Благочиния

Лю­бое опре­де­ле­ние Церк­ви нераз­рыв­но свя­за­но с по­ня­ти­я­ми «об­щи­на» и «со­бра­ние», что от­чет­ли­во вид­но в ее на­име­но­ва­нии в гре­че­ском язы­ке: сло­во «эк­кле­сия» (др.-греч. ἐκκλησία) про­ис­хо­дит от гла­го­ла «при­зы­вать». Та­ким об­ра­зом, об­щи­на – важ­ней­шая, ос­но­во­по­ла­га­ю­щая адми­ни­стра­тив­ная еди­ни­ца цер­ков­ной жиз­ни, ведь имен­но здесь хри­сти­ане со­би­ра­ют­ся для уча­стия в Ев­ха­ри­стии, об­щей мо­лит­вы и яр­ко­го сви­де­тель­ства все­му ми­ру: «По то­му узна­ют все, что вы Мои уче­ни­ки, ес­ли бу­де­те иметь лю­бовь меж­ду со­бою» (Ин. 13; 35).

Из­на­чаль­но об­щи­ны фор­ми­ро­ва­лись по тер­ри­то­ри­аль­но­му прин­ци­пу, объ­еди­няя хри­сти­ан опре­де­лен­ной мест­но­сти под на­ча­лом епи­ско­па. В свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ве­ры Хри­сто­вой епи­скоп в си­лу огра­ни­чен­но­сти че­ло­ве­че­ской при­ро­ды уже не мог уде­лять долж­но­го вни­ма­ния каж­дой та­кой груп­пе ве­ру­ю­щих, а по­то­му роль при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась. В та­кой си­ту­а­ции епи­ско­пу, ко­то­рый несет от­вет­ствен­ность за всех вве­рен­ных ему хри­сти­ан, тре­бо­ва­лись по­мощ­ни­ки, спо­соб­ные уде­лить вни­ма­ние несколь­ким при­хо­дам опре­де­лен­ной мест­но­сти. Так в Церк­ви по­яви­лись хо­ре­писко­пы и пе­ри­одев­ты. На Ру­си схо­жие функ­ции ис­пол­ня­ли де­ся­тин­ни­ки и по­пов­ские ста­ро­сты, а с пер­вой по­ло­ви­ны XVIII ве­ка — бла­го­чин­ные.

Се­го­дня в функ­ции бла­го­чин­ных вхо­дят на­блю­де­ние за пра­виль­ным со­вер­ше­ни­ем бо­го­слу­же­ни­ем в хра­мах вве­рен­но­го ему окру­га, по­пе­че­ние о стро­и­тель­стве и ре­став­ра­ции хра­мов, за­бо­та о под­дер­жа­нии в хра­мах по­ряд­ка, а так­же кон­троль за ис­пол­не­ни­ем по­ру­че­ний епар­хи­аль­но­го ар­хи­ерея.

Ке­ме­ров­ская епар­хия раз­де­ле­на на 11 бла­го­чин­ни­че­ских окру­гов по тер­ри­то­ри­аль­но­му при­зна­ку, а хра­мы при ис­пра­ви­тель­ных учре­жде­ни­ях, окорм­ля­е­мых ду­хо­вен­ством епар­хии, объ­еди­не­ны Пе­ни­тен­ци­ар­ным бла­го­чи­ни­ем, о ко­то­ром по­дроб­нее мы рас­ска­жем в со­от­вет­ству­ю­щем раз­де­ле аль­бо­ма.

I Кемеровское

В 1943 го­ду, по­сле об­ра­зо­ва­ния Ке­ме­ров­ской об­ла­сти в гра­ни­цах 21 адми­ни­стра­тив­но­го рай­о­на, со­хра­нив­ши­е­ся и но­во­об­ра­зо­ван­ные при­хо­ды на тер­ри­то­рии но­во­го ре­ги­о­на во­шли в со­став Ке­ме­ров­ско­го бла­го­чи­ния Но­во­си­бир­ской епар­хии. С 1966 го­да бла­го­чин­ным окру­га был про­то­и­е­рей Алек­сий Кур­лю­та.

В июне 1990 го­да при­хо­ды Куз­бас­са во­шли в со­став Крас­но­яр­ской епар­хии, ор­га­ни­зо­ван­ной со­глас­но ре­ше­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Це­кр­ви. Уже в ок­тяб­ре это­го го­да из еди­но­го Ке­ме­ров­ско­го бла­го­чи­ния бы­ли об­ра­зо­ва­ны сра­зу три окру­га – Ке­ме­ров­ский, Но­во­куз­нец­кий и Бе­лов­ский. Управ­ле­ние Ке­ме­ров­ским бла­го­чи­ни­ем, объ­еди­ня­ю­щим при­хо­ды Ке­ме­ро­ва и все­го се­ве­ра Куз­бас­са, бы­ло по­ру­че­но про­то­и­е­рею Алек­сию Кур­лю­те.

Об­ра­зо­ва­ние в 1993 го­ду Ке­ме­ров­ской епар­хии про­дол­жи­ло адми­ни­стра­тив­ные ре­фор­мы бла­го­чи­ния. Так, в 1995 на его ба­зе бы­ли об­ра­зо­ва­ны Пер­вый и Вто­рой Ке­ме­ров­ские, а так­же Ма­ри­ин­ский окру­га. Ру­ко­вод­ство бла­го­чи­ни­ем бы­ло по­ру­че­но про­то­и­е­рею Вла­ди­ми­ру Кур­лю­те. В 2014 го­ду про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Кур­лю­ту на долж­но­сти бла­го­чин­но­го сме­нил про­то­и­е­рей Алек­сандр Гу­са­ков.

Цен­тром жиз­ни бла­го­чи­ния яв­ля­ет­ся Зна­мен­ский ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Ке­ме­ро­во. Гран­ди­оз­ная строй­ка в об­ласт­ной сто­ли­це в на­ча­ле де­вя­но­стых го­дов за­вер­ши­лась ис­то­ри­че­ским для Куз­бас­са со­бы­ти­ем. В 1996 го­ду са­мый боль­шой на тот мо­мент за Ура­лом храм освя­тил Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий II, а со­бор стал од­ним из сим­во­лов не толь­ко Ке­ме­ро­ва, но и все­го Куз­бас­са.

Се­го­дня са­мый круп­ный округ объ­еди­ня­ет 23 са­мо­сто­я­тель­ных и два при­пис­ных хра­ма, до­мо­вый храм Ке­ме­ров­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния, три хра­ма-ча­сов­ни, пять ча­со­вен и семь мо­лит­вен­ных ком­нат в ке­ме­ров­ских ву­зах. Два пра­во­слав­ных сест­ри­че­ства окорм­ля­ют на тер­ри­то­рии бла­го­чи­ния три боль­нич­ных хра­ма, де­вять ча­со­вен и три мо­лит­вен­ные ком­на­ты при ме­ди­цин­ских учре­жде­ни­ях. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли бла­го­чи­ния окорм­ля­ют че­ты­ре хра­ма и мо­лит­вен­ную в ис­пра­ви­тель­ных учре­жде­ни­ях.

II Кемеровское

Об­ра­зо­ва­ние II Ке­ме­ров­ско­го окру­га 19 де­каб­ря 1995 го­да – следст­вие ад­ми­нист­ра­тив­ных ре­форм, по­сле­до­вав­ших пос­ле об­ра­зо­ва­ния са­мос­то­я­тель­ной Ке­ме­ров­ской епар­хии в 1993 го­ду. Бла­го­чи­ние бы­ло со­зда­но рас­по­ря­же­ни­ем епи­ско­па Ке­ме­ров­ско­го и Но­во­куз­нец­ко­го Соф­ро­ния и объ­еди­ни­ло при­хо­ды пра­во­бе­реж­ной час­ти Ке­ме­ро­ва и Ке­ме­ров­ско­го рай­она, а так­же го­ро­да Бе­ре­зов­ско­го.

Пер­вым бла­го­чин­ным окру­га стал ста­рей­ший кли­рик епар­хии — про­то­и­е­рей Алек­сий Кур­лю­та. С 1 но­яб­ря 1996 го­да обя­зан­нос­ти бла­го­чин­но­го ис­пол­нял про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Мош­кин, сек­ре­тарь Ке­ме­ров­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния. 9 но­яб­ря 2010 го­да на этой долж­нос­ти его сме­нил про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Фе­дя­ев, а с 18 фев­ра­ля 2021 го­да и по се­год­няш­ний день эту долж­ность за­ни­ма­ет свя­щен­ник Ва­си­лий Вав­ри­нюк, на­сто­я­тель при­хо­да ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» го­ро­да Ке­ме­ро­во — цент­ра бла­го­чин­ни­чес­кой жиз­ни.

На се­год­няш­ний день на тер­ри­то­рии окру­га на­хо­дят­ся 66 ре­ли­ги­оз­ных со­ору­же­ний, в том чис­ле хра­мы, ча­сов­ни, мо­лит­вен­ные ком­на­ты, по­клон­ные кре­с­ты, а так­же Свя­то-Успен­ский жен­ский мо­на­с­тырь в се­ле Елы­ка­е­во Ке­ме­ров­ско­го рай­о­на, при ко­то­ром жи­вут вос­пи­тан­ни­цы пра­во­слав­но­го дет­ско­го до­ма «По­кров». Ста­рей­шим хра­мом яв­ля­ет­ся Ни­коль­ский со­бор, ко­то­рый в го­ды со­вет­ской влас­ти был единст­вен­ным дейст­ву­ю­щим хра­мом на тер­ри­то­рии го­ро­да Ке­ме­ро­во. Ни­коль­ский при­ход дол­гое вре­мя был ос­нов­ной куз­ни­цей кад­ров для Пра­во­слав­ной Церк­ви в Куз­бас­се, вос­пи­тав­шей вну­ши­тель­ное ко­ли­чест­во свя­щен­ни­ков, цер­ков­но­с­лу­жи­те­лей, ре­ген­тов и да­же ар­хи­ере­ев – ны­неш­ний гла­ва Куз­бас­ской мит­ро­по­лии мит­ро­по­лит Ке­ме­ров­ский и Про­копь­ев­ский Арис­тарх в го­ды сво­ей юнос­ти был при­хо­жа­ни­ном это­го хра­ма.

I Прокопьевское

Цер­ков­ный округ на тер­ри­то­рии Про­ко­пьев­ска и Про­ко­пьев­ско­го рай­о­на был об­ра­зо­ван в 1996 го­ду по рас­по­ря­же­нию Прео­свя­щен­ней­ше­го Со­фро­ния, епи­ско­па Ке­ме­ров­ско­го и Но­во­куз­нец­ко­го. Бла­го­чин­ным окру­га был на­зна­чен про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Ко­лес­ни­ков, ко­то­рый нес свое слу­же­ние в По­кров­ском хра­ме с 1989 го­да – един­ствен­ном хра­ме, ко­то­рый дей­ство­вал в Про­ко­пьев­ске в со­вет­ские го­ды.

В 2013 го­ду для раз­ви­тия при­ход­ской жиз­ни в Про­ко­пьев­ске и Про­ко­пьев­ском рай­оне на ба­зе бла­го­чи­ния бы­ло об­ра­зо­ва­но две но­вых цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­ных еди­ни­цы. На се­го­дняш­ний день на тер­ри­то­рии I Про­ко­пьев­ско­го бла­го­чи­ния, воз­глав­ля­е­мо­го про­то­и­е­ре­ем Вла­ди­ми­ром Ко­лес­ни­ко­вым, дей­ству­ет во­семь хра­мов, две ча­сов­ни, а так­же че­ты­ре мо­лит­вен­ные ком­на­ты в ма­ло­чис­лен­ных по­сел­ках: Сво­бод­ном, Но­вострой­ке, Ин­ду­стрии, Но­во­рож­де­ствен­ском.

Цен­тром бла­го­чи­ния яв­ля­ет­ся со­бор Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи, вы­стро­ен­ный в па­мять о по­гиб­ших шах­те­рах Куз­бас­са в мик­ро­рай­оне Тыр­ган. Его ис­то­рия на­ча­лась в 1989 го­ду с пред­ло­же­ния ини­ци­а­тив­ной груп­пы пра­во­слав­ных при­хо­жан. Стро­и­тель­ство хра­ма, яв­ля­ю­ще­го­ся вто­рым ка­фед­раль­ным со­бо­ром ке­ме­ров­ской епар­хии, про­дол­жа­лось вплоть до 2003 го­да, ко­гда строй­ка оста­но­ви­лась из-за от­сут­ствия финан­си­ро­ва­ния. На по­мощь Церк­ви при­шел ге­не­раль­ный ди­рек­тор управ­ля­ю­щей ком­па­нии «Про­ко­пьев­ску­голь» Ев­ге­ний Льво­вич Рез­ни­ков, и стро­и­тель­ные ра­бо­ты бы­ли за­кон­че­ны в за­пла­ни­ро­ван­ный срок – ко Дню шах­те­ра 2004 го­да. То­гда же со­сто­я­лось и пер­вое бо­го­слу­же­ние в со­бо­ре, ко­то­рое со­вер­шил ар­хи­епи­скоп Ке­ме­ров­ский и Но­во­куз­нец­кий Со­фро­ний.

Освя­ще­ние и на­ча­ло бо­го­слу­жеб­ной жиз­ни в со­бо­ре Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи тес­но свя­за­но с име­нем ар­хи­епи­ско­па Ве­рей­ско­го Ам­вро­сия (Ер­ма­ко­ва), ко­то­рый с мар­та 2005 по июль 2006 го­да был епи­ско­пом Про­ко­пьев­ским и нес здесь свое цер­ков­ное слу­же­ние. При его непо­сред­ствен­ном уча­стии за­вер­ши­ли под­го­то­ви­тель­ные ра­бо­ты к освя­ще­нию хра­ма, ко­то­рое бы­ло со­вер­ше­но сон­мом ар­хи­ере­ев 21 июля 2005 го­да.

II Прокопьевское

Цер­ков­ный округ на тер­ри­то­рии Про­копь­ев­ска и Про­копь­ев­ско­го рай­о­на был об­ра­зо­ван в 1996 го­ду по рас­по­ря­же­нию Прео­свя­щен­ней­ше­го Соф­ро­ния, епи­ско­па Ке­ме­ров­ско­го и Но­во­куз­нец­ко­го. Бла­го­чин­ным окру­га был на­зна­чен про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Ко­лес­ни­ков, ко­то­рый нес свое слу­же­ние в По­кров­ском хра­ме с 1989 го­да – единст­вен­ном хра­ме, ко­то­рый дейст­во­вал в Про­копь­ев­ске в со­вет­ские го­ды.

В 2013 го­ду для раз­ви­тия при­ход­ской жиз­ни в Про­копь­ев­ске и Про­копь­ев­ском рай­о­не на ба­зе бла­го­чи­ния бы­ло об­ра­зо­ва­но две но­вых цер­ков­но-ад­ми­нист­ра­тив­ных еди­ни­цы. С 18 фев­ра­ля 2021 го­да бла­го­чи­ние воз­глав­ля­ет свя­щен­ник Дмит­рий Вла­ди­ми­ров. На се­го­дняш­ний день на тер­ри­то­рии I Про­копь­ев­ско­го бла­го­чи­ния дейст­ву­ет во­семь хра­мов, две ча­сов­ни, а так­же че­ты­ре мо­лит­вен­ные ком­на­ты в ма­ло­чис­лен­ных по­сел­ках: Сво­бод­ном, Но­во­ст­рой­ке, Ин­дуст­рии, Но­во­рож­дест­вен­ском.

Цент­ром бла­го­чи­ния яв­ля­ет­ся со­бор Рож­дест­ва Иоан­на Пред­те­чи, вы­стро­ен­ный в па­мять о по­гиб­ших шах­те­рах Куз­бас­са в мик­ро­рай­о­не Тыр­ган. Его ис­то­рия на­ча­лась в 1989 го­ду с пред­ло­же­ния ини­ци­а­тив­ной груп­пы пра­во­слав­ных при­хо­жан. Стро­и­тельст­во хра­ма, яв­ля­ю­ще­го­ся вто­рым ка­фед­раль­ным со­бо­ром ке­ме­ров­ской епар­хии, про­дол­жа­лось вплоть до 2003 го­да, ког­да строй­ка оста­но­ви­лась из-за от­сут­ст­вия фи­нан­си­ро­ва­ния. На по­мощь Церк­ви при­шел ге­не­раль­ный ди­рек­тор управ­ля­ю­щей ком­па­нии «Про­копь­ев­ску­голь» Ев­ге­ний Льво­вич Рез­ни­ков, и стро­и­тель­ные ра­бо­ты бы­ли за­кон­че­ны в за­пла­ни­ро­ван­ный срок – ко Дню шах­те­ра 2004 го­да. Тог­да же со­сто­я­лось и пер­вое бо­го­слу­же­ние в со­бо­ре, ко­то­рое со­вер­шил ар­хи­епи­скоп Ке­ме­ров­ский и Но­во­куз­нец­кий Соф­ро­ний.

Освя­ще­ние и на­ча­ло бо­го­слу­жеб­ной жиз­ни в со­бо­ре Рож­дест­ва Иоан­на Пред­те­чи тес­но свя­за­но с име­нем мит­ро­по­ли­та Твер­ско­го и Ка­шин­ско­го Ам­в­ро­сия (Ер­ма­ко­ва), ко­то­рый с мар­та 2005 по июль 2006 го­да был епи­ско­пом Про­копь­ев­ским и нес здесь свое цер­ков­ное слу­же­ние. При его не­по­средст­вен­ном учас­тии за­вер­ши­ли под­го­то­ви­тель­ные ра­бо­ты к освя­ще­нию хра­ма, ко­то­рое бы­ло со­вер­ше­но сон­мом ар­хи­ере­ев 21 июля 2005 го­да.

II Ленинск-Кузнецкое

II Ле­нин­ск-Куз­нец­кое бла­го­чи­ние об­ра­зо­ва­но в но­яб­ре 2012 го­да в свя­зи с об­ра­зо­ва­ни­ем Куз­бас­ской мит­ро­по­лии и раз­де­ле­ни­ем окру­га на три час­ти.

В со­став дан­но­го бла­го­чи­ния вхо­дят семь при­хо­дов из го­ро­дов По­лы­са­е­во и Ле­нин­ска-Куз­нец­ко­го, а так­же сель­ских тер­ри­то­рий в Ле­нин­ск-Куз­нец­ком и Бе­лов­ском рай­о­нах. Эти при­хо­ды окорм­ля­ют во­семь от­дель­но сто­я­щих хра­мов, шесть ча­со­вен и три мо­лит­вен­ных ком­на­ты в не­боль­ших по­се­ле­ни­ях.

Цент­раль­ный храм бла­го­чи­ния освя­щен в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го и всея Рос­сии Чу­до­твор­ца, и на­хо­дит­ся в го­ро­де Ле­нин­ске-Куз­нец­ком.

Де­я­тель­ность свя­щен­но­с­лу­жи­те­лей бла­го­чи­ния ак­цен­ти­ро­ва­на на окорм­ле­нии тру­же­ни­ков уг­ле­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли: боль­шинст­во хра­мов рас­по­ло­же­но ря­дом с гор­но­до­бы­ваю­щи­ми пред­при­я­ти­я­ми или свя­зан­ны­ми с уголь­ной от­раслью уч­реж­де­ни­я­ми. Яр­ким при­ме­ром тес­но­го со­труд­ни­чест­ва шах­те­ров и свя­щен­но­с­лу­жи­те­лей яв­ля­ет­ся храм пре­по­доб­но­го Се­раф­миа Са­ров­ско­го в го­ро­де По­лы­са­е­во. Он рас­по­ло­жен в зда­нии Ад­ми­нист­ра­тив­но-бы­то­во­го ком­плек­са шах­ты «За­реч­ная», а по­то­му каж­дый шах­тер име­ет воз­мож­ность по­мо­лить­ся пе­ред ра­бо­той в за­бое или по­бла­го­да­рить Бо­га за бла­го­по­луч­ное окон­ча­ние ра­бо­чей сме­ны.

Так­же в хра­ме пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го так­же дейст­ву­ет мис­сио­нер­ский стан, яв­ля­ю­щий­ся од­ним из куль­тур­ных цент­ров По­лы­са­е­ва. В хра­ме ре­гу­ляр­но про­хо­дят вы­став­ки, фес­ти­ва­ли, го­род­ские кон­кур­сы, при­уро­чен­ные к да­там цер­ков­ных празд­ни­ков, а так­же кон­фе­рен­ции и фо­ру­мы, объ­еди­ня­ю­щие мис­сио­не­ров со все­го Куз­бас­са и из-за его пре­де­лов.

Пер­вым бла­го­чин­ным II Ле­нин­ск-Куз­нец­ко­го окру­га стал про­то­и­е­рей Алек­сий Гур­кин. В ап­ре­ле 2015 го­да от­ца Алек­сия сме­ни про­то­и­е­рей Иоанн Ты­во­няк, ко­то­рый нес это по-слу­ша­ние до 28 де­каб­ря 2017 го­да, ког­да но­вым бла­го­чин­ным был на­зна­чен про­то­и­е­рей Ар­ка­дий Ра­хов.

III Ленинск-Кузнецкое

III Ле­нин­ск-Куз­нец­кое бла­го­чи­ние, так же, как и II Ле­нин­ск-Куз­нец­кое, об­ра­зо­ва­но в нояб­ре 2012 го­да в свя­зи с об­ра­зо­ва­ни­ем Куз­бас­ской мит­ро­по­лии и ра­зук­руп­не­ни­ем окру­га на три са­мос­то­я­тель­ных час­ти.

В со­став бла­го­чи­ния вхо­дит 15 хра­мов, в том чис­ле шесть са­мос­то­я­тель­ных и де­вять при­пис­ных, од­на ча­сов­ня и че­ты­ре мо­лит­вен­ные ком­на­ты. Цер­ков­ный округ объ­еди­ня­ет при­хо­ды в Кра­пи­вин­ском и Ле­нин­ск-Куз­нец­ком рай­о­нах, по­сел­ке го­род­ско­го ти­па Зе­ле­но­гор­ский и го­ро­де Ле­нин­ске-Куз­нец­ком.

Глав­ным хра­мом бла­го­чи­ния яв­ля­ет­ся цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, освя­щен­ная мит­ро­по­ли­том Арис­тар­хом в Ле­нин­ске-Куз­нец­ком в ав­гус­те 2017 го­да.

Дол­гое вре­мя цент­ром бла­го­чи­ния был Свя­то-Се­ра­фи­мо-По­кров­ский жен­ский мо­на­с­тырь – пер­вая оби­тель, ос­но­ван­ная на тер­ри­то­рии Ке­ме­ров­ской об­лас­ти в кон­це XX ве­ка. Се­год­ня оби­тель, яв­ля­ю­ща­я­ся од­ним из глав­ных мест па­лом­ни­чест­ва пра­во­слав­ных куз­бас­сов­цев, на­счи­ты­ва­ет 26 на­сель­ниц — мо­на­хинь, ино­кинь и по­слуш­ниц. Пра­во­слав­ный дет­ский дом «По­кров», дейст­ву­ю­щий при оби­те­ли, вос­пи­ты­ва­ет 29 де­во­чек. Се­ра­фи­мо-По­кров­ский мо­на­с­тырь тру­дит­ся над ор­га­ни­за­ци­ей мо­на­шес­кой жиз­ни в Свя­то-Успен­ском жен­ском мо­на­с­ты­ре се­ла Елы­ка­е­во Ке­ме­ров­ско­го рай­о­на и мо­на­шес­кой об­щи­не при Ка­зан­ском хра­ме по­сел­ка Школь­ный Про­копь­ев­ско­го рай­о­на.

12 де­каб­ря 2012 го­да сво­им рас­по­ря­же­ни­ем мит­ро­по­лит Ке­ме­ров­ский и Про­копь­ев­ский Арис­тарх на­зна­чил бла­го­чин­ным III Ле­нин­ск-Куз­нец­ко­го окру­га иеро­мо­на­ха Се­ра­фи­ма (Чу­ко­ви­то­ва), на­сто­я­те­ля Бла­го­ве­щен­ско­го хра­ма. В свя­зи с кон­чи­ной иеро­мо­на­ха Се­ра­фи­ма (Чу­ко­ви­то­ва) вре­мен­но ис­пол­ня­ет обя­зан­нос­ти бла­го­чин­но­го про­то­и­е­рей Ар­ка­дий Ра­хов.

Беловское

Бе­лов­ский бла­го­чин­ни­че­ский округ учре­жден в 1990 го­ду ука­зом Прео­свя­щейн­ней­ше­го Ан­то­ния (Че­ре­ми­со­ва), епи­ско­па Крас­но­яр­ско­го и Ени­сей­ско­го. То­гда в со­став окру­га во­шли хра­мы го­ро­дов Бе­ло­ва, Ле­нин­ска- Куз­нец­ко­го, По­лы­са­е­ва, Гу­рьев­ска, Са­ла­и­ра, а так­же Про­ко­пьев­ско­го, Гу­рьев­ско­го, Про­мыш­лен­нов­ско­го и Кра­пи­вин­ско­го рай­о­нов. Несколь­ко ме­ся­цев, до ос­но­ва­ния Ке­ме­ров­ской епар­хии в 1993 го­ду, Бе­лов­ское бла­го­чи­ние яв­ля­лось цен­тром цер­ков­ной жиз­ни все­го юга Куз­бас­са, объ­еди­нив так­же Про­ко­пьевск, Ки­селевск, Но­во­куз­нецк, Меж­ду­ре­ченск, Осин­ни­ки, Мыс­ки и Та­ш­та­гол.

Впо­след­ствии из Бе­лов­ско­го бла­го­чи­ния вы­де­ли­лись ныне са­мо­сто­я­тель­ные бла­го­чи­ния — Ле­нинск-Куз­нец­кое, Про­ко­пьев­ское, Ки­селев­ское, Гу­рьев­ское, Про­мыш­лен­нов­ское, Ин­ское и Гра­мо­те­ин­ское, ко­то­рое во­шло в 2009 го­ду в со­став Ин­ско­го.

Се­го­дня бла­го­чи­ние объ­еди­ня­ет 13 при­хо­дов, име­ю­щих са­мо­сто­я­тель­ные хра­мы, од­ну ча­сов­ню и две мо­лит­вен­ные ком­на­ты в го­ро­де Бе­ло­во и по­сел­ках Но­вый Го­ро­док и Сов­хоз­ный, вхо­дя­щих в его со­став, а так­же в се­лах За­реч­ном и Но­во­ба­ча­тах Бе­лов­ско­го рай­о­на.

Цен­тром жиз­ни Бе­лов­ско­го бла­го­чи­ния яв­ля­ет­ся храм Воз­не­се­ния Гос­под­ня в Бе­ло­ве. На­сто­я­те­лем это­го хра­ма с 1982 го­да и бес­смен­ным бла­го­чин­ным Бе­лов­ско­го окру­га с мо­мен­та его об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся про­то­и­е­рей Петр Гу­то­вич, ру­ко­по­ло­жен­ный в сан диа­ко­на в 1973 го­ду, а в сан свя­щен­ни­ка – в 1974 го­ду в По­кров­ском хра­ме Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

Си­бир­ский пе­ри­од его слу­же­ния на­чи­на­ет­ся в 1975 го­ду по­сле при­ня­тия в клир Но­во­си­бир­ской епар­хии. Бу­дучи бла­го­чин­ным, отец Петр ор­га­ни­зо­вы­вал при­ход­скую жизнь во мно­гих го­ро­дах и от­да­лен­ных по­се­ле­ни­ях цен­траль­ной ча­сти Куз­бас­са, за­кла­ды­вая там фун­да­мент для даль­ней­ше­го рас­про­стра­не­ния Пра­во­слав­ной ве­ры.

В пе­ри­од с 2003 по 2006 год про­то­и­е­рей Петр Гу­то­вич воз­глав­лял ра­бо­ту Мис­си­о­нер­ско­го от­де­ла Ке­ме­ров­ской епар­хии. Глав­ным де­лом это­го пе­ри­о­да ста­ло на­ча­ло ра­бо­ты по по­ис­ку ин­фор­ма­ции о свя­щен­но­слу­жи­те­лях, ко­то­рые пре­тер­пе­ли в XX ве­ке го­не­ния и за­вер­ши­ли свою жизнь му­че­ни­че­ской кон­чи­ной за Имя Хри­сто­во в Куз­бас­се.

Гурьевское

Гу­рьев­ское бла­го­чи­ние бы­ло об­ра­зо­ва­но пу­тем вы­де­ле­ния из со­ста­ва Бе­лов­ско­го ука­зом епи­ско­па Ке­ме­ров­ско­го и Но­во­куз­нец­ко­го Со­фро­ния 19 де­каб­ря 1995 го­да. Пер­вым бла­го­чин­ным был на­зна­чен свя­щен­ник Сер­гий Мо­со­лов.

Глав­ный храм бла­го­чи­ния свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, от­ме­тив­ший в 2017 го­ду своё 110-ле­тие, на­хо­дит­ся в го­ро­де Са­ла­и­ре. Ис­то­рия это­го хра­ма тес­но свя­за­на с им­пе­ра­тор­ской фа­ми­ли­ей, а по­то­му яв­ля­ет­ся од­ной из яр­ких ил­лю­стра­ций ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий и го­не­ний на Цер­ковь в XX ве­ке.

С 2003 по 2008 год бла­го­чин­ным был про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Рас­ска­зов. А с 25 но­яб­ря 2008 го­да бла­го­чин­ным церк­вей Гу­рьев­ско­го окру­га стал про­то­и­е­рей Ро­ман Цап. По­слу­ша­ние на­сто­я­те­ля Пет­ро­пав­лов­ско­го хра­ма и бла­го­чин­но­го отец Ро­ман сов­ме­ща­ет с пре­по­да­ва­ни­ем Нрав­ствен­но­го бо­го­сло­вия в Куз­бас­ской пра­во­слав­ной ду­хов­ной се­ми­на­рии.

На тер­ри­то­рии окру­га в на­сто­я­щий мо­мент на­хо­дят­ся семь са­мо­сто­я­тель­ных хра­мов, три ча­сов­ни и две мо­лит­вен­ные ком­на­ты, рас­по­ло­жен­ных в Гу­рьев­ском рай­оне.

В бла­го­чи­нии дей­ству­ет Пра­во­слав­ный бай­кер­ский клуб, участ­ни­ки ко­то­ро­го при­ни­ма­ют ак­тив­ное уча­стие в жиз­ни при­хо­дов. Тра­ди­ци­он­ным стал крест­ный ход на мо­то­цик­лах, при­уро­чен­ный к пре­столь­но­му празд­ни­ку Пет­ро­пав­лов­ско­го хра­ма. Так­же еже­год­но­го участ­ни­ки клу­ба по­здрав­ля­ют с Но­вым го­дом и Рож­де­ством Хри­сто­вым де­тей-си­рот и вос­пи­тан­ни­ков ин­тер­на­тов. Ду­хов­ни­ком и ак­тив­ным участ­ни­ком клу­ба яв­ля­ет­ся про­то­и­е­рей Алек­сандр Ильи­ных.

Свя­той ис­точ­ник Иоан­на Кре­сти­те­ля в де­ревне Гав­ри­лов­ка яв­ля­ет­ся из­люб­лен­ным ме­стом па­лом­ни­че­ства пра­во­слав­ных куз­бас­сов­цев На его тер­ри­то­рии на­хо­дит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Все­ца­ри­ца», а в честь это­го об­ра­за вы­стро­ен де­ре­вян­ный храм. Ис­точ­ник по­сто­ян­но бла­го­укра­ша­ет­ся: по ини­ци­а­ти­ве гу­бер­на­то­ра Ке­ме­ров­ской об­ла­сти А. Г. Ту­ле­е­ва здесь бы­ла раз­би­та кед­ро­вая ро­ща, за­бо­та­ми бла­го­чин­но­го и ак­тив­ных при­хо­жан обо­ру­до­ва­но несколь­ко ку­па­лен, а так­же уста­нов­ле­на де­ре­вян­ная рез­ная скульп­ту­ра пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма.

Инское

Рас­по­ря­же­ние о со­зда­нии Ин­ско­го бла­го­чи­ния да­ти­ру­ет­ся 2005 го­дом, од­на­ко его ис­то­рия бе­рет на­ча­ло в 1995 го­ду, ко­гда епи­скоп Ке­ме­ров­ский и Но­во­куз­нец­кий Со­фро­ний объ­еди­нил при­хо­ды Бе­лов­ско­го рай­о­на в Гра­мо­те­ин­ское бла­го­чи­ние, управ­ле­ние ко­то­рым бы­ло по­ру­че­но свя­щен­ни­ку Гри­го­рию Та­ра­со­ву, на­сто­я­те­лю хра­ма пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го в Гра­мо­те­и­но. Та­ким об­ра­зом, с 2005 го­да на тер­ри­то­рии Бе­лов­ско­го рай­о­на дей­ство­ва­ли два бла­го­чи­ния: Гра­мо­те­ин­ское и Ин­ское. В 2009 го­ду они бы­ли вновь объ­еди­не­ны в Ин­ское бла­го­чи­ние.

По­сле об­ра­зо­ва­ния Ин­ско­го бла­го­чи­ния ру­ко­вод­ство окру­гом бы­ло до­ве­ре­но свя­щен­ни­ку Ан­дрею Пет­руч­ку, на­сто­я­те­лю хра­ма Свя­той Тро­и­цы в по­сел­ке Ин­ском. Отец Ан­дрей – вос­пи­тан­ник Одес­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии, свое слу­же­ние на­чал в Куз­бас­се по­сле хи­ро­то­нии, со­вер­шен­ной в 2005 го­ду епи­ско­пом Про­ко­пьев­ским Ам­вро­си­ем, ви­ка­ри­ем Ке­ме­ров­ской епар­хии.

Все­го на тер­ри­то­рии Ин­ско­го окру­га на­хо­дит­ся 13 хра­мов, один храм-ча­сов­ня, а так­же три мо­лит­вен­ные ком­на­ты. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли бла­го­чи­ния окорм­ля­ют на­се­лен­ные пунк­ты Бе­лов­ско­го рай­о­на: по­сел­ки го­род­ско­го ти­па Ин­ской, Гра­мо­те­и­но, Ба­чат­ский; сё­ла Пер­мя­ки, Че­лу­хо­е­во, Ев­ти­но, Ста­ро­пе­сте­ре­во, Си­до­рен­ко­во; по­сёл­ки Ста­ро-Бе­ло­во, Щеб­за­вод, Ста­ро­ба­ча­ты, Но­вый Ка­ра­кан, Ар­ты­шта.

При мно­гих хра­мах это­го неболь­шо­го бла­го­чи­ния со­зда­ны креп­кие от­ря­ды Брат­ства пра­во­слав­ных сле­до­пы­тов и вос­крес­ные шко­лы, ко­то­рые объ­еди­ня­ют мо­ло­дежь во­круг хра­мов. А при­ход­ские об­щи­ны здесь от­ли­ча­ют­ся тем, что скон­цен­три­ро­ва­ны не толь­ко на цер­ков­ной жиз­ни, но и на пре­об­ра­же­нии все­го окру­жа­ю­ще­го ми­ра: при­хо­жане хра­мов в Бе­лов­ском рай­оне бла­го­укра­ша­ют не толь­ко при­хра­мо­вые тер­ри­то­рии, но и тру­дят­ся на ули­цах сво­их по­сел­ков, а так­же по­мо­га­ют друг дру­гу ве­сти под­соб­ные хо­зяй­ства и вы­ра­щи­вать сель­ско­хо­зяй­ствен­ные куль­ту­ры.

Киселёвское

Ки­селёв­ское бла­го­чи­ние бы­ло ос­но­ва­но в 1992 го­ду в пре­де­лах Крас­но­яр­ской епар­хии. По­сле 1993 го­да, ко­гда бы­ла об­ра­зо­ва­на Ке­ме­ров­ская епар­хия в пре­де­лах Куз­бас­са, округ про­дол­жил свое са­мо­сто­я­тель­ное су­ще­ство­ва­ние.

Цен­тром бла­го­чин­ни­че­ской жиз­ни в то вре­мя яв­лял­ся храм свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в по­сел­ке Афо­ни­но го­ро­да Ки­селёв­ска. Этот храм был по­стро­ен в 1882 го­ду из лист­вен­ни­цы на сред­ства при­хо­жан и мест­но­го куп­ца. В 1932 го­ду храм был за­крыт и раз­граб­лен, а его по­ме­ще­ние ис­поль­зо­ва­лось в ка­че­стве зер­но­хра­ни­ли­ща и клу­ба. Свои две­ри для при­хо­жан храм вновь от­крыл по­сле Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, в 1947 го­ду.

Раз­ви­тие при­ход­ской жиз­ни в кон­це XX сто­ле­тия на тер­ри­то­рии го­ро­дов Ки­селёв­ска и Про­ко­пьев­ска, а так­же в по­сел­ках Крас­но­брод­ский, Ка­ра­гай­лин­ский и в Про­ко­пьев­ском рай­оне при­ве­ло к то­му, что в 1996 го­ду из Ки­селёв­ско­го бла­го­чи­ния бы­ло вы­де­ле­но Про­ко­пьев­ское.

На се­го­дняш­ний день бла­го­чи­ние объ­еди­ня­ет пять са­мо­сто­я­тель­ных при­хо­дов на тер­ри­то­рии го­ро­да Ки­селёв­ска и Крас­но­брод­ско­го го­род­ско­го окру­га. Все­го на тер­ри­то­рии бла­го­чи­ния дей­ству­ет де­сять мо­лит­вен­ных по­ме­ще­ний: шесть хра­мов и пять ча­со­вен, а так­же две мо­лит­вен­ных ком­на­ты в раз­лич­ных учре­жде­ни­ях.

Цен­траль­ный храм бла­го­чи­ния освя­щен в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» в рай­оне Крас­ный ка­мень го­ро­да Ки­селёв­ска мит­ро­по­ли­том Смо­лен­ским и Ка­ли­нин­град­ским Ки­рил­лом во вре­мя его по­се­ще­ния Куз­бас­са в 2003 го­ду. В 2017 го­ду ря­дом с хра­мо­вым ком­плек­сом был за­ло­жен сквер, цен­траль­ное ме­сто в ко­то­ром от­ве­де­но скульп­тур­ной ком­по­зи­ции «По­кров Бо­жи­ей Ма­те­ри над зем­лей Куз­нец­кой».

С 1992 го­да бла­го­чин­ным окру­га неиз­мен­но яв­ля­ет­ся про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Ясь­ков, на­сто­я­тель хра­ма в честь ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Ско­ро­по­слуш­ни­ца» в Ки­селёв­ске. В 1977 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1976 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1977 го­ду – в свя­щен­ни­ка Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Ру­си Пиме­ном.