Пасхальное послание Митрополита Кемеровского и Прокопьевского АРИСТАРХА

Высокопреосвященнейшего АРИСТАРХА,
Митрополита Кемеровского и Прокопьевского, Главы Кузбасской митрополии
пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Кемеровской и Прокопьевской епархии

 

Через Иисуса Христа мы имеем искупление
Кровию Его и прощение грехов (Еф. 1:4-5; 7).

 

Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри,
иноки и инокини и все верные чада Русской Православной Церкви в Кузбассе!

 

Благоволением Божием мы встречаем великий и светлый праздник Вселенской Православной Церкви – Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа! Следуя святой традиции, приветствуем Вас радостным пасхальным восклицанием:

Х Р И С Т О С В О С К Р Е С Е !

Всякий раз, когда мы прославляем Воскресение Христово, мы исповедуем свою веру. Мы исповедуем веру не только в то, что Христос реально жил, но и в то, что Он воскрес из мертвых; и эта вера передается из поколения в поколение.

Праздник Пасхи был установлен в воспоминание чудесных событий, сопровождавших исход израильского народа из египетского плена. Христиане продолжают называть этот праздник Пасхой, потому что настолько тесно переплетены в богослужениях мотивы ветхозаветные и новозаветные. Настолько вся ветхозаветная история переосмыслена Церковью как прообраз страдания, смерти и воскресения Христа, что невозможно отделить Ветхий Завет от Нового.

Читая Евангелие, мы постоянно встречаемся с тем, как Новый Завет отсылает нас к книгам ветхозаветных пророков, где предсказывалась жизнь, смерть и воскресение Господа Иисуса. Перед Пасхой в Великую Субботу в храмах читается пророчество Иезекииля о том, как Господь воскресит весь род человеческий. В этом пророчестве описывается, как Господь собирает кости умерших, соединяет их одну с другой, а потом покрывает их плотью и вдыхает в них дух, то есть воссоздает каждого человека с его телом, душой и духом. И это не сказка и не миф, а та вера, которую мы получили от Самого Господа Иисуса Христа.

Мы знаем из учения отцов Церкви, что тела людей, которые воскреснут к новой жизни, будут чем-то отличаться от тел, которые мы носим сегодня: это не будут точно такие же материальные тела, подверженные болезням, страданиям и старению. Тем не менее мы знаем, что воскреснем как полноценные люди, которые имеют тело, душу и дух. И мы в этом новом теле, которое получим от Самого Господа, будем жить вечно.

Пасху называют праздником победы над смертью, торжеством жизни. Ад не вытерпел присутствия Бога, и ворота ада распахнулись перед всеми, кто пожелал выйти оттуда и последовать за Христом. Ад продолжает существовать для людей, которые добровольно и сознательно отвергают Христа как Бога и Спасителя. До тех пор, пока сохраняется злая воля человеческая, сохраняется и ад, который уготован для нас не Богом, но нашими собственными руками. Господь злое дело рук человеческих разрушает — не насилием, не властью, не «мышцею высокою», но Своей смертью и Своим воскресением.

После Воскресения Христова путь к воскресению открыт для всякой плоти, и об этом говорит Церковь в одном из песнопений, которое мы слышим в Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Что означают эти слова? То, что смертью Христовой и воскресением Христовым аду подписан смертный приговор. Ад еще существует, но уже «не вечнует» над людьми, и всякий, кто следует за Христом, кто отвергает зло и становится на сторону добра, благодаря воскресению Христову избавлен от власти ада и смерти.

История человечества — это история жизни и смерти. Жизнь каждого человека заканчивается смертью, и многие люди умирают смертью бессмысленной и жестокой. Иногда в битвах, войнах погибают целые народы. В пасхальные дни мы будем посещать кладбища и вспоминать наших родных и близких, чья земная жизнь уже завершилась и чьи кости лежат в сырой земле. Будем вспоминать людей, которые погибли в войнах — миллионы тех, что были посланы на смерть и чья жизнь оборвалась безвременно, когда они находились в расцвете сил. Будем вспоминать погибших при пожарах, в авиакатастрофах, ставших жертвами стихийных бедствий.

Церковь всегда молится обо всех усопших, потому что верит во всеобщее воскресение, верит, что Бог не оставит сухие кости лежать в земле навечно, но воскресит к новой жизни каждого человека, который когда-либо жил на земле. Этому учил Христос, этому учит Церковь, в это мы верим. И когда мы думаем о судьбе людей, которые отошли в иной мир, наших близких и друзей, когда думаем о воинах, отдавших свою жизнь за веру и Отечество, о людях, погибших в результате стихийных бедствий или эпидемий, то верим, что в свое время Господь воззовет их к новой жизни.

Сколько бы раз ни праздновалась Пасха, сколько бы раз ни слышались призывы псалмопевца: «Воскресни, Боже, суди земли, ибо Ты царствуеши во веки», — всякий раз, когда приходит Великая Суббота, когда наступает Пасха, вновь переживается это ни с чем не сравнимое чувство присутствия Божия среди нас здесь и теперь. И отчетливо осознается, что ради этого стоит жить, — все остальное пройдет, а это останется.

Святитель Григорий Нисский отмечает: «По всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник радуется и неочистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника. В нём сокрыта надежда вашего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок».

Сегодня вера подвергается большим испытаниям и о некоторых обществах говорят, что в них религиозная вера вообще угасла. Те, кто отрицает Божественное начало в церковной истории, утверждают, что это кризис веры. Действительно, кризис веры сегодня есть, но он связан с другим кризисом — с кризисом человека, с кризисом его нравственной природы. Подверженный многим соблазнам, современный просвещенный человек устремляет свое жизненное целеполагание на достижение того, что очень далеко от веры в Бога, от Божественных истин и от нравственного закона, провозглашенного Богом через Его слово. Поэтому нужно говорить не о кризисе веры, а о кризисе человека, о нравственном кризисе многих людей.

Все то, что мы сегодня наблюдаем во многих странах, удивительно контрастирует с нашей российской реальностью, и не только российской, — в тех странах, где Русская Православная Церковь несет свое служение, мы также видим возрождение веры.

Входя в торжество сего дивного и светозарного праздника, будем не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, станем наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением будем называться сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

Сердечно поздравляем вас всех со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и паки обращаем радостное приветствие:

 

В О И С Т И Н У В О С К Р Е С Е Х Р И С Т О С Б О Г !

 

А Р И С Т А Р Х,
митрополит Кемеровский и Прокопьевский
Глава Кузбасской митрополии

П а с х а Х р и с т о в а
2 0 1 9 г о д
г. К е м е р о в о

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter