Слово к духовенству на ежегодном епархиальном собрании 2012 года

   Сердечно приветствую Благочинных, настоятелей, клириков, собравшихся на этом Епархиальном собрании, которое объявляю открытым!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Я бы хотел начать свое выступление с выражения благодарности всему духовенству за те труды, которые осуществляются в Кемеровской области.

О последних решениях Священного Синода. «Сейчас идет процесс создания новых епархий в Русской Церкви, и нужно ясно понимать, почему мы идем по такому пути. На огромных территориях — один правящий архиерей и часто очень небольшое количество приходов. Это и понятно — а как архиерей может стимулировать открытие приходов на таких огромных расстояниях? Поэтому и было принято решение учредить в границах епархий, где есть такая потребность, — новые епархии.

Целый ряд проектов в епархиях можно осуществлять совместно, например, содержать семинарию, издавать журнал, вести телевизионную программу, взаимодействовать с учебными заведениями. Для того чтобы в рамках одного субъекта Федерации архиереи могли работать как одна команда, чтобы самостоятельные епархии, находящиеся в границах одного субъекта Федерации, имели возможность координировать свои действия, для того чтобы кто-то из архиереев нес особую ответственность за взаимодействие с губернатором и с центральной властью, на последнем заседании Синода было принято положение о создании митрополий.

Если на территории субъекта Федерации больше одной епархии — две, три, четыре, то эти епархии объединяются в митрополии, по образцу, который существовал в древней Церкви и к которому хотели вернуться на Соборе 1917-1918 гг.

Сегодня количество приходов катастрофически отстает от потребностей людей. А там, где нет приходов, сразу появляются сектантские группы. Поэтому и создаются сейчас новые епархии. Синод считает, что таким образом можно придать новое дыхание в жизни нашей Церкви. Поэтому он стремится к тому, чтобы активизировать работу архиереев, приблизив их к реальной жизни Церкви — к деятельности приходов, к пониманию жизни священников, к тому, чтобы они знали священнослужителей не только в лицо, но и по имени, знали о том, в чем священник нуждается, какие у него проблемы, в чем должна заключаться помощь со стороны архиерея. Вот тогда у нас будет больше солидарности в тех трудах, которые мы совершаем», — говорится в докладе Святейшего Патриарха Кирилла на епархиальном собрании Калининградской епархии 2011 года.

 

Д о к л а д

 

Церковь и общество на канонической территории

Кузбасской митрополии

 

«Напряженность и тревожность, наблюдаемые во всем мире и связанные с последствиями духовно-нравственного кризиса человечества, зримо проявляются и в жизни районов, входящих в каноническое пространство Кузбасской митрополии.

Прежде всего, это выражается в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее, когда страны исторической Руси пытались найти новый вектор своего общественного развития.

К сожалению, смена политического вектора не может в корне изменить и осчастливить общество, если нет установки на преображение человеческой личности. В результате возможности новой эпохи привели не только к положительным, но и к значительным отрицательным последствиям.

Из-за кризиса системы ценностей человека и общества в кризисе оказались и многие стороны социальной жизни. Даже духовное возрождение в нашей стране парадоксальным образом совершается в условиях нарастающей моральной деградации некоторых слоев общества.

Одним из ярких проявлений этой тенденции стали массовый уход молодежи в компьютерные миры, отказ от живого общения с близкими и друзьями, существование под виртуальной маской. Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вместе с нравственной утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием.

Этот процесс затрагивает не только большие социальные группы, но и даже семью, члены которой утрачивают способность быть единым целым. В итоге мы наблюдаем печальную картину: дети спешат уйти от родителей, родители живут работой, старшее поколение не только не пользуется заслуженным авторитетом, но и вовсе как бы «забыто» современной молодежью.

Усилия Русской Православной Церкви в значительной степени направлены на то, чтобы консолидировать наших современников, объединить разные народы, поколения, социальные группы вокруг общих дел ради ближних, страны, Церкви.

Добрым знамением того, что усилия наши не тщетны и богоугодны, стало явленное чудо великого народного единения в православной вере. Самым впечатляющим событием в уходящем году неожиданно для многих, но не для православных, стало принесение в Кузбасс святых мощей Матроны Московской и других святынь.

И в самом деле, на различные митинги приходят сотни или тысячи, а к святыни притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях.

Бесконечная вереница таких разных людей показала нашему обществу, что соль русской земли, которую так долго и высокомерно не замечали некоторые СМИ, никогда не переставала существовать и что народные упования связаны с верой в Бога.

Это мощное проявление народного благочестия может свидетельствовать о том, что Отечество наше действительно переживает ныне трудные и вместе с тем судьбоносные времена. Оно также может быть доказательством того, что общество постепенно приходит в себя.

Оно может говорить и о том, что немало наших современников охвачено смятением и тревогой перед лицом будущего, и потому они ищут защиты и поддержки в отеческой вере.

Во времена испытаний и повреждённых межличностных связей на Церкви лежит особая ответственность, ибо силой веры и благодатью Божией могут вновь сплотиться люди для дел добра.

Именно поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, устроение правильной и полнокровной общинной жизни является сегодня одной из главных задач. Христианская община исторически формировалась как сообщество не только единоверцев и единомышленников, но и соработников в общем делании во славу Божию и во спасение человека. Это школа духовной солидарности, общения и взаимодействия христиан через молитвенную жизнь. Если современный человек в храме научится слушать и слышать, видеть и сострадать, он сможет изменить свою модель поведения и в семье, и на работе, и в обществе.

Вот почему столь важны для здоровья церковной общины социальные, молодёжные, образовательные и миссионерские приходские программы, а также внебогослужебные собрания и другие инициативы подобного рода.

Рассматривая православные общины, приходские и монастырские, как здоровые клетки общественного организма, как точки роста национально-духовного самосознания и единства, как школу любви к ближнему, мы Богом призваны осознать сегодня свою сугубую ответственность за благое существование, развитие и умножение приходов Русской Православной Церкви», — отмечается в докладе Предстоятеля Русской Церкви, зачитанном на Епархиальном собрании духовенства города Москвы в 2011 году.

Монастыри

«Особое место в духовной жизни Первопрестольного града и столичного региона в целом занимают монастыри.

Являясь светочем духовности и надежным якорем грядущего спасения, обители испокон веков привлекали к себе христиан, ищущих утешения, очищения, укрепления и вразумления.

Именно поэтому монастыри призваны хранить древние традиции  иноческого делания, заботясь прежде всего о восхождении насельников по лестнице духовного совершенствования, ибо, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, «исполнение евангельских заповедей всегда составляло и ныне составляет сущность иноческого делания и жительства».

Важно понимать, что путь к сердцу новоначального христианина лежит не только лишь через красоту церковной архитектуры и нашего богослужения, но через пример благочестивой монашеской жизни.

Одна из главных задач, которая стоит ныне перед руководством монастырей, заключается в том, чтобы, не откладывая в сторону планов по реставрации монастырских комплексов, обратить свое внимание на духовную жизнь и нравственное состояние насельников, а также мирян, спасающихся под сенью обителей.

Огромное значение имеет литургическая жизнь монастыря, ее исправность и регулярность. Это тем более легко достижимо, что монахам некуда спешить, ведь в монастыре они уже дома.

Важный показатель состояния духовной жизни обители – отношение её насельников к паломникам и богомольцам. В наших делах должна с особой отчётливостью и теплотой проявляться христианская любовь, изливающаяся на каждого человека, с которым мы вступаем в контакт.

Особое внимание следует обратить на специфику духовного окормления мирян монашествующими. Здесь надлежит соблюдать сугубые такт и осмотрительность, запрещая себе возлагать на пасомых «бремена неудобоносимые», остерегаясь псевдостарчески руководить каждым их шагом.

При духовном окормлении монахом мирянина необходимо сосредоточиться на руководстве внутренней жизнью души, не покушаясь отнять у ближнего Богом данную ему свободу. Нездоровое стремление проникнуть во все мелочи и частности семейной жизни прихожан и паломников говорит отнюдь не о требовательной любви к ближнему, но об очевидном духовном помрачении», — подчеркивает в том же докладе Его Святейшество.

На сегодня в непосредственном подчинении управляющего Кемеровской епархией находятся 3 монастыря: мужской и два женских.

«Важнейшая задача, поставленная Архиерейским Собором 2011 года перед православным монашеством, состоит в получении насельниками и насельницами наших обителей качественного духовного образования.

Основные подходы к практическому решению этого актуального вопроса были намечены на заседании Синодальной комиссии по делам монастырей. Получение монашествующими полноценного духовного образования имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Она состоит в том, что, по мнению всех заинтересованных сторон, не монастыри должны приходить в Духовные школы, ибо это создаст трудноразрешимые проблемы для наших обителей, но сами Духовные школы призваны прийти в монастыри.

Действительно, сегодня у нас есть широкие технические возможности, позволяющие пользоваться современными дистанционными технологиями обучения, что позволит большинству монашествующих получать духовное образование, не покидая стен своей обители. В настоящее время Синодальная комиссия по делам монастырей и Учебный комитет объединяют свои усилия, чтобы успешно решить эту широкомасштабную и чрезвычайно важную задачу. Отцы наместники и игумены, матушки игумении призваны с полным пониманием важности этой задачи сотрудничать с соответствующими церковными учреждениями, дабы создать максимально благоприятные условия для духовного образования монашествующих.

Нельзя забывать, что истинная любовь к Богу, к которой призваны все христиане, а в особенности монашествующие, неразрывно связана с любовью к ближним.

Сегодня монастыри прилагают значительные усилия для развития социальной и миссионерской деятельности, молодёжного и тюремного служения, работы в сфере катехизации и начального духовного образования.

Следуя своему монашескому призванию, иноки непременно будут становиться ближе и к страдающим людям, людям обездоленным и скорбящим. Эта любовь взрастит потребность и горячее стремление прийти на помощь заключенным и сиротам, нищим и немощным – ко всем тем, кто нуждается в нашем внимании и заботе.

Конечно, прежде чем приступить к тому или иному социальному проекту, необходимо взвесить, насколько он будет по силам братии или сестрам обители, смогут ли они подъять данный труд, не разрушая при этом монастырского уклада и не оправдывая попечением о ближних небрежение в иных обязательных послушаниях.

Малые обители не могут браться сразу за все виды и формы социального служения. Следует выбрать именно своё дело, посильное для самого делателя, необходимое для улучшения жизни других людей и полезное для нашего спасения. Ибо нельзя заниматься такой работой формально, «для галочки». Будем помнить, что мы имеем дело с живыми людьми, которые обязательно заметят любую фальшь, любую неискренность, любую принуждённость.

Для начала полезно познакомиться с уже существующими в обителях и храмах РПЦ социальными проектами. Если мы собрались создавать детский приют, следует посетить Стефано-Махрищский монастырь, Покровский Хотьков монастырь, Покровский монастырь в Москве, Саввино-Сторожевскую обитель.

Если хотим научиться работе с заключенными, с детьми-инвалидами, было бы полезно побывать в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Пример работы с молодежью являет нам Данилов монастырь. Устроению богаделен можно учиться в Зачатьевском монастыре и в Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордине.

Когда мы обращаемся к наместникам, игуменам и игумениям за предоставлением в отчетах сведений о социальной, молодёжной, катехизической работе, особое внимание необходимо уделять анализу информации о проблемах, с которыми сталкиваются монастыри в этой сфере. Только соборно обсуждая эти проблемы, мы сможем найти верные и адекватные решения. Возможно, они уже кем-то найдены в других обителях и лишь ждут своего часа, чтобы быть обнародованными для общего блага.

Поэтому нужно стараться уходить от статистического формализма отчётов и переходить к совместному обсуждению реальных проблем, которые стоят перед всеми нами, перед всею Церковной полнотой.

Подводя итоги деятельности монастырей в нынешнем году, нельзя не отметить их активное участие в разработке «Положения о монастырях и монашествующих», которое подготовлено соответствующей Комиссией Межсоборного присутствия. Этот важный документ призван в общих чертах обозначить порядок и строй всей монашеской жизни нашей Церкви. Его принятие станет важной вехой в возрождении монашества на Руси», — отметил в своем докладе к московскому духовенству Святейший Патриарх Кирилл.

 

Пастырское служение и организация приходской жизни

Важнейшим направлением работы Кемеровской епархии является своевременное выполнение «Программы-новые храмы».

Строительство храмовых комплексов осуществляется по типовым проектам. Проекты предусматривают строительство храмов вместимостью до 300 и 500 прихожан.

В связи с этим особо хотелось бы отметить и проблему приходской активности. Мне известно, что в некоторых случаях миряне проявляют больше заинтересованности в осуществлении данного начинания, чем священнослужители. Призываю вас принимать деятельное участие в успешной реализации Программы строительства новых храмов в городах и населенных пунктах.

Начну обзор с блока вопросов пастырского служения. Необходимо нам самим готовить абитуриентов в КПДС. За нас это не сделает никто! Летом 2012 года нами дано поручение  Епархиальному Отделу образования и катехизации разработать специальные программы для воскресных школ (8-9 классы) по ознакомлению учащихся с обучением в НПДС, по подготовки абитуриентов для получения духовного образования в Семинарии (училище). Цель: обеспечить преемственность духовного образования от воскресной школы к высшему учебному заведению – НПДС (в предметах «Библейская история», «Вероучение Церкви», «Православное богослужение», «Церковная история»). Абитуриентом должен заниматься каждый священник, особенно настоятель храма и каноническая ответственность возлагается на благочинных. Нужно выбирать из молодежи кандидатов в абитуриенты КПДС, из избранных создать при воскресной школе спецкласс и вести эту группу по особой Программе подготовке к поступлению в Семинарию!

Важным моментом в работе воскресных школ и молодежных клубов являются совместные концерты на уровне благочиний, где каждый приход показывает свои таланты. Встречи священнослужителей благочиния также сближают клириков.

Здесь мы вновь обращаемся к организации межприходского и межблагочиннического взаимодействия. Это касается не только концертов, но и совместной просветительской деятельности, например, проведения тематических семинаров и лекций для мирян в разных приходах силами всего благочиния, а может быть, и с привлечением специалистов из духовных учебных заведений. Информация о таких мероприятиях могла бы распространяться в Интернете, а также в каждом из храмов благочиния. Вообще желательно, чтобы в рамках благочиния был свой информационный справочник с планом мероприятий на полгода, свободно распространяемый по храмам. Между Кемеровской и Мариинской епархией есть договоренность о служении клириков митрополии в храма разных епархий при наличии только благословения настоятеля храма. Также существует договоренность по организации перенесения святынь – мощей, икон, Крестных ходов – настоятелем испрашивается благословение у Правящего архиерея, который согласовывает намеченное мероприятие сам с другим архиереем Кузбасской митрополии.

Поручаю Информационно-просветительскому Отделу КЕУ разработать макет такого справочника, а также макет приходских информационных ресурсов.

Полагаю, что на уровне межприходского и межблагочиннического взаимодействия легче всего установить прочные горизонтальные связи между общинами, а также эффективно решать многие проблемы социального и молодежного служения.

Наконец, важны простые человеческие контакты между клириками, прихожанами, молодыми людьми из разных приходов. Поэтому призываю отцов настоятелей обратить самое серьёзное внимание на данный аспект. Ибо от их творческой инициативы и открытости к общению с собратьями зависит успех всего дела.

В вышеназванном докладе Его Святейшества отмечается, что «при совершении Таинства Исповеди священнику следует проводить ее так, чтобы она не превращалась в допрос, чтобы священник сам был соучастником покаяния, поскольку многие исповедуемые грехи свойственны и ему самому.

Необходимо непременно сочетать образовательную деятельность прихода с воспитательской работой и участием воспитанников в храмовой церковной службе. Преподаватели должны быть в тесном контакте с родителями воспитанников и родительским комитетом.

Задача в том, чтобы зажечь в их умах и сердцах живой огонь благочестивой веры, который бы они проявляли в своей повседневной жизни и который им был бы желателен, дорог, который они бы не променяли ни на какие мнимые жизненные блага и удовольствия».

По-прежнему остается проблема отпевания в моргах. Иногда в ритуальных комнатах при этих заведениях действуют клирики сомнительного канонического статуса, священнослужители, запрещенные или лишенные сана, а подчас и вовсе обманщики, ряженые в священнические одежды.

В одном из больничных моргов города одному священнику было отказано в возможности отпевать прихожанина по причине того, что «у больницы есть свои священники».

Ситуация осложняется тем, что духовенство неспособно своими усилиями преодолеть имеющиеся сложности. Священники не имеют полномочий обязать руководство больниц отказаться от услуг неправомочно служащих там клириков и предоставить возможность священнодействовать каноническому духовенству.

Между тем было подписано соглашение о сотрудничестве между КНЕ Русской Православной Церкви и Департаментом здравоохранения и социального развития АКО.

На основании данного общего документа возможно заключение частных договоров между конкретными приходами и больницами, что позволит исправить сложившуюся печальную ситуацию. Поручаю прот. Г.Князеву, ответственным за благочиния, заняться решением этого вопроса. Самым правильным будет, если все ритуальные услуги будут осуществляться приходом, благочинием или специальной православной церковной структурной. Это и доход для храма и контроль ритуальной деятельности.

Напоминаю отцам настоятелям и наместникам, матушкам игуменьям о необходимости постоянно заботиться о благоукрашении вверенных их попечению храмов Божиих.

В связи с этим обращаю ваше внимание на необходимость регулярно знакомиться с информацией об обновляющемся и совершенствующемся ассортименте изделий церковного назначения, выпускаемых на художественно-производственном предприятии «Софрино».

 

Информационное взаимодействие Церкви с обществом

 

Ссылаясь на тот же доклад Патриарха Кирилла, не без радости констатируем, что «сегодня Церковь в лице своих московских клириков довольно широко представлена в общенациональных средствах массовой информации. Наши священники ведут авторские программы на влиятельных радиостанциях, регулярно выступают с комментариями и изложением экспертного мнения в телепередачах, в печатных СМИ, в новостных блоках информационных агентств. Вместе с тем пастырское слово наших собратьев далеко не всегда звучит для светского зрителя, слушателя, читателя весомо и доказательно.

Не секрет, что светские СМИ даже теперь не спешат честно и исчерпывающе информировать своих зрителей, читателей и слушателей о важнейших инициативах Церкви, если только не находят в них элементов сенсационности.

Отдельные наши собратья, стремясь к тому, чтобы всякое высказанное ими мнение обязательно попало на ленты информационных агентств и вызвало волну комментариев в Интернете и на радио, начинают облекать свои заявления и инициативы в экстравагантные, провокационные формы. В результате в общественном сознании складывается искаженный, а порою отталкивающий образ Православия. Нередко наши собратья приходят на дискуссии и дебаты недостаточно подготовленными. А ведь им зачастую приходится вести разговор с людьми весьма искушёнными, умело обращающими нашу неподготовленность против Церкви Божией.

Конечно, нельзя совсем отказываться от контактов с прессой. Это путь, ведущий Церковь к самоизоляции и капитулянтству. А ещё – добровольный отказ от нашего призвания, «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9, 16).

Отдельный вопрос – наше присутствие в Интернете. Всякий священнослужитель, участвующий в обсуждениях, дискуссиях в Фэйсбуке, твиттере, «живом журнале» и иных сетевых сообществах, должен постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на него выступление в публичном пространстве. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатажные высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают волны ответных обсуждений в блогосфере, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Никто не запрещает вам участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью.

Приходской сайт должен быть не просто красивой открыткой, мертвым грузом, лежащим где-то в Интернете для отчетности. Обязательна информация о жизни прихода, богослужениях, клире, социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода. Помимо этого он должен содержать такие разделы, которые бы объединяли людей и способствовали реализации их совместных начинаний. Это позволит и самим прихожанам лучше узнать друг друга и поможет тем, кто нередко посещает сайты наших храмов в поисках необходимой информации.

Интернет является важным подспорьем настоятелю и клиру в организации работы с молодыми людьми. Но, начиная знакомство в виртуальном пространстве, давая пастырские советы молодым людям, не забывайте возвращать наше юношество в реальность и выводить их из электронного зазеркалья к полноте настоящей жизни во Христе».

Хочу обратить ваше внимание на «Журнал Московской Патриархии» – официальное издание нашей Церкви. «Официальное» не значит скучное и сухое. Два года назад концепция журнала изменилась, и сегодня можно с уверенностью сказать, что это полезное и интересное издание для каждого священника в любой епархии нашей Церкви. Журнал продолжает развиваться: с января 2012 года он выходит с видеоприложением, которое получает каждый подписчик. Идет разработка электронной версии журнала для таких популярных устройств, как планшетные компьютеры.

Думаю, в каждом из приходов есть талантливые люди, имеющие силы и время участвовать в информационной деятельности Церкви. Ваша задача – найти этих людей и предложить им внести свою лепту в общее дело евангельского свидетельства. Такое взаимодействие должно сильнее сплотить прихожан, выстроить живую связь паствы с духовенством.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть: в современном мире Церковь обязана активно использовать информационное пространство как средство для проповеди Евангелия.

 

Церковь и молодежь

Обращаясь к молодежному разделу своего доклада, хотел бы сразу отметить, что это направление нашей соборной работы одновременно и исключительно важное, и необычайно сложное.

Важное оно потому, что именно молодежь оказывается самой беззащитной перед современным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Зачастую она становится разменной монетой в политических и коммерческих играх. Юношество в буквальном смысле слова дезориентировано, оно не знает, кому верить и как принимать решения.

Как отмечает в своем докладе Патриарх Кирилл, «сложна церковная работа с молодежью потому, что молодые люди «заряжены на другие интересы. И ежедневно происходит мощная подзарядка молодежи в СМИ на успех, на лидерство, на карьеру, на деньги, на развлечения, на удовольствия, на “драйв” и “адреналин”». Они не готовы воспринять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, потому что все в мире – похоть очес, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15–16). Именно мирского они и ищут, именно к мирским радостям их подталкивает возраст и окружающая действительность, а нам надо убеждать их в приоритете иной, небесной реальности.

Но как бы сложна и трудоемка ни была эта работа, делать ее необходимо, потому что молодежь – будущее нашей Церкви и страны.

Во многих храмах силами молодежи осуществляется социальная работа. Молодые люди организуют разнообразные выставки, концерты, благотворительные ярмарки, творческие вечера, паломнические поездки. Эффективной оказалась такая межприходская модель, когда приходы сообща участвуют в начинаниях друг друга, имея при этом свой индивидуальный план. Трудности не должны быть поводом к тому, чтобы,  ссылаясь на недостаток ресурсов, ничего не делать. Необходимо, с одной стороны, дерзновение, с другой – реалистичное планирование этой работы.

Важно относиться с пониманием к тем людям, на чьи плечи легла эта непростая задача – вовлекать молодежь в непривычный для нее образ жизни, заинтересовывая тем, от чего ее отучает окружающий мир. И уж, конечно, ответственные за молодежную работу должны получать вознаграждение за свой труд. Отчеты показывают: там, где работа ведется несистемно и не на профессиональной основе, результатов практически нет.

Что касается подготовки квалифицированных кадров, то в целях обучения ответственных за молодежную работу на приходах в текущем году были организованы краткосрочные курсы в рамках Школы православного молодежного актива «Вера и дело». Обучение на них осуществляется при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Православного института св. Иоанна Богослова.

Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», который следует использовать в работе на приходах. Синод 6-7 июня 2012 года принял решения: рекомендовать правящим архиереям организовывать в епархиях региональные форумы «Вера и дело», которые, в частности, могут стать площадками взаимодействия светской и православной молодежи.

Особая проблема — это проблема коммуникации с молодежью, её закрытость и скептицизм в отношении к людям Церкви. Некоторые решают этот вопрос тем, что начинают говорить с молодым поколением его языком и принимать его правила поведения. Думается, что это опасный путь, который может сформировать у молодежи ложное представление о Церкви. Не только содержание, но и формат нашей беседы с юношеством должен указывать ему на иной стиль мышления и поведения православных. Этот стиль отличен от того, к которому приучает их мир – он возвышает человека. Надо привлекать глубиной евангельских идей и призывов».

«К сожалению, — отмечает Его Святейшество, — массовая культура и даже система современного образования значительно упростили картину мира, сведя мотивацию человеческих и общественных поступков до инстинктов и соображений удовольствия и выгоды. Люди начинают уставать от этой ложной картинки. Молодое же поколение, хотя и подвержено рекламному воздействию, своей еще чистой душой все-таки чувствует здесь некоторую фальшь. И вы, как духовные наставники, должны открывать юношам и девушкам глаза на мир, проговаривать им то, о чем не говорят родители и учителя, приучать их к критическому мышлению.

Обеднению культуры и содержания современной жизни храмы и монастыри, как сотни лет тому назад, должны противопоставить ученость и просвещение. Если современный мир заявляет, что главная цель формирования человека – сделать его пользователем и потребителем, то мы предлагаем молодым людям стать творцами и мыслителями. А для этого необходимо устраивать критические обсуждения литературных произведений, фильмов, ключевых текстов нашей культуры вместе с детьми и их родителями.

Церковь не стремится заменить собой школу, но она может помочь человеку полюбить знание и стать мыслящей личностью. Привлекайте опытных школьных учителей, приглашайте преподавателей из передовых вузов. Обсуждайте с подростками реальные проблемы современной жизни, рекомендуйте им обращаться к добротной литературе и интернет-ресурсам. Очень живые, яркие дискуссии ведутся молодыми людьми на страницах упомянутого мною сайта «Православие и мир». Заглядывая туда для получения ответов на интересующие их вопросы, люди потом оказываются вовлеченными в диалог о важных проблемах семьи и общества. Там публикуются и молодые священники-полемисты, и опытные духовники.

Тот факт, что на сайты «Pravoslavie.ru» и «Pravmir.ru» заходят 50-60 тысяч людей в день говорит о том, что современникам становится интересна жизнь Церкви, поскольку секулярный мир не способен дать исчерпывающие ответы.

Говорить с молодежью надо избегая чрезмерной назидательности, потому что современные молодые люди хотят быть равноправными участниками общественной жизни. Пусть дерзают, дайте им возможность осуществлять взрослые дела даже тогда, когда вам кажется, что они еще к этому не готовы. Поручайте им социальные проекты, благотворительные начинания. Пусть они сами их организуют. Осознание, что всё сделано их руками, заставит многих ценить приходскую жизнь, поскольку именно здесь они оказываются субъектами, а не объектами деятельности взрослых. «Учение делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение словами», – говорил Иоанн Златоуст (Беседа 13 на книгу Бытия, 4).

Наша молодежь отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо Церкви, страны и нашего народа, «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29)».

 

Заключительное слово


Мы вступаем в новый 2013 год. Подводя итоги уходящего года, мы просим у Господа не помянуть грехов и беззаконий наших, совершенных в минувшем году. Просим, чтобы Он благословил наш жизненный путь, путь Церкви Христовой, путь каждого из нас в новом 2013 году. Мы уповаем на милость, благословение и помощь Божию, которых ожидаем от Господа и в новом году.

Эту помощь мы неизменно ощущаем сегодня, когда возрождается Церковь Христова в нашем Отечестве, когда продолжают открываться новые иноческие обители, духовные учебные заведения и храмы, возрождается деятельность Церкви, направленная на помощь людям в их скорбях, болезнях и трудностях.

Вступая в новый год, мы просим, чтобы Господь благословил Отечество наше, просим у Отца Небесного мира и благополучия. Мы просим, чтобы Господь благословил Святую Церковь единением и миром, чтобы благословил труды каждого из нас, совершаемые во славу Божию, на благо Церкви Христовой, на благо, духовную пользу и утешение православных верующих.

 

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter