«Сия бо света дневнаго не познавши, светом Христовым просветися и даром прозрения и исцеления обогатися».
(Тропарь святой блаженной Матроне Московской).
Возлюбленные о Господе боголюбивые пастыри, иноки и инокини и все верные чада
Русской Православной Церкви в Кузбассе!
Ныне Кузнецкая земля сподобилась великой милости Божией. В столицу Кузбасса привезены многоцелебные мощи святой блаженной Матроны Московской. Эта святая угодница, как при своей земной жизни, так и после преставления в селения небесной славы, подобно неиссякаемому источнику утоляет духовную жажду человеческих сердец, притекающих к ней с верой, и просящих её молитвенной помощи перед Престолом Небесного Отца. Кто в своей жизни хотя бы один раз переступал порог Покровской женской обители в г. Москва, тот был свидетелем того количества людей, которые с раннего утра во множестве собирались в длинные очереди, держа в своих руках поминальные записки и живые цветы. Ежедневно богомольцы, прибывающие со всех уголков земли, часами терпеливо ожидают возможности приложиться к мощам блаженной Матроны. В наши дни пророчески исполняется то, что святая предсказала незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие…Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». В чем же причина такого особого почитания святой? Кем при жизни своей была старица Матрона?
Матрона Дмитриевна Никонова родилась в 1885 году в селении Себино Тульской губернии и была четвертым ребенком в семье. Родители блаженной жили настолько скромно, что ещё до ее появления на свет мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить младенца в приют. Новорожденная девочка, маленькая, болезненная, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, тогда никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, поэтому оставила дитя в семье. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века. Со временем та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. С детства началась её глубокая духовная жизнь. Неподалеку от дома, где жила семья Никоновых находился храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там в уединенном месте совершала свои молитвы юная Матрона. Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления девочка была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и помыслы. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К дому Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей. В отрочестве ей представилась возможность путешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со всероссийским пастырем святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание засвидетельствовал, что служение матушки для всего нашего Отечества и русского народа во времена гонений на Церковь будет особым.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
В 1925 году Матрона переезжает в Москву, в которой проживет до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей. Прожив около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению.
Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше благодатными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. Исцеления больных, которые совершала Матрона, не имели ничего общего с заговорами, ворожбой и прочими колдовскими действиями. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты.
2 мая 1952 года завершился путь земного странствования святой. 4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (в годы лихолетий там находился один из немногих действующих московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией.
Святые мощи блаженной Матроны были обретены 8 марта 1998 года и 1 мая перенесены в Покровский Ставропигиальный женский монастырь. В 1999 году Матрона была канонизирована Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии, 2 мая 1999 года Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II постановил: «Причислить к лику праведных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии старицу Матрону Московскую. Честные останки блаженной Матроны Московской, почивающие в Покровском ставропигиальном монастыре города Москвы, отныне именовать святыми мощами и воздавать им должное поклонение». В 2004 году на Архиерейском соборе святая праведная Матрона была причислена к общецерковному почитанию.
Предстоя перед великой святыней, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, будем молитвенно обращаться к угоднице Божией святой блаженной Матроне Московской, которая преисполненная христианской любви свидетельствовала: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Верим, что она своим предстательством пред Богом будет хранить наш шахтерский край и всех верных чад Русской Православной Церкви.