2-5 февраля 2013 года состоялся Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В работе Архиерейского Собора, в состав которого входит 290 иерархов, приняли участие 280 из них. Треть епископов — 88 — были рукоположены в последние четыре года. Заседания Собора проходили в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
На Собор прибыли Преосвященные из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье.
1 февраля отмечалась 4-я годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот день ознаменовался соборным богослужением в Храме Христа Спасителя всего сонма архипастырей Русской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем.
В тот же день состоялась встреча членов Архиерейского Собора с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, в ходе которой обсуждались ключевые вопросы церковно-государственных отношений. Глава Российского государства дал высокую оценку трудам Русской Православной Церкви, а также ответил на ряд вопросов архипастырей.
2 февраля, в первый день работы Собора, с докладом о жизни и деятельности Русской Церкви к соборянам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель подробно описал различные аспекты внутрицерковной жизни, а также церковно-государственных и церковно-общественных отношений на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий, жизнью приходов за рубежом, финансово-хозяйственные аспекты деятельности Церкви и различные темы духовного образования. Прозвучала оценка миссионерского, молодежного и социального служения Русской Церкви за последние годы. Также Святейший Патриарх затронул вопросы информационной деятельности Церкви, ее диалога с обществом и государством. Предстоятель поделился своим видением межправославных и межхристианских отношений, взаимодействия с представителями других религий.
Члены Собора заслушали доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в котором он дал оценку текущему положению канонического Православия в пределах Украины.
В последующие дни члены Архиерейского Собора в духе церковного единомыслия приняли ряд документов, предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием:
- «Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси»;
- «Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви»;
- «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»;
- «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»;
- «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».
Была утверждена новая редакция Устава Русской Православной Церкви с учетом внесенных в него поправок.
Архиерейский Собор также принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского, прославленного ранее в соборе местночтимых Сибирских святых.
Одним из важных документов, принятых Собором, стало Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей.
Собором было принято Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ упорядочивает систему общецерковных и богослужебных наград Русской Церкви, учреждавшихся в различное время.
Единогласным решением членов Собора был утвержден на новый срок действующий состав Общецерковного суда.
В заключение Освященный Архиерейский Собор принял Постановления и обратился с Посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.
Все дни работы Собора предварялись служением Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. На богослужениях в эти дни возносились сугубые молитвы о благополучном проведении Архиерейского Собора.
Нынешний Архиерейский Собор был самым представительным за всю историю Русской Православной Церкви. Никогда еще не собиралось такое число архиереев на богослужения в Храме Христа Спасителя ни в дореволюционную эпоху, ни в новейшее время; никогда не собиралось столько архипастырей в Зале церковных соборов для обсуждения насущных проблем церковной жизни.
Архиерейский Собор по Уставу должен созываться не реже, чем раз в четыре года, но фактически он созывается примерно раз в два года. Его созыву предшествует большая подготовительная работа. Специально для того, чтобы дискуссии на Архиерейском Соборе были сфокусированы и приводили к конкретным результатам, по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла было создано Межсоборное присутствие по образцу Предсоборного присутствия, существовавшего в период подготовки Поместного Собора 1917-1918 годов.
Межсоборное присутствие — это дискуссионный орган, который разделен на целый ряд комиссий. Каждая из этих комиссий обсуждает вопросы по различным темам церковной жизни, имеющим отношение к ее компетенции. В числе обсуждаемых вопросов — те, которые вызывают дискуссии и споры внутри Церкви как на уровне духовенства, так на уровне мирян. Межсоборное присутствие призвано подготовить повестку дня для Архиерейского Собора, чтобы уже на базе состоявшихся дискуссий по тем или иным вопросам он мог принимать решения.
Нынешний Архиерейский Собор работал именно по такой схеме, то есть основная часть повестки дня Собора была посвящена рассмотрению документов, которые разрабатывались в Межсобороном присутствии в предшествующие годы. Конечно, далеко не все темы удалось затронуть, но несколько очень важных тем — таких, как отношение Церкви к ювенальной юстиции и реформе семейного права, позиция Церкви по вопросам экологии и в связи с новыми технологиями персонального учета и идентификации, а также целый ряд внутренних вопросов Архиерейскому Собору удалось обсудить.
В первый день Собора его участники заслушали доклад Святейшего Патриарха Кирилла, который был очень объемным, очень насыщенным, и освещал все основные вопросы внутренней жизни Церкви, ее внешних связей, взаимоотношений с обществом, учитывая, конечно, многонациональный характер нашей Церкви, то, что она территориально осуществляет свое служение в разных государствах и в каждом из них у Церкви складываются определенные отношения.
Хотел бы отметить, что на Архиерейском Соборе царило единодушие. Многие документы принимались единогласно. Такая братская и конструктивная атмосфера очень способствовала успеху Собора.
Для немалого числа архипастырей это была первая возможность участвовать в столь высоком собрании, так как в течение последних лет совершалось очень много архиерейских хиротоний. На Соборе шла о работе над Катехизисом Русской Православной Церкви, которая поручена Синодальной библейско-богословской комиссии. Архиерейский Собор высказал твердое мнение о том, что Катехизис должен быть закончен за два года.
Впервые на Соборе было столько белых клобуков, то есть количество митрополитов значительно возросло, и это было визуальным символом происходивших в последние годы процессов.
Каждый из архиереев, уезжая в свою епархию, вынесет с этого Собора и очень добрые впечатления, и конструктивный настрой, и совершенно конкретные решения, рекомендации, которые он будет претворять в жизнь.
Уверен, что соборные решения будут стимулировать дальнейшее плодотворное развитие нашей церковной жизни.
На Архиерейском Соборе был представлен доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира о жизни Украинской Православной Церкви. Основным было то, что действующий статус Церкви с правами широкой автономии дает ей возможность успешно вести свою миссию в украинском обществе.
Можно привести такие статистические данные: сейчас в Украинской Православной Церкви более 11 тысяч приходов, 51 епархия, 219 монастырей, 18 духовных учебных заведений.
Если говорить о тех вызовах, которые стоят сейчас перед Украинской Церковью, это по-прежнему проблема церковных разделений украинского Православия. Эта рана, которая появилась на теле нашей Церкви в начале 1990-х годов, до сих пор не уврачевана.
Все мы сейчас живем в преддверии праздника 1025-летия Крещения Руси. Этот праздник в Украине объявлен президентом государственным, имеет государственный статус. Уже состоялось заседание оргкомитета по проведению этого праздника.
Были три общественно значимые темы, которые рассматривал Архиерейский Собор. Это тема реформы семейного права и так называемой ювенальной юстиции, это тема электронного контроля над жизнью граждан и тема экологии. Эти темы были поставлены народом, простыми людьми. Их не придумывал Архиерейский Собор. Это отражает тот факт, что Церковь слышит голос людей, голос простого народа.
Хотелось бы привлечь Ваше внимание к двум документам. Это доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе и Постановления Архиерейского Собора. В течение долгого времени Архиерейский Собор принимал определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Сегодня формат этого определения изменился, и документ называется Постановления Архиерейского Собора. В них имеется 69 пунктов. В этих кратких текстах содержится значительное количество суждений Архиерейского Собора по практическим вопросам жизни Церкви и по вопросам, которые касаются отношений Церкви и общества, Церкви и государства.
Призываю настоятельно изучить этот документ. В нем есть очень много важного.
Хотел бы обратить ваше внимание главным образом на три документа, принятых этим Архиерейским Собором. Это, во-первых, новая редакция Устава Русской Православной Церкви и примыкающие к нему два документа: Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора.
Их принятие связано с тем, что с середины ХХ века и до сих пор состав Поместного Собора и процедура избрания Патриарха не были зафиксированы. Всякий раз, когда нужно было собрать Поместный Собор или избрать Патриарха, процедура устанавливалась заново. Предшествующим Архиерейским Собором предлагалась процедура и Поместный Собор ее утверждал. На Поместном Соборе 2009 года многие делегаты говорили о том, что нужно зафиксировать какие-то общие правила. Поэтому были приняты эти два документа — «Положение об избрании Патриарха» и «Положение о составе Поместного Собора».
Что касается новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Во-первых, в новой редакции зафиксированы те новые явления, которые возникли за прошедшие два года. Русская Православная Церковь никогда не знала таких форм организации епархий, как митрополии и — внутри епархии — викариатства.
Митрополия — это форма организации нескольких епархий, их объединение; в России сейчас это объединение в рамках одного субъекта федерации. Если в каком-то субъекте федерации организуется несколько епархий, то они объединяются в митрополию, то есть в некий орган, который координирует деятельность этих епархий в их взаимодействии в первую очередь со светскими властями.
Викариатство — это подразделение епархии, когда правящий архиерей делегирует часть своих полномочий викарному епископу. Это тоже появилось в последние два года и теперь зафиксировано в Уставе.
Что касается довольно обсуждаемой темы уточнения полномочий Поместного и Архиерейского Соборов, то в целом зафиксирована ситуация, которая имела еще с принятия Устава по управлению Русской Православной Церковью 1988 года. Новая редакция Устава, которую мы сейчас имеем, она просто говорит о том, что есть.
Поместный Собор, и Архиерейский Собор в новой редакции Устава определяются как органы высшей власти Русской Православной Церкви. Между этими двумя органами высшей власти распределены те функции, которые каждый из них должен нести. Поместный Собор, во-первых, избирает Патриарха и, если нужно, выносит какие-то дополнительные суждения по этому поводу; во-вторых — определяет вопросы, касающиеся предоставления самоуправления и автономии частям Русской Православной Церкви и подобные вопросы. И, кроме того, Поместный Собор выносит суждение по всем важнейшим темам жизни Русской Православной Церкви. Если нужно, Поместный Собор также уполномочен представить Архиерейскому Собору свои суждения о деятельности самого Архиерейского Собора.
Архиерейский Собор занимается более оперативным управлением Русской Православной Церковью.
Какие постановления Собора, касающиеся церковно-общественной жизни, вы выделили бы как основные?
Это документ об экологии и документ о ювенальной юстиции и реформе семейного права. Иногда, когда речь идет об экологии, то думают, что речь идет о каком-то отвлеченном предмете, что экологией занимаются специалисты, и вообще, почему Церковь должна участвовать в этой дискуссии. Между тем, экологическая ситуация, в которой мы находимся, в значительной степени зависит от нас самих.
Когда мы говорим о вреде, наносимом природе, то прежде всего думаем о загрязнении окружающей среды фабриками и заводами, которые сбрасывают свои отходы и так далее. Но мы часто забываем о том, что на каждом из нас лежит ответственность за окружающую среду. Выйдете в любой загородный лес, и помимо деревьев и растений вы непременно увидите огромные кучи мусора, отходы, которые лежат прямо вдоль дороги, в местах общественного пользования и отдыха. И, конечно, одна из задач Церкви — воспитывать людей, чтобы они относились к своей Родине, к природе своей Родины с уважением и не загрязняли ее. Это важный момент.
О документе, касающемся реформы семейного права и ювенальной юстиции. С одной стороны, мы понимаем, что дети нуждаются в защите, что ситуация в некоторых семьях очень неблагополучная, например, если родители пьют и не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Конечно, какие-то формы контроля со стороны государства в этой сфере бывают нужны, а в некоторых случаях они оказываются абсолютно необходимыми и неизбежными. Но мы не должны забывать о том, что у семьи есть первичная ответственность за воспитание ребенка, и государство не должно оказываться над семьей. Родители не должны жить в страхе от того, что у них могут отнять ребенка.
Когда приходит инспектор и не находит в холодильнике апельсинов, и говорят, что дети поэтому должны быть изъяты из семьи, то это преступление против семьи. К сожалению, такие примеры очень часты в западном обществе и сейчас такие примеры можно найти у нас. Родители не должны жить в страхе от того, что у них могут отнять ребенка. Родители говорят, что раньше они, конечно, думали о втором и третьем ребенке, но теперь об этом не может быть и речи, потому что дай Бог одного ребенка сохранить. Не должно создаваться таких перекосов. Нужно создавать все условия для того, чтобы дети воспитывались в семьях в максимально благоприятных для них условиях, и создавать условия для семьи, для воспитания детей и для того, чтобы у родителей был стимул к рождению второго, третьего, четвертого ребенка и далее.