Приветствие участникам семинара на тему: «Икона «Страшный суд» в контексте современных представлений о конце света»

Досточтимые гости музея! Дорогие отцы, братья и сестры!

Прежде всего примите наши поздравления с открытием семинара на тему «Икона «Страшный суд» в контексте актуализации современных общественных представлений о конце света»! Данное мероприятие организуется епархиальным Музеем истории Православия на земле Кузнецкой!

Сегодняшний день знаменателен также и тем, что это последнее неделя перед Великим постом и предшествующий воскресный день по церковному уставу был посвящен Страшному суду. Это совершенно неслучайно, потому что мысль о предстоящем справедливом Божием суде должна помогать нам правильно устраивать свою жизнь.

Символ веры учит, что Христос “паки”, т.е. опять придет на землю. Об этом ясно говорится и в Св. Писании. По вознесении Господа на небо ангелы сказали апостолам: “Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо” (Деян. 1, 11).

Второе пришествие Господа Иисуса Христа по своему характеру, будет весьма отличаться от первого, когда Он приходил в унижении, “в зраке раба(Филип. 2, 7), чтобы пострадать за нас. Во втором пришествии Христос “приидет во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним” (Мф. 25, 31), чтобы судить нас.

Второе пришествие Христово неизвестно для нас точно по своему времени. “Приидет же день Господень, яко тать в нощи(2 Петр. 3, 10). Сам Спаситель о Своем пришествии говорил: “О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф. 24, 36). Эта таинственность времени 2-го пришествия преследует необходимую воспитательную цель для человечества. В противном случае человеческая деятельность являлась бы следствием только внешних побуждений, а не основополагающим и характерным свойством высоконравственного существа, разумного и свободного.

Чтобы воспитать в человеке самостоятельное свободное стремление к добру, Господь и не открыл человеку время Своего 2-го пришествия. “Не медлит Господь исполнением обетования,- учит апостол,- как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3, 9). И Сам Спаситель призывает: “Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет” (Мф. 25, 13).

С другой стороны, слово Божие не оставило человека в совершенном неведении о дне 2-го пришествия. Богом открыты некоторые признаки близкого Христова пришествия. Признаки 2-го пришествия следующие: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста.

В Евангелии от Матфея говорится, какие требования Бог предъявляет людям, чтобы они могли спастись. Слово Откровения приоткрывает нам тайну конца человеческой истории. Оно говорит, что будет Божий суд, окончательное явление Божией правды, которую в течение всей истории старались исказить, разрушить, подменить человеческими правдами. На последнем суде все будет определено окончательно и зло будет осуждено.

Священное Писание, повествуя об этом таинственном, но реальном событии, которое ждет каждого из нас и весь род человеческий, влагает в уста Царя и Судьи, которым будет Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, удивительные слова: «Приидите ко Мне, благословенные Отца Моего Небесного, придите в Царство, уготованное вам от создания мира» (см. Мф. 25:34). Но услышат эти слова только те, кто действительно достоин Царства. «Войдите в Царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы накормили меня; жаждал, и вы напоили Меня; наг был, и вы одели Меня; болен был, и вы посетили Меня; был в заключении, и вы пришли ко Мне» (см. Мф. 25:35-36). Господь на Страшном Суде не спросит нас ни о нашем служебном положении, ни о степени нашего авторитета в том обществе, в котором мы жили; Он не поинтересуется нашим материальным достатком — Он только задаст эти вопросы и больше никаких, и скажет исполнившим все то, что стало самым главным на суде: «Войдите в Царствие Отца Моего Небесного». Как рассказывает евангелист, люди спросят Господа: «Где же мы видели Тебя алчущим, жаждущим, нагим, больным или в темнице»? И Господь отвечает: «Поскольку вы сделали это одному из меньших Моих братьев, то сделали и Мне». И напротив, те, кто не исполнил этих заповедей, войдут в муку вечную — так ясно и просто говорит об этом апостол и евангелист Матфей.

Описание Страшного суда через евангельское повествование отвечает на многие вопрошания современного человека. Мы должны помнить, что существует только одна правда — правда Божия. На этой правде основывается нравственное начало человека. И если помрачается Божия правда и разрушается нравственная природа человека, то общество погружается в хаос, где царят преступность и противление человеческому закону. Для нас это очень понятные слова. Почти каждый день телевидение и другие средства массовой информации доносят до нас страшные свидетельства о человеческой преступности, о преступлениях против государственных законов, а через это — и преступлениях против Божьего закона, ибо законы человеческого общежития основываются на нравственном начале.

Сегодня преступность в странах представляет огромную опасность для самого бытия этих стран и живущих в них народов. И в первую очередь это относится к нам, к России. Как много людей страдает от преступников, от уличных хулиганов, от организованных преступных групп, как много жертв терроризма и других преступных деяний! Все это является свидетельством духовного неблагополучия, отступления людей от Божией правды. Какая милость к ближнему? Разве можно говорить о том, чтобы накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного или находящегося в заточении, когда многие употребляют силу, чтобы отнять последнее, уничтожить, отнять жизнь, надругаться над человеческим достоинством для того, чтобы получить нечто для себя, для своего земного благополучия?!

Мы должны ясно понимать, что борьба с преступностью есть в первую очередь духовное делание, молитва, воспитание детей, воспитание самих себя в Божией правде. Только через этот духовный подвиг и можно воспитать общество в уважении к закону, в добропорядочности, в способности мирно устраивать свою жизнь.

Сейчас мы говорим об иконе «Страшного суда», сила благодати от которой помогла равноапостольному князю Владимиру сделать судьбоносный выбор Православной веры для Руси. Все мы принадлежим к культуре, сложившейся под влиянием христианства. Именно Православие, со времен князя Владимира, является культурообразующим элементом жизни русского народа и имеет особую роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми священными традициями.

Иконы – это Священное Писание в красках, они пишутся прежде всего для молитвы. Поэтому через икону «Страшного суда» мы призываемся и молиться о том, чтобы наш народ мог жить мирно и спокойно, подчиняя себя, в первую очередь, суду Божиему, а, значит, и суду своей совести, а через это исполняя и человеческие законы. Пусть Бог Любовью Своею объемлет всех, кто с верой обращается к Нему, кто стремится в жизни своей исполнить Его правду и осуществить Его нравственный закон. Пусть Господь хранит страну нашу от всякого зла.

Духовно-нравственное здоровье общества зависит от того, насколько культура современности будет опираться на духовные ценности русской культуры. Ни экономика, ни политика, ни социальная жизнь не могут быть построены на бездуховных основах, игнорирующих национальные, народные ценности и чаяния, восходящие, в конечном итоге, к особенностям национального исторического бытия. В этом состоит разгадка кризисов мировой цивилизации.

Нам нужно сберечь наш духовный мир, отраженный в иконах, культуру наших предков, их святую веру. Сохранение традиционных культурных интересов, является залогом укрепления нашего региона и решения важных социальных проблем. Такой целью и наполнено содержание настоящего семинара.

Мы выражаем главную благодарность Андрею Рэмовичу Бокареву и сотрудникам его компании, прибывшим в Кузбасс, за взаимодействие, труды и помощь в организации семинара и Выставки.

Так же выражаем признательность директору и сотрудникам Православного музея Кемеровского епархиального управления за труды по оформлению экспозиции.

От души желаю всем вам крепости сил, успехов и помощи Божией в трудах и служении на благо нашего Отечества и Кузбасса!

Спаси и сохрани вас всех Господь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.