Слово на расширенном заседании коллегии администрации Кемеровской области по вопросам детей-сирот

Роль Церкви в воспитании детей-сирот.

Русская Православная Церковь разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на воспитание детей и развитие молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Святейшего Патриарха Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения. Целый ряд соборных решений Русской Православной Церкви и синодальные постановления сегодня направлены на то, чтобы стимулировать общецерковную работу в этой области, особенно — что касается детей-сирот, работы в церковных приютах.

Сегодня в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Такого понятия в старые времена в России вообще не существовало, как до сих пор не существует в некоторых странах, где развита система солидарности, в первую очередь семейной солидарности, где даже дальние родственники сразу берут покровительство над сиротами в случае, если умирают родители. Из 700 тысяч детей-сирот 10-11 тысяч — те, от кого отказались уже в роддоме.

В Российской Федерации существует 90 приютов, где проживают примерно 1,5 тысячи детей. По мнению Патриарха КИРИЛЛА, которое он высказал на встрече 06.12.2011 г. с  Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Алексеевичем Астаховым, если говорить о положительных сторонах работы в церковных приютах, то высокий процент детей, которые обучаются и живут в этих приютах, получают хорошее образование. Самой важной стороной деятельности этих приютов, особенно при монастырях, является то, что за средства монастырей осуществляется сопровождение детей до начала самостоятельной жизни. Это осуществляется за счет церковных средств и за счет спонсоров.

В епархиях Русской Православной Церкви функционируют более 30 приходских детских садов, более 20 лагерей для семейного отдыха. Для детей из многодетных и нуждающихся семей в епархиях работают более 60 досуговых центров, а также разнообразные кружки и секции на приходах. В общей сложности церковно-общественные центры защиты материнства функционируют в более чем 50 епархиях. Одно из важных направлений работы — популяризация семейных ценностей среди подрастающего поколения, профилактика в молодежной среде таких негативных явлений, как аборты, разводы, табачная, алкогольная и наркотическая зависимости.

В чем проблемы воспитания в наше время? Подростковое пьянство: более 80% подростков употребляют алкоголь. По данным Роспотребнадзора ежедневно в России употребляет алкоголь 33% юношей и 20% девушек начиная с 13 лет. По данным Государственного антинаркотического комитета из 130 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет, ежегодно умирающих в России, около 100 тысяч гибнет от злоупотребления наркотиками.

Девяносто процентов сирот в нашем государстве попадают в тюрьмы и зоны. Главная задача, если говорить о сиротах — компенсировать отсутствие семьи, воссоздать семью. Только в семье человек получает нормальное воспитание. Часто родителей лишают родительских прав, тем самым выковывают из детей уголовников за деньги налогоплательщиков. Это странная ситуация. Конечно, ребенку было плохо в семье пьющих людей, наркоманов, но результат-то все равно тот же. Все равно ребенок становится алкоголиком, преступником. Вроде бы дитя спасают, а на самом деле нет. Он также продолжает гибнуть, но несколько в иной форме.

Нельзя ни сказать об особой категории детей-сирот: страдающие повреждением центральной нервной системы и психическими заболеваниями, — это те дети, которых матери не взяли в свой дом, от которых они отказались. А что же явилось причиной отклонений? Случайное стечение обстоятельств? Случайное совпадение на генетическом уровне? Совсем нет. Причиной тому был человеческий грех — те же самые наркомания, алкоголизм, венерические заболевания как следствие распутства и потери целостности человеческой личности. Эти маленькие жертвы греха являются яркой иллюстрацией того, что есть грех.

Сегодня конфликт и иного рода — это конфликт между мужем и женой, конфликт в семьях, в результате чего не только выбрасываются на улицу несчастные сироты при живых родителях, но и разрушается сам институт семьи, который подвергается осмеянию, сарказму как якобы давно утративший свою актуальность.

Опаснейшая проблема – девальвация семейных ценностей! Церковь убеждена, что наличие детей-сирот – это результат разрушения семейного института. Семья должна быть поставлена в центр озабоченности, она должна стать одним из важнейших государственных приоритетов. Об этом говорится все больше и больше, но было бы важно закрепить это в законодательном акте. Если проанализировать информационный поток, который сегодня идет на каждого человека через Интернет и телевидение, то можно убедиться в том, что современную масс-культуру можно прямо назвать антисемейной. С экранов телевизоров и компьютеров слышится бульварная брань, персонажи шоу-бизнеса в эфире похваляются подробностями своей личной жизни, которые никак не содействуют формированию семьи. А ведь эти люди становятся образцами для подражания, становятся некими кумирами для молодежи. И если кумир похваляется своей безнравственной жизнью, отсутствием семьи, наличием детей от огромного количества партнерш или партнеров, — что это означает? Тем самим молодежи предлагается «пример», как надо себя вести.

Что нужно делать? Конечно, можно пытаться решать проблемы общества политическими и экономическими методами, на уровне правительства. Именно это и нужно делать в первую очередь, но без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующейся в семье, успеха не будет. Сегодня мы должны ясно осознать: разговоры о нравственности — это не просто красивые слова, от которых иногда отмахиваются, как от чего-то скучного или даже надоевшего. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что состояние семьи, рождаемость, воспитание, физическое и нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше.

Какие меры принимаются в Кузбасской митрополии? Поощрение многодетных семей и тех, которые берут на воспитание детей-сирот. Одним из видов поощрения – наградной: «Патриарший знак материнства» Согласно «Положению о Патриаршем Знаке Материнства», этой награды удостаиваются лица, «воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей, в том числе и детей-сирот; явившие образец духовно-нравственного  воспитания, пример чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе».

Внимание и заботу о воспитании сирот митрополия осуществляет на протяжении последних 6 лет через деятельность организации Братство православных следопытов (БПС). За последние три года, например, более 300 детей в возрасте 10-16 лет под руководством священнослужителей нашей Епархии и в сопровождении специалистов совершили 10 походов в горы Кузнецкого Алатау. Причем лишь пятая часть из них это дети из воскресных школ, остальные же – это около 100 человек детей-сирот из детских домов Кемерова и  обычные городские дети — до своего вступления в Братство не были знакомы с Православием. Данная акция проводится совместно с администрацией области и городов.

В 2009 году (19.01., на праздник Крещения Господня) открыт приют «Покров» для девочек-сирот в поселке Елыкаево, при женском Свято-Успенском монастыре. В 2011 году открыт такой же приют «Серафимушка» при женском Свято-Серафимо-Покровском монастыре в городе Ленинск-Кузнецкий. Активную поддержку новому приюту оказывает городская администрация и спонсоры.
Подписано 15.02.2012 г. Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Кемеровской области и Кемеровской и Новокузнецкой Епархией Русской Православной Церкви (подписал Кислицын Дмитрий Владимирович, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области).

Есть проблемы, которые должно решить государство и помочь Церкви в воспитании сирот и детей православных родителей. Эти проблемы следующие: финансовая и административная. Относительно последней говорил Патриарх Кирилл несколько дней назад, посещая интернат для детей-инвалидов. Чиновники и администрация часто выражают свое субъективное отношение такими словами: «не отдалим попам детей!?» Проблема с предоставлением детям-сиротам жилья (квартиры) по достижению ими возраста совершеннолетия. Например, детям из православного приюта «Покров» и «Серафимушка», выходящих из стен приюта, власти обещают квартиру не раньше как через 2-5 лет. Кроме того, чиновники могут не предоставлять отдельной квартиры сиротам и последние вынуждены возвращаться на жилплощадь и проживать с неблагополучными родителями. Однозначно, такое положение нельзя назвать нормальным. Неблагополучная окружающая среда обязательно отрицательно отразится на воспитании детей и может свести на «нет» прежние усилия по воспитанию.

Общество должно нести ответственность за своих маленьких граждан. Мы не имеем морального права на появление сирот при живых родителях; и Церковь призывает действовать в соработничестве и с политическими силами, и с общественными силами или, как мы теперь говорим, с институтами гражданского общества, и просто с народом. У Церкви есть собственная программа, направленная на передачу сирот в семьи.

Одно из предложений следующее. Финансово поддерживать семьи, которые берут на каникулы детей из детских домов. Благодаря финансовой поддержке, — не такой уж значительной, может быть, в абсолютных цифрах, но вполне достойной применительно к уровню жизни кузбассовцев, — детей действительно с большим удовольствием принимали в семьях на каникулы, и значительный процент детей через некоторое время этими семьями усыновлялся. Сейчас данная практика широко применятся, в том числе государственными структурами. Церкви прилагает усилия и призывает вести работу, направленную на пропаганду усыновления сирот.

Стратегия в воспитании сирот, по мнению Церкви, следующая: должно быть ясное понимание того, что сиротские церковные приюты есть некая временная мера. Если есть возможность содействовать усыновлению детей, — конечно, предваряя усыновление тщательным изучением того, в чьи руки дети будут передаваться, — то именно этот процесс следует признать правильным направлением в нашей работе. В обозримом будущем сиротские учреждения у нас еще будут сохраняться. Очень важно, чтобы эти приюты, в том числе монастырские, находились под бдительным контролем, как священноначалия, так и органов опеки, — чтобы не было ни малейшего повода упрекнуть Церковь в том, что она неправильно воспитывает детей. Естественно, мы будем настаивать на праве Церкви воспитывать детей в соответствии с духовными и нравственными традициями Православия — это наш долг. Но одновременно мы должны придерживаться стандартов, которые определяются соответствующими светскими учреждениями, а может быть, и превосходить их.

В воспитании сирот Церковь может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом. Однако такое сотрудничество принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями.

Новая либеральная идеология утверждает главной ценностью права человека, и теперь мы уже слышим о правах детей. Разве могут существовать права левой руки по отношению к правой руке? Мужчина, женщина, и дитя — это три лица единого человеческого существа. Только обретая семью, живя, развиваясь в ней, человек становится человеком. Христос пришел на землю и также создал семью. Эта семья — Церковь. Семья — это и есть человек. Вот это главное, к чему нужно вернуться человечеству и чему нужно учить детей. Православная Церковь считает, что половое воспитание детей нельзя отделить от воспитания семьи. Созданное Богом половое различие и служит одной из мотиваций к созданию семьи. Зачем Господь создал мужчину, женщину, детей? Мы могли бы размножаться делением, как амебы.

Позвольте коснуться темы возможной реорганизации органов опеки. Не наше дело давать конкретные советы, но вот в чем мы видим свой долг: достаточно ясно сказать, что органы опеки не должны ассоциироваться с неким репрессивным механизмом, направленным на изъятие детей из семей, направленным на то, чтобы воздействовать на семейную ситуацию непременно репрессивными методами. Органы опеки должны быть в первую очередь органами помощи, органами профилактики. Родители должны опираться на органы опеки, звонить туда, спрашивать совета, разделять свою скорбь, и в первую очередь органы опеки должны реагировать на это.

Теперь несколько слов о том, что может и должна сделать Церковь. У Церкви есть понимание того, что семья и дети являются великим даром Божиим. Каждый ребенок — это дар Божий, и многодетность является благословением для родителей. Церковь должна всеми мерами помогать верующим, которые несут благодатный подвиг многочадства. помощь семье — это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего.

Необходимо поддерживать светскую власть во всех тех добрых начинаниях, которые она совершает. Но при этом и власть, и народ должны понимать, что глубинные перемены в жизни наступят только тогда, когда мы изменим ум и совесть людей, когда эта совесть заработает во всю силу, когда разум будет направлен к добру. Наша общая задача состоит в том, чтобы выявить и осознать систему нравственных ориентиров, суметь передать молодому поколению знания о нашей собственной духовной и культурной идентичности. К решению этой комплексной задачи должны подключиться все здоровые силы общества, включая Церковь, другие религиозные конфессии, систему духовного и светского образования. Только трудясь все вместе, мы сможем обеспечить достойное будущее нашей молодежи, нашему народу, нашей стране.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter