Вечером 8 апреля в православных храмах прошли богослужения, включающие в себя утреню с чтением акафиста Божией Матери. В связи с этой особенностью, суббота пятой седмицы Великого поста называется также субботой акафиста, а богослужение — Похвалой Пресвятой Богородице.
Слово акафист имеет греческое происхождение, если его буквально перевести на русский язык, то оно означает «неседальный». То есть, акафист — это такое богослужение, во время которого не принято сидеть.
Традиция посвящать пятый субботний день Четыредесятницы Божией Матери уходит своими корнями в Византию. Святой император Константин Великий, основывая будущий стольный град империи, посвятил Константинополь Божией Матери. В городе было построено множество храмов, посвящённых Царице Небесной. Хранились в Константинополе и многочисленные реликвии, связанные с жизнью Богородицы: Её пояс, риза и икона, написанная апостолом Лукой. Хранилищем этих великих христианских святынь был Влахернский храм.
Собственно праздник Похвалы Божией Матери был установлен Церковью в IX веке в благодарность Ей за многочисленные избавления Константинополя от разорения нападавшими племенами. В одну из ночей объединённые силы агарян и персов с суши и моря начали нападение на город, внезапно поднялась страшная буря, во время которой были затоплены корабли нападавших, а пешие войска пришли в смятение. Выжившие враги, испугавшись, бежали. Благодарный народ, собравшийся в эту ночь во Влахернском храме, провозгласил своей Защитнице всенощную победную и акафистную (неседальную) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Борогодице!».
Изначально праздник Похвалы Пресвятой Бородродице совершался во Влахернском храме, затем вошёл в устав святого Саввы Студийского, и, наконец, сделался общим для всей Православной церкви.
Суббота акафиста — торжество утверждающее кающихся христиан в надежде на Небесную Ходатаицу и Заступницу, ведь если она избавляла взывающих к ней от видимых врагов, то, тем более, сможет помочь нам в борьба с врагами невидимыми.
В Знаменском соборе митрополит Аристарх читал акафист вместе со священнослужителями кафедрального храма Кемерова. Чтение это совершалось особым образом: молитвенный текст был поделён на 4 части и читался в разные моменты утрени. Перед первой и последней частями акафиста архиерей совершил полное каждение храма, а перед второй и третьей — каждение совершали пары священнослужителей.
Во время пения тринадцатого кондака акафиста священнослужители и все прихожане храма провели в коленопреклонном обращении к Царице Небесной перед чтимым Её образом «Знамение».
Особым это богослужение было и для Архиерейского хора собора, которым управляла Жанна Владимировна Чеботарёва. Кондак Божией Матери «Взбранной Воеводе» исполнялся хором многократно, и каждое исполнение было уникальным: напевы кондака за время продолжительного богослужения ни разу не повторились.
Особенная великопостная утреня завершилась пением Великого славословия.
Посмотреть фотографии
Пресс-служба Кузбасской митрополии
Фото — Юрий Юрьев