннокентию Архиерейское облачение.

30 августа 2012 года состоялось еще одно историческое событие — первое заседание Архиерейского совета Кузбасской митрополии. В состав Совета вошли митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, а также секретарь — протоиерей Дмитрий Мошкин, не имеющий права голоса согласно «Положению о митрополиях Русской Православной Церкви». На заседании рассматривались вопросы образования епархиальных отделов в северной епархии Кузбасса и их взаимодействия с отделами иных епархий митрополии, утверждены планы совместных служений архиереев Кузбасса, утверждены кафедральные храмы епархий митрополии, а также иные вопросы, связанные с взаимодействием епархий новообразованной митрополии.

В октябре 2012 года Новокузнецкая православная духовная семинария сменила свое наименования. В связи со значением для всех епархий митрополий, расположенных на территории Кемеровской области, духовная школа стала носить наименование Кузбасской.

11 ноября 2012 года архиереи митрополии совершили вместе первое освящение храма. Им стал храм Сретения Господня, выстроенный при Юргинском машиностроительном заводе. Архиереям сослужили священнослужители Мариинской и Кемеровской епархий, а на богослужении присутствовало несколько сотен прихожан, многие из которых трудились на Юрмаше. После богослужения митрополит Аристарх поблагодарил главу Мариинской епархии за приглашение освятить новую святыню для Кузбасса и выразил надежду, что приход станет духовным центром не только завода, но и кафедрального города. Отдельную благодарность митрополит выразил в адрес руководства города и предприятия за оказанную административную и финансовую помощь в возведении храма. Епископ Иннокентий поблагодарил главу митрополии за то, что он откликнулся на приглашение и разделил молитвенное торжество в новопостроенном храме, основные труды по строительству которого были положены еще до образования Мариинской епархии. Слова о единстве епархий Кузбасса в этот день звучали не только из уст архипастырев, но и администрации города и руководства предприятия.

Совместное служение архипастырей после образования митрополии стало традиционным. Архиереи митрополии вместе молились в дни престольных праздников главных храмов Кузбасса, а также в особые дни церковного календаря и Кемеровской области — празднование Собора Кемеровских святых, великомученицы Варвары — покровительницы шахтеров и горняцкого труда и другие дни.

Встреча святейшего патриарха в кузбассе

2013-й год ознаменовался историческим событием: впервые в XXI веке Кузбасс посетил Предстоятель Русской Православной Церкви — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В аэропорту Новокузнецка Патриарха встретили митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев и представители органов власти региона. После встречи в аэропорту Святейший владыка направился на угледобывающее предприятие — разрез «Березовский», расположенный в Прокопьевском районе. Главу Русской Церкви на смотровой площадке предприятия встретили губернатор региона, глава Прокопьевского района Наталья Григорьевна Шабалина и собственник разреза — Дмитрий Николаевич Николаев. Здесь Патриарху продемонстрировали современные технологии угледобычи открытым способом. Затем Предстоятель освятил закладной камень под строительство часовни в честь великомученицы Варвары — покровительницы шахтерского труда.

После богослужения Патриарх Кирилл обратился к многочисленным участникам события с Первосвятительским словом. Стоит отметить, что работы по возведению часовни на угледобывающем предприятии начались в марте 2014 года, а уже 28 августа в рамках торжеств, посвященных Дню шахтера, часовню освятил митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх.

25 августа 2013 года, в день празднования собора Кемеровских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил собор Рождества Христова в городе Новокузнецке — мемориал погибшим шахтерам Кузбасса. Святейшему владыке сослужили иерархи Русской Церкви: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий. В этот значимый для Кузбасса день были освящены все три придела собора Рождества Христова, причем два из них (преподобного Сергия и великомученицы Варвары) освятили архиереи Кузбасской митрополии. По окончании Литургии Патриарх освятил закладные камни под строительство десяти храмов, возведение которых стало возможным в городе Кемерово благодаря Соглашению о сотрудничестве Кузбасской митрополии и Администрации Кемеровской области. Затем Первосвятитель возглавил церемонию открытия и совершил освящение новопостроенного здания семинарии, являющегося частью храмового комплекса.

Хиротония управляющего Новокузнецкой епархией

25 июля 2014 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании было принято решение о назначении управляющего Новокузнецкой епархией. Им стал протоиерей Владимир Агибалов, ключарь Знаменского кафедрального собора города Кемерово.

Журнал № 71

Имели суждение о замещении вакантной кафедры Новокузнецкой епархии.

Постановили:

  1. Епископом Новокузнецким и Таштагольским избрать протоиерея Владимира Агибалова, клирика Кемеровской епархии.
  2. Место наречения и хиротонии протоиерея Владимира Агибалова во епископа, по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

— О чем и послать соответствующий указ.

Монашеский постриг протоиерея Владимира был совершен уже через 2 дня. Священнодействие совершил игумен Пимен (Сапрыкин) в соборном храме Свято-Пантелеимонова мужского монастыря. При постриге протоиерей Владимир Агибалов был наречен в честь священномученика Киевского и Галицкого Владимира.

Согласно определению Святейшего Патриарха, 28 июля 2014 года митрополит Аристарх возвел иеромонаха Владимира в сан архимандрита. Примечательно, что это событие произошло в день памяти равноапостольного князя Владимира, которого новопоставленный архимандрит считал своим небесным покровителем на протяжении всей своей жизни, и в день престольного праздника нижнего придела Знаменского кафедрального собора, храма, в котором прошли практически все годы священнослужения отца Владимира.

15 августа 2014 года в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Владимира (Агибалова), клирика Кемеровской епархии, во епископа Новокузнецкого и Таштагольского. При наречении отец Владимир обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим ему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Истринскому Арсению, митрополиту Кемеровскому и Прокопьевскому Аристарху, архиепископу Орловскому и Болховскому Антонию, епископу Солнечногорскому Сергию и епископу Воскресенскому Савве со ставленническим словом:

Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Ныне я мысленным оком оглядываю свою жизнь и благодарю Бога за Его Промысел обо мне на том пути, который привел меня в это святое место и поставил меня перед Вами для того, чтобы с кротостью и благоговением дать ответ о своем уповании (см. 1 Пет. 3:15).

Сегодня очень важно видеть перед собой ориентир, с которым ты мог бы сравнивать свои мысли, свои чувства, свое служение. Успех современной миссии Церкви основывается на том, чтобы Церковь в лице епископата, священнослужителей, монашествующих и мирян имела одно сердце, одни уста. На это указывает и святитель Ириней Лионский, когда говорит о церковном предании, что «Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, … тщательно хранит (учение и веру), как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имеет одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же». (Святитель Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 1. Гл. X, 2.)

Господь судил мне на протяжении всего священнического пути быть помощником епархиального архиерея, что дало мне возможность научиться многому у кемеровских Преосвященных. Это — архиепископ Софроний (Будько), первый архиерей Кемеровской епархии, во всей полноте ощутивший на себе тяготы и лишения, которым во времена воинствующего атеизма подвергались верующие люди, а особенно духовенство. Это и митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, мудрый архипастырь и талантливый администратор, который учил быстро реагировать на вызовы современности, не упуская ни единой возможности послужить благу Церкви.

От всего сердца благодарю Вас, Ваше Святейшество, за Ваши молитвы и наставления, преподанные во время встречи перед избранием меня на архиерейское служение, за оказанное мне доверие. Своим неутомимым трудом на поприще Первосвятительского служения, чуткостью и вниманием к нуждам людей Вы, без преувеличения, стали пастырем добрым (Ин. 10:11) для многомиллионной Русской Православной Церкви.

Кузбасс — это особый регион. Сегодня это угольное сердце России. Подавляющее большинство населения Кемеровской области задействовано в угледобывающей сфере и ни для кого не секрет, что труд шахтера всегда сопряжен с опасностью для жизни. Эта опасность формирует особое состояние сердца человека и его взглядов на жизнь.

В результате техногенных катастроф, происходящих в Кузбассе, в нашем регионе проживает большое количество семей, которые потеряли своего кормильца на шахте. В связи с этим одной из важных задач для меня, как будущего епископа юга Кузбасса, является организация особого духовного попечения о людях, связанных с тяжелым шахтерским трудом.

Большую поддержку всем важным церковным проектам в регионе оказывает губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев. Светские и церковные власти Кузбасса не должны попустительствовать тому, чтобы в погоне за извлечением прибыли пришло в забвение то, что человеческая жизнь является наивысшей, ни с чем не соизмеримой ценностью.

Не менее важной задачей, стоящей сегодня перед Церковью, является борьба за души и сердца молодого поколения, которое подвергается агрессивному воспитанию на понимании счастья как исключительно земного благополучия. Поэтому необходимо развивать систему церковного образования через поддержку православных гимназий и приходских воскресных школ.

Сегодня Церковь должна быть открытой для мира, ей надлежит идти в мир и свидетельствовать об Истине, не дожидаясь, что люди сами придут в храмы для разрешения своих вопросов.

Памятуя о высоте и святости архиерейства, в самый важный момент своей жизни, когда я призываюсь на жертвенное епископское служение, прошу Ваше Святейшество и богомудрых архипастырей вознести молитвы о моем недостоинстве, дабы благодать Божия восполнила мои недостатки в предстоящих трудах на благо Церкви и народу Божию.

31 августа 2014 года в Донской ставропигиальный монастырь города Москвы из Государственной Третьяковской галереи была принесена чудотворная Донская икона Божией Матери, а 1 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Большом соборе обители. На богослужении была совершена архиерейская хиротония архимандрита Владимира (Агибалова) во епископа Новокузнецкого и Таштагольского. Среди архиереев, сослуживших Первосвятителю, присутствовали кузбасские архиереи: митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх и епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий. После Литургии Святейший Патриарх напутствовал новорукоположенного епископа посреди храма и вручил ему жезл — символ архиерейской власти:

Преосвященный епископ Владимир!

В сей праздничный и торжественный день возложением на твою главу Евангелия и святительских рук, силою и действием Духа Утешителя ты приобщился полноты Божественной благодати и принял на себя жребий апостольства. Подобно первым ученикам Спасителя ты отправляешься в мир, дабы стать ловцом душ человеческих (см. Мк. 1:17), заботиться об их спасении и приуготовлять вверенных тебе чад духовных к вечному богообщению в невечернем дне Царствия Христова.

Великий Архиерей вручил твоему епископскому попечению Новокузнецкую епархию, и в этом усматриваю всеблагой Промысл Божий, ведь здесь ты вырос, учился и работал, здесь же Господь призвал тебя и к священническому служению. Тебе хорошо известны реалии местной жизни, нужды и чаяния людей, духовный настрой паствы. В минувшие годы тебе довелось исполнять многие важные послушания, и ты являл себя добрым тружеником на ниве Христовой, ревностным и чутким пастырем, способным администратором и рачительным хозяйственником. Надеюсь, что сей ценный и богатый опыт будет для тебя неизменным подспорьем в предстоящем архиерейском делании.

Руку Божию вижу и в том, что твоя хиротония совершилась в год празднования 700-летия со дня рождения преподобного отца нашего Сергия Радонежского. Пусть же небесное покровительство игумена Земли Русской, воплотившего в своей жизни высочайшие духовно-нравственные идеалы смирения и послушания, верности Господу и Церкви, горячей любви к ближним, всегда пребывает над тобой и способствует твоему архипастырскому служению.

Нелегко это служение: тебя ждут бессонные ночи и тяжелые дни, душевные переживания и телесные немощи, работа на пределе человеческих сил и возможностей и крайне непродолжительное время для отдыха. Впрочем, да не покажется, что я устрашаю (2 Кор. 10, 9). Но отныне для тебя не должно существовать выбора «хочу — не хочу» или даже «могу — не могу»: не озираясь назад (см. Лк. 9:62) и не жалея себя, ты призван идти теперь только вперед и вести вслед за собой путем правды свою паству.

Вступая на пост блюстителя людей Господних, стань для них примером личной благочестивой жизни. Будь подобен маяку, светящему во тьме и указывающему кораблям направление движения. Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (см. 1 Тим. 4:12), чтобы люди видели твои добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (см. Мф. 5:16). Подражай кротости и смирению Господа нашего Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28).

Как часто мы не способны проникнуть в глубину евангельских слов! Мы часто их слышим, знаем наизусть, но не всегда следуем им в своей жизни. Но если Господь пришел не для того, чтобы Ему служили, то неужели восходящий на архиерейскую кафедру посмеет сделать своим приоритетом создание такой системы отношений с людьми, в центре которой было бы служение ему? Да не будет!

Помни и о том, что «епископ должен непрестанно пребывать в молитве, всецело вознося свой ум и сердце к Богу», как учит нас святитель Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому. Пусть молитва станет для тебя источником вдохновения и утешения, радостью и укреплением сил, началом и концом каждого совершаемого тобою дела. Тогда Господь, видя твое неослабевающее усердие и истинное горение духа, восполнит твои немощи, ниспошлет Свою благодатную помощь, наставит на всякую истину, подаст душевный мир и внутренний покой посреди бушующих волн житейского моря. Порой ты сам не будешь отдавать себе отчета в том, как образуются вокруг эти островки спокойствия, мира, утешения посреди ежедневных забот, печалей и скорбей.

Принимая на себя заботу о вверенном тебе уделе, прилагай усилия к тому, чтобы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12:24). Особое архипастырское внимание призываю тебя проявлять к духовно-нравственному воспитанию и просвещению молодежи, о котором ты и сам говорил во время нашей беседы. Внемли словам, некогда сказанным твоим небесным покровителем в монашестве священномучеником Владимиром (Богоявленским), первым архипастырем, зверски замученным после революции. Одному из новопоставленных епископов священномученик Владимир сказал: «Молодые люди более чем кто-либо нуждаются в пастырском воздействии и уврачевании своих нравственных язв и недугов» (Слово при вручении жезла Преосвященному Серафиму (Голубятникову)). Он знал, о чем говорил: в стране нарастала революционная ситуация, поддерживаемая в первую очередь этими молодыми людьми, душевное состояние которых было надломлено. И мы знаем, что совершили эти душевно и духовно надломленные люди, отказавшись от веры, от молитвы, от работы над самими собой. Все свои внутренние комплексы неудовлетворенных людей они выплеснули вовне, творя страшные дела и беззакония. Мы не должны допустить того, что произошло с молодым поколением 1917-го года.

Старайся развивать молодежное служение на приходах, организовывать различные социальные, просветительские и благотворительные проекты и мероприятия, привлекая к участию в них подрастающее поколение.

Немало было сделано на Кузбасской земле твоими предшественниками, и тебе надлежит не только войти в их труды, но и достойно продолжить их миссию и служение. Для этого не пренебрегай возможностью обращаться за советом к главе Кузбасской митрополии Преосвященному владыке Аристарху. Обладая полнотой апостольской благодати и являясь совершителем всех таинств Церкви, стремись оправдать высокое доверие Священноначалия и служи так, чтобы принести обильный добрый плод в Винограднике Христовом, тесно взаимодействуя с Высокопреосвященным Аристархом и другими собратьями-архипастырями, несущими служение на земле Кузбасса.

Важным делом правящего архиерея является отеческое попечение о духовенстве епархии. Памятуя о тесной связи епископа с вверенной ему местной церковью, уделяй должное внимание подготовке кандидатов в клир епархии, храни в сердце завет святителя Епифания Кипрского, который говорит, что одной из забот епископа является «умножение в Церкви отцов духовных» (см. 75-е слово против ересей).

Развивай и дальше конструктивный диалог с местной властью и общественными организациями, активно взаимодействуй со средствами массовой информации, дабы свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем было услышано и ближними, и дальними.

Напутствуя тебя этими словами, вручаю тебе сей архипастырский жезл. Прими его от меня, как от десницы Самого Господа, и благослови народ Божий, который вместе с нами молился о ниспослании тебе непорочного епископства. Предстательством и заступничеством Царицы Небесной, пред чудотворным Донским образом Которой пребываем мы ныне в этом благолепном храме, да хранит тебя Господь на всех путях твоего архиерейского служения. Аминь.

Представление новокузнецкого архиерея пастве

Уже 2 сентября 2014 года кузбасские архиереи вернулись в Кузбасс. В этот день митрополит Аристарх и епископ Владимир совершили молебен перед началом учебного года в семинарском храме — соборе Рождества Христова города Новокузнецка. Перед началом богослужения митрополит представил новохиротонисанного архиерея преподавателям и учащимся Кузбасской семинарии, духовенству и прихожанам города Новокузнецка. После молебна епископ Владимир поблагодарил митрополита за оказанное доверие и ходатайство о его архиерейской хиротонии перед Святейшим Патриархом, выразил надежду, что с помощью Божией он сможет решить те задачи, которые поставило перед ним священноначалие, а также обратился к учащимся семинарии, пожелав им стойкости в вере и успехов в усвоении богословских дисциплин.

3 сентября 2014 года митрополит Аристарх и епископ Владимир совершили Божественную Литургию в Спасо-Преображенском соборе — кафедральном храме Новокузнецкой епархии. Перед началом Литургии митрополит Аристарх представил Новокузнецкой епархии своего нового епископа. За историческим богослужением архиереям сослужили все благочинные Новокузнецкой епархии, а священнослужители Новокузнецка молились в храме рядом с горожанами, прибывшими в храм для знакомства со своим архиереем. Присутствовали в этот день в храме и представители власти: после богослужения владык приветствовал Сергей Николаевич Кузнецов, глава города Новокузнецка.

Архиерейский совет в полном составе

16 октября 2014 года состоялось заседание Архиерейского совета Кузбасской митрополии.Заседание это стало особенным: впервые в работе высшего органа управления Православной Церкви Кузбасса присутствовали управляющие всех трех епархий Кузбасской митрополии. На совещании обсуждались вопросы жизнедеятельности Новокузнецкой епархии, Кузбасской православной духовной семинарии и Православных богословских курсов Новокузнецка, утверждение плана совместных служений архиереев Кузбасской митрополии, работа фонда помощи малоимущим семьям клириков Кемеровской и Новокузнецкой епархии и членам их семей, распространение по территории митрополии официальных печатных изданий и другие насущные вопросы.

Успехи митрополии

В преддверии пятилетия со дня основания митрополии на территории Кемеровской области положительную оценку Священного Синода получила забота архиереев Кузбасса о единственной в регионе духовной семинарии. По итогам инспектирования духовных школ Русской Православной Церкви Кузбасская семинария вошла в первую группу, куда включаются духовные учебные заведения, достигшие, по мнению инспекционных комиссий, уровня магистратуры или потенциально готовы к ее открытию. Журналом № 13 от 9 марта 2017 года Священный Синод постановил:

  1. Выразить благодарность ректорам и администрации следующих духовных учебных заведений, относящихся к первой рейтинговой группе: Санкт-Петербургской и Московской духовных академий, Саратовской, Коломенской, Пензенской, Оренбургской, Смоленской, Казанской, Сретенской и Кузбасской духовных семинарий.
  2. Особо отметить усилия руководства следующих духовных семинарий, приведшие к существенному улучшению их образовательной деятельности в последних и повышению их рейтинга: Оренбургской, Кузбасской, Ставропольской, Барнаульской, Екатеринодарской и Перервинской духовных семинарий.