Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании II Форума православных женщин

5 декабря 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на первом пленарном заседании II Форума православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу».

Уважаемая Нина Борисовна! Дорогие во Христе сестры — участницы форума!

Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать на уже втором заседании форума. Это свидетельствует о том, что организация, которая рождалась непросто, встала на ноги и приступила к своей программной деятельности. Это очень важно, потому что женщины составляют большинство нашего общества, женщины составляют большинство Церкви, и женщины сегодня, трудясь в различных сферах — государственных, общественных, производственных, культурных, — вносят решающий вклад в развитие нашего Отечества.

Мне уже приходилось говорить о том, что сильный пол оказался более хрупким перед лицом стрессов и катаклизмов. Если мы говорим о проблемах со здоровьем, с трудоспособностью, то в первую очередь имеем в виду мужское население. Мне, еще как епархиальному архиерею, приходилось много путешествовать по русской глубинке, посещать села. Села Нечерноземья — это очень сложный регион России, где у жителей часто нет достаточной мотивации, чтобы жить именно там, где они живут. Есть проблемы с работой, есть проблемы с тем, что мы называем трудовыми резервами; огромной проблемой является алкоголизм. И вот, посещая отдаленные, подчас заброшенные деревеньки с очень слабыми приходами, я отмечал, что на руководящих должностях в местных органах власти в основном женщины. И они не только во главе советов — они еще и во главе любого культурного делания. Они директора школ, если еще есть школы; они педагоги, если есть, где преподавать; они директора библиотек, если есть библиотеки; они работают на почте, если есть почта. А когда мы после богослужений устраивали небольшое народное гуляние и собиралась вся деревня, то женщины пели в самодеятельности, и складывалось впечатление, что в деревне живут одни женщины. А ведь наша нечерноземная деревня — словно передовая линия фронта. От того, что там произойдет, будет во многом зависеть благополучие страны, и, приводя этот пример, я хотел бы без всякого преувеличения сказать об огромной роли женщин в современной России, особенно тех женщин, которые трудятся в самых сложных регионах.

Уже в самом начале исторического пути Православия на Руси древние летописи повествуют о духовном и гражданском подвиге женщин. Мы знаем, в первую очередь, имя святой равноапостольной княгини Ольги, бабушки князя Владимира. Крестившись, она вернулась в Киев, где жили ее дети, и старалась вложить в них христианские основы жизни. Но только внук ее Владимир пошел по стопам бабки и крестил Русь.

Я неслучайно стал говорить на эту тему, потому что грядущий год у нас особенный. Это год, когда мы будем праздновать 1025-летие Крещения Руси. Да и уходящий год, названный Годом российской истории, тоже был важным: 1150-летие нашей государственности, 400-летие преодоления Смуты, 200-летие победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года. Вскоре мы будем отмечать еще одну важную дату — 70-летие победы в Сталинградской битве, той самой, которая оказалась решающей и переломной в ходе Второй мировой войны и с которой начался разгром гитлеровских захватчиков.

Хотел бы вспомнить имена и других замечательных женщин. Княгиня Анна, жена крестителя Руси Владимира, участвовала в составлении правового кодекса — некоего законодательного начала Древней Руси. Великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, вместе со своим мужем строила белокаменный Кремль. Самое древнее, что сохранилось в Кремле, — от рук княгини Евдокии, которая после смерти мужа приняла монашество с именем Евфросинья и сейчас причислена к лику святых. О ней можно говорить очень много — она была не только замечательным представителем женщин в верховной власти, но и оказала огромное влияние на нравственный статус русской элиты. Вместе с мужем они являли замечательный пример семейной жизни, любви, верности, и, может быть, это ее служение имело не меньшее значение, чем все то, что она делала как жена великого князя.

Царская династия Романовых не состоялась бы без инокини Марфы — матери юного Михаила, который занял русский престол по окончании Смутного времени. В истории Отечественной войны 1812 года увековечены такие имена, как Надежда Дурова и Василиса Кожина. Статуя Родины-Матери на Мамаевом кургане олицетворяет подвиг всего нашего народа во время Великой Отечественной войны. У этого подвига — женское лицо, как женское лицо у нашей Родины.

В этом году мы отмечаем также 200-летний юбилей Женского патриотического общества, созданного указом императрицы Елизаветы Алексеевны 29 декабря 1812 года в Санкт-Петербурге. Это первая общественная организация для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим». Указ положил начало российской благотворительности, для которой XIX век стал временем расцвета. В упомянутом обществе прославились своими деяниями и щедрыми пожертвованиями члены императорской фамилии великие княгини Екатерина Михайловна и Мария Павловна, лучшие представительницы русской аристократии — княгиня Мария Нарышкина, игумения Мария (Тучкова) — вдова генерала Тучкова, героя Бородинской битвы, которая основала монастырь на месте сражения.

Образованнейшие женщины XVIII — начала XIX веков составляют целую плеяду, но из них я хотел бы особенно выделить Екатерину Дашкову, президента двух академий, владевшую уже в 27 лет 14-ю языками. Эта женщина посвятила свою жизнь изучению основ наук, искусства, истории, философии и права, так же как и графини Мария Разумовская и Анна Воронцова.

Мировую известность получили наши женщины-поэтессы. Я назову только два имени, потому что они близки к нам по времени, — Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Знаменитые женщины России, оставившие неизгладимый след в ее истории и культуре, стали синонимом непреходящей славы нашего государства. По историческим меркам совсем недавно, в начале ХХ века, святая великая княгиня Елизавета Федоровна показала пример стойкости в вере, глубочайшей любви к России, верности семейным ценностям. Приехав в Россию из Германии, получив протестантское воспитание, она всем сердцем приняла православную веру, полюбила Россию и в полной мере приняла ее судьбу как свою собственную. Перенеся гибель мужа, страдания и лишения, стяжав мученический венец, Елизавета Федоровна явила собой идеал православной женщины, до конца прошедшей путь своего служения и подвига. А ведь она могла уехать за границу, спастись сама и спасти своих близких, но отказалась уезжать из страны, которая для нее не была родной, но которая стала для нее Родиной. Она отождествила себя со страдающим народом своей новой Родины и погибла.

Этот идеал приобретает особое значение в наши дни, когда идет бескомпромиссная борьба за души людей, когда «чуждые насаждения» (по выражению Николая Яковлевича Данилевского) внедряются в информационную и культурную ткань нашего общества, ставя под сомнение незыблемость сохраняемых в нем нравственных идеалов. Решающее значение в этих условиях приобретает активная жизненная позиция женщин, дар духовной стойкости которых удостоверил Сам Господь, сказавший: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22). Сегодня мы являемся свидетелями того, как православные женские организации ясно и недвусмысленно поднимают голос в поддержку семейных ценностей, выступают в защиту нравственности, отстаивают право нерожденных детей на жизнь. Подобная деятельность требует не только твердой убежденности в своей правоте и ясного осознания целей, но и гражданского мужества.

Одновременно с этим православные женские организации принимают участие в возрождении национальных традиций образования и воспитания, основанных на принципах единства и взаимоуважения поколений, национальной и цивилизационной идентичности, идеалах патриотизма, солидарности, взаимопомощи. Тем самым гражданская активность православных женщин служит созиданию солидарного общества, общества-семьи, основанного на заложенном в нашем национальном характере стремлении к справедливости и братству, готовности оказать помощь ближнему. Не вам объяснять, как трудно сегодня бороться за эти жизненные идеалы. Без них не может быть жизнеспособного общества, но тот информационный поток, который ныне обрушивается на сознание людей, этих ценностей в себе не несет — он несет противоположные «идеалы», которые разрушают самые основания общественных отношений.

Неоценим вклад женщин в духовное просвещение нашего народа, в распространение знаний об основах православной культуры и духовного краеведения в российских школах. Образовательный процесс в рамках этих дисциплин во многом держится на профессиональном энтузиазме православных женщин-учителей, часто помогающих детям сделать первые шаги на пути духовного становления личности.

Особого внимания заслуживает деятельность православных женских объединений России, Украины, Белоруссии, направленная на защиту православных святынь перед лицом череды актов вандализма и осквернения храмов, различных нападок на Церковь. Хотел бы отметить вклад Союза православных женщин в мобилизацию наших единомышленников и сограждан, продемонстрировавших способность достойно ответить тем, кто в очередной раз пытался унизить Церковь и запугать верующих.

Консолидация многих наших сестер вокруг Союза православных женщин дает основание говорить о необходимости нового этапа его развития. Сутью этого этапа должен стать переход от воззваний и деклараций, которые необходимы на первоначальной стадии работы любой серьезной организации, претендующей на влияние в обществе, к конкретным делам, направленным на воссоздание культурной, духовной инфраструктуры нашего народа. Православные семейные центры, новые программы и учебники по семейному и духовно-нравственному воспитанию, социальные, культурные и просветительские инициативы — вот проекты, реализация которых должна стать приоритетной для православного женского движения.

Сегодня православные женщины могут внести весомый вклад в очищение и совершенствование общественного сознания, в разработку созидательной повестки развития России, в межнациональный диалог, в разрешение острых общественных и государственных проблем, предложить позитивные реформы в области экономики, права, экологии, благотворительной деятельности.

Очень надеюсь, что во время работы форума вы сумеете выйти на какие-то конкретные предложения, которые могли бы лечь в основу программы деятельности форума на ближайшее время. Думаю, что и Церковь, и общество нуждаются в таких инициативах. И я хотел бы призвать благословение Божией на всех вас и пожелать вам успеха. Благодарю за внимание.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter