Слово епископа Аристарха на ежегодном Епархиальном собрании 2011 года

Сердечно приветствую благочинных, настоятелей, клириков, собравшихся на это Епархиальное собрание, которое объявляю открытым!

Я бы хотел начать свое выступление с выражения благодарности всему духовенству за те труды, которые осуществляются в Кемеровской области.

Скажу несколько слов о том, что сегодня происходит в нашей Русской Церкви и что имеет непосредственное отношение к организации епархиальной, приходской, монастырской жизни.

Первое, что нужно отметить, — это историческая роль и значение Архиерейского Собора, который состоялся в феврале сего года. Этому Собору предшествовало заседание Межсоборного присутствия. Вы знаете, что на последнем Поместном Соборе, который Патриарха, был высказан целый ряд пожеланий и предложений для разрешения вопросов, которые беспокоят все церковное сообщество. Но разрешить эти вопросы на Поместном Соборе было невозможно, потому что Собор — это большая группа людей, тысяча с лишним человек. Серьезные рабочие дискуссии в таком огромном зале, при таком большом стечении людей — дело неподъемное, поэтому было принято решение, чтобы Синод выработал предложения относительно того, как решать вопросы церковной жизни.

Это вопросы, связанные и с устройством приходов, и с богословским образованием, и с состоянием монастырей и другие. Поэтому рано или поздно надо было начать всенародно, всецерковно обсуждать эти проблемы. Вот тогда мы обратились к истории нашей Церкви в XX веке и вспомнили, что замечательному Собору 1917-1918 гг., который избрал Патриарха Тихона, предшествовало так называемое Предсоборное присутствие. Это была площадка для широкой дискуссии о главных, насущных проблемах церковной жизни. И архиереи, и духовенство, и профессора богословия, и светские люди, которым была небезразлична церковная жизнь, вовлеклись в эту дискуссию.

Когда мы стали размышлять о том, что должен представлять собой Архиерейский Собор, какие проблемы он должен поднять и обсудить, мы пришли к выводу, что проведению Собора должно предшествовать общецерковное обсуждение проблем. Так был создан замечательный, на мой взгляд, механизм постоянно действующего Межсоборного присутствия с участием иерархов, духовенства, монашествующих и мирян, причем как мужчин, так и женщин. Деятельность Межсоборного присутствия протекает совершенно открыто, свободно — люди вносят разного рода предложения, дискутируют, потому что документы Межсоборного присутствия, до того как быть принятыми в последнем чтении, обсуждаются всенародно. Проекты этих документов выставляются на соответствующие сайты, в том числе на сайт Богослов.ru; кроме того, у Межсоборного присутствия сейчас появился свой собственный сайт.

Вот так теперь идет работа на общецерковном уровне. Поэтому все решения, которые при-нимает Архиерейский Собор, это не решения, которые Патриарх или Синод спускают сверху, — это решения, которые вырастают снизу и которые поддерживаются церковной иерархией настолько, насколько убедительна лежащая в их основе аргументация, насколько она соответствует православному Преданию. Именно так действовал Архиерейский Собор в феврале сего года, принявший целый ряд очень важных решений, которые, в первую очередь, касаются приходской жизни.

Совершенно очевидно, что мы с вами живем в эпоху, когда перед человеком, особенно молодым, лежит целое поле соблазнов, искушений — заминированное поле. Наша современная цивилизация рисует перед человеком эту заманчивую картину. Возьмите фильмы, рекламу, глянцевые журналы — это же какой-то сказочный мир благополучия! А ведь огромное количество людей верит в это как в нечто вполне реальное, и это не просто реклама — это еще и приглашение к тому, чтобы соучаствовать в построении этого мира. А как соучаствовать? Больше зарабатывать, больше тратить, больше наслаждаться, больше радоваться жизни… Одни наши телевизионные передачи чего стоят! Каждый день телевидение смешит людей, а ведь все эти развлекательные программы уже никому неинтересны, большинство зрителей выключают эти передачи — а нас все развлекают, смешат, развлекают… Так происходит некая подмена человеческого счастья — радость, внутренняя радость человека, которая и есть синоним счастья, подменяется весельем, а веселье быстро проходит, особенно после похмелья. Вот и натыкаются люди на эти мины — верят в то, что им показывают, а на самом деле все это не так. Потому мы и видим сейчас колоссальный рост алкоголизма, наркомании, количества самоубийств, разводов, абортов, а ведь счастливый человек всего этого делать не будет.

В 90-е годы был большой интерес к вере, к Церкви. Люди отказывались от прошлого, они не хотели жить так, как жили раньше, и поэтому Церковь рассматривалась как альтернатива, в том числе марксистской идеологии. Но Церковь не может быть альтернативой идеологии — Церковь сама по себе, Церковь предлагает свое послание миру. Вот этот первоначальный интерес к религии как к некоей альтернативе у кого-то полностью исчез — такие люди, даже будучи крещеными, живут как безбожники.

Подход к вере как к альтернативе сегодня уже не работает, потому что молодежь родилась после крушения Советского Союза. Аргумент «мы жили плохо, потому что мы жили без Бога» уже не работает, потому что повзрослевшие дети не знают, что это такое. Аргумент «как плохо, что были у нас разрушены храмы, монастыри, осквернено все, а значит, мы должны изменить свою жизнь» тоже не работает, потому что дети не помнят разрушенных храмов. И вот эти дети и молодежь, которые никоим образом не определяют свою религиозность в качестве альтернативы старому и безбожному мировоззрению, сегодня подвергаются мощнейшему воздействию извне, которое навязывает антихристианский, безбожный образ жизни. Никто не спорит, есть Бог или нет, однако навязывается безбожная картина мира.

В среднем наши люди проводят от четырех до семи часов в сутки перед телевизором или компьютером. А сколько времени они проводят в Церкви? В лучшем случае два часа в неделю — это если они ходят каждую неделю. Разве можно сравнить по силе воздействия на человеческое сознание все то, что мы с вами делаем, наши воскресные школы, наши сайты, наши епархиальные отделы, наши приходы — со светскими СМИ? Это несоизмеримые величины. Кроме того, Церковь никогда не будет использовать многие из существующих способов воздействия на сознание человека. Церковь никогда не будет апеллировать к инстинкту; а безбожный мир апеллирует именно к нему, потому что идет не по пути Божиему, а по пути диавольскому. А когда инстинкт человека раздражается рекламой, фильмами, литературой, то эта стихия, включаясь, затмевает глаза, и мы знаем, что в результате происходит с человеком.

Ну, а что мы можем всему этому противопоставить? Можно, конечно, ничего не делать. Можно жить, как мы с вами всегда жили — в субботу вечером послужили, в воскресенье Литургию послужили, затем молебны, панихиды, требы. И вот возникает вопрос: что мы как Церковь должны сегодня делать? Архиерейский Собор очень ясно осознал эту проблему.

Что же предлагает Собор? Собор предлагает принципиально изменить в первую очередь структуру прихода. Речь идет, конечно, не обо всех приходах: есть бедные, небольшие сельские приходы, где невозможно нести ту ответственность, которую предлагает Архиерейский Собор. Но в нашей Церкви много городских и поселковых приходов, где достаточное количество верующих, где существует или может быть создан актив; и предлагается, чтобы в таких приходах — конечно, по согласованию с архиереем — штат формировался не так, как раньше. Раньше штат формировался следующим образом: настоятель и, если нужно, второй (и третий) священник, диакон, псаломщик, регент. Теперь предлагается следующая структура штатного расписания (а это означает, что люди должны быть на должности и получать зарплату). В тех приходах, где это возможно, должен быть человек, ответственный за молодежную работу. Это не должен быть диакон или второй священник — это должен быть освобожденный от любой другой работы сотрудник, который получает зарплату, причем такую зарплату, на которую можно жить, а не так, как настоятели иногда говорят: «ну, три-пять тысяч я ему дам, и хватит». Перед этим работником ставятся совершенно конкретные задачи: «Вот у нас на приходе в воскресенье причащается пять или десять молодых людей. Давай сделаем так, чтобы к концу года их было в два раза больше». Это уже задача этого человека. Настоятель должен ставить цели, вдохновлять, материально поддерживать. Человек на этой должности обязан быть специалистом — должен работать с тем, чтобы непременно развивалась молодежная группа, молодежная инициатива при храме.

Аналогично в каждом большом приходе, особенно в городском, должен быть катехизатор-миссионер. Приведу вам пример. Вы знаете, что сектанты ходят по улицам, хватают людей за руку, предлагая им свои учения. Мы так не поступаем и не будем ходить по многоквартирным домам с тетрадками, отмечая в дневничке, кто за, а кто против нас. Но ведь сам по себе храм привлекает людей. Нам никуда ходить не надо — к нам в храм просто приходят. Например, приходит человек в этот кафедральный собор — надеюсь, он у нас открыт в течение дня. Что происходит с этим человеком? Чаще всего ничего. В лучшем случае, когда он подойдет и спросит, кому свечку поставить, ему вежливо, или не очень вежливо, а иногда совсем невежливо ответят. А почему такого человека не должен встречать специально подготовленный сотрудник, который вежливо поговорил бы, поинтересовался, почему человек пришел в храм. Поскольку время внебогослужебное, предложил бы провести экскурсию по храму, рассказал бы о святынях, помог свечечку купить. А потом обменяться телефонами и как-нибудь позвонить: «А как Вы поживаете? А то уже давно Вас в нашем храме не было».

Через Знаменский собор в Кемерово ежедневно проходит, по моим подсчетам, более ста человек. Я спросил наших соборных клириков, сколько из этих людей стали прихожанами, и мне никто не смог ответить на этот вопрос, потому что никто с ними не работает, — разве что в свечном ящике, где с них деньги получают. Но ведь это же люди, которые пришли в храм! Им же интересно! Я понимаю, что не в каждый храм человек придет на экскурсию. Поэтому Архиерейский Собор и вынес постановление, что на приходах, там, где это возможно, следует вводить должность приходского катехизатора-миссионера, чтобы такой человек «брал под контроль» тех, кто приходит, — в хорошем смысле слова, имеется в виду установление контакта с заходящими в храм.

Конечно, при наших приходах должны быть педагоги. К счастью, в большинстве храмов нашей епархии они существуют, есть педагоги, которые ведут занятия в воскресных школах — эта должность также очень важна и должна оплачиваться.

И, наконец, в некоторых приходах должны быть социальные работники. А что означает социальная работа в Церкви? Конечно, это помощь нуждающимся. Многие люди у нас несут шефство в больницах, домах престарелых — все это очень хорошо и правильно. Но ведь и в самих наших приходах есть нуждающиеся. А знает ли настоятель, сколько из его прихожан живет ниже прожиточного минимума? Знает ли, сколько у него в приходе нищих? Знает ли, сколько у него в приходе совершенно одиноких пожилых людей, которым деваться некуда, которые умирают от одиночества? Конечно, не знает.

Может быть, нам в первую очередь нужно научиться творить дела милосердия внутри своей общины? Для этого тоже должен быть человек, который вел бы учет людей неимущих, организовывал бы какую-то систему помощи, может быть, праздничные денежные сборы в пользу неимущих, навещал бы одиноких, особенно если они заболели. Почему светская со-циальная система обеспечивает посещение неимущих, больных, одиноких? Не всегда успешно, как мы знаем, но такие патронажные службы существуют — а на приходах ничего нет. И вот мы о милосердии проповеди произносим, а реального опыта милосердия у тех, кто приходит в наши храмы, нет.

Поэтому молодежный работник, социальный работник, педагог (он же может быть и катехизатором-миссионером) — эти должности должны быть в штатных расписаниях наших приходов, особенно в городах и крупных поселках.

Поэтому первая и главная задача, которая перед нами стоит, — подготовить специалистов для такого рода работы. Пожалуйста, направляйте на обучение в Москву; если пожелаете, создайте сами такие курсы. У нас с вами достаточный потенциал, и семинария есть, двухмесячные курсы можем организовать. Мы же готовим педагогов на базе института усовершенствования учителей — может быть, сможем организовать нечто подобное в контакте с какими-то социальными учреждениями, высшими учебными заведениями, которые готовят социальных работников. У нас есть соглашение с ВУЗами, и те, кто хочет получить высшее образование, поступают в университет и получают государственный диплом, дающий им право занимать должность социального приходского работника.

Почему теперь нужны специалисты? А потому, что мы с вами специалистами не являемся. У нас может быть только какое-то общее понимание, что должно быть в приходе. А социальный специалист или молодежный руководитель обладает технологией работы, знает, как и что нужно делать. И наша задача будет заключаться в том, чтобы финансово и морально поддерживать таких специалистов и давать им возможность менять природу наших прихо-дов, которые должны становиться общинами верующих людей с большим присутствием детей и молодежи.

В некоторых приходах трудно иметь таких сотрудников, но уж при каждом благочинии специалисты этих профилей должны быть в обязательном порядке. Тогда ответственность будет воспринята в первую очередь сотрудниками, входящими в штатное расписание благочиний. Благочинные дают задания, в том числе по работе с приходами, где нет финансов на содержание профильных специалистов. Представитель благочиния приезжает и работает вместе с настоятелем — предлагает какие-то программы, может быть, присылает помощника. В результате благочиния должны стать центрами по организации молодежной, социальной, образовательной и миссионерской работы в Церкви.

Наконец, о самых последних решениях Священного Синода. Сейчас идет процесс созда-ния новых епархий в Русской Церкви, и нужно ясно понимать, почему мы идем по такому пути. На огромных территориях — один правящий архиерей и часто очень небольшое количество приходов. Это и понятно — а как архиерей может стимулировать открытие приходов на таких огромных расстояниях? Поэтому и было принято решение учредить в границах епархий, где есть такая потребность, — новые епархии.

Целый ряд проектов в епархиях можно осуществлять совместно, например, содержать семинарию, издавать журнал, вести телевизионную программу, взаимодействовать с учебными заведениями. Для того чтобы в рамках одного субъекта Федерации архиереи могли работать как одна команда, чтобы самостоятельные епархии, находящиеся в границах одного субъекта Федерации, имели возможность координировать свои действия, для того чтобы кто-то из архиереев нес особую ответственность за взаимодействие с губернатором и с центральной властью, на последнем заседании Синода было принято положение о создании митрополий.

Если на территории субъекта Федерации больше одной епархии — две, три, четыре, то эти епархии объединяются в митрополии, по образцу, который существовал в древней Церкви и к которому хотели вернуться на Соборе 1917-1918 гг.

Сегодня количество приходов катастрофически отстает от потребностей людей. А там, где нет приходов, сразу появляются сектантские группы. Поэтому и создаются сейчас новые епархии. Синод считает, что таким образом можно придать новое дыхание в жизни нашей Церкви. Поэтому он стремимся к тому, чтобы активизировать работу архиереев, приблизив их к реальной жизни Церкви — к деятельности приходов, к пониманию жизни священников, к тому, чтобы они знали священнослужителей не только в лицо, но и по имени, знали о том, в чем священник нуждается, какие у него проблемы, в чем должна заключаться помощь со стороны архиерея. Вот тогда, я думаю, у нас будет больше солидарности в тех трудах, которые мы совершаем.

Сегодня мы собрались на рабочую встречу, в которой, проанализировав существующие подходы, применяемые в повседневной церковной деятельности, нам предстоит определить дальнейшие задачи по развитию пастырского и социального служения в Кемеровской и Новокузнецкой епархии.

Напоминаю отцам благочинным о недопустимости совершения богослужений заштатными клириками, а так же клириками других епархий без соответствующего благословения Пра-вящего архиерея. Конечно, не должно быть случаев допущения запрещенных к совершению богослужений.

Теперь я бы хотел коснуться различных сторон нашей деятельности по осуществлению пастырского окормления Кемеровской епархии, а также возникающих проблем, требующих незамедлительного разрешения.

В целях достижения большей эффективности социальной работы приходов епархии необходимо учитывать такое распределение видов церковного социального служения между приходами каждого церковного округа, чтобы в благочинии было представлено максимальное разнообразие качественной благотворительной работы, направленной на предоставление конкретной помощи нуждающимся. Каждый приход, осуществляя всестороннюю социальную деятельность, должен иметь на уровне благочиния 2-3 особо приоритетных направления, что и должно быть отражено в усовершенствованных картах социальной деятельности благочиннических округов. Ответственность за исполнение – на Благочинных и руководителе Отдела  прот. Геннадии Князеве.

Вам благословляется создание карт социальной деятельности благочиний Кемеровской епархии, чтобы наиболее эффективно распределить нагрузку окормления государственных социальных учреждений Кемеровской области между приходами одного церковного округа. Таким образом, чтобы  в Кузбассе не осталось ни одного детского дома, социально-реабилитационного центра, психоневрологического интерната, дома престарелых и иных учреждений, которые на регулярной основе не окормлялись бы нашими священнослужителями. Это является прямой обязанностью священнослужителя.

Тюремное служение в Кемеровской епархии после периода строительства храмов на территории исправительных учреждений (ИУ) и знакомства с этой структурой, подошло к следующему этапу качественного преобразования работы в данной области. Опираясь на первоначальный опыт взаимодействия с УИН и духовного окормления служащих и заключенных в учреждениях исправительной системы, нам предстоит дальше развивать имеющийся опыт тюремного служения. Необходимо создавать общины при храмах. Из числа прихожан тюремного храма избирать старосту, имеющего добрую репутацию как у заключенных, так и у администрации колонии. При храме должны проходить занятия по церковному пению и чтению. В этом могут участвовать миряне, или насельники и насельницы близлежащих монастырей, имеющие способность к данному послушанию.

Помимо проповеди на богослужении и бесед, нужно создавать группы дистанционного обучения заключенных. Лучше всего делать это на базе миссионерских центров благочиний. Схема может быть следующей: с осужденными проводит краткие занятия священник или миссионер из числа прихожан, давая рекомендации по изучению курса духовных дисциплин на основе имеющейся учебной литературы, после чего, желающие обучаться, пишут тематические сочинения, которые проверяются в миссионерском центре благочиния.

Из числа новых направлений можно назвать борьбу с пьянством и наркоманией среди заключенных. Более половины осужденных имеют статьи, связанные с алко- и наркозависимостью, подавляющее большинство заключенных и подследственных совершает преступления в алкогольном или наркотическом опьянении. Считаю, что беседы и проповеди священника, направленные на разъяснение и борьбу со страстями винопития и наркомании могут оказать благотворное влияние.

При колониях проводятся заседания комиссии, где всесторонне рассматривается поведение осужденных, оценивается их усердие на производстве, участие в общественной жизни, прослеживается характер отношений с родственниками и детьми. Комиссия принимает решение о поощрениях и возможности досрочного освобождения. Очень важно неопустительное участие священника в заседаниях комиссии, т. к. это дает возможность ознакомиться с осуж-денными, особенностями их семейного положения, личными проблемами и предложить духовную помощь. Сами сотрудники исправительных учреждений видят в участии священнослужителей в работе комиссии значительный воспитательный смысл. Ответственный – Благочинные и иерей Г. Курлюта.

* * *

Как известно, в КЕУ организован Музей Православия в Кузбассе. Каждому благочинию поручается представить в Музей фотоархив: в нем должны быть представлены материалы по истории возрождения храмов, фотографии важнейших событий жизни благочиний и при-ходов. Конечно, этот архив надо иметь и в самом Благочинии.

* * *

Целесообразно не только представлять отчет о событиях церковной жизни, но и сообщать о такого рода «информационных поводах» заранее. Сегодня мы имеем возможность приглашать на такие мероприятия корреспондентов телеканалов «ТВ-мост», «Союз». Они в своих новостных программах охотно освещают события церковной жизни нашей епархии. Поэтому своя база данных о предстоящих событиях должна быть и в каждом благочинии.

Настойчиво напоминаю, что через церковные лавки не должны распространяться издания, не получившие грифа Издательского Совета Московского Патриархата. Ответст-венность за это лежит как на настоятелях, так и на Епархиальном отделе по издательской деятельности и работе со СМИ.

В КЕУ создается официальная епархиальная библиотека, пользоваться которой смогут клирики и сотрудники Епархиального управления. Все выходящие в Кемеровской епархии издания должны быть там представлены. У нас была договоренность с Арсентьевым А.В., согласно которой он в своем отделе хранил епархиальные издания предшествующих лет. Прошу представить мне описание этого фонда, начиная с 2006 по 2011 годы включительно. Ежегодно нужно Вам издавать каталог всех новых изданий Епархии. Ответственный – Арсентьев А.В.

В периодических изданиях приходского и благочиннического уровня слабо представлена миссионерская тематика. Приходские листки, выходящие к тому же недостаточно регулярно, зачастую перепечатывают лишь общецерковные новости. Напоминаю, что каждый приход должен иметь в своей библиотеке такие издания как «Журнал Московской Патриархии» и «Глагол» в достаточном количестве.

Следует в приходских изданиях больше писать о жизни самих приходов, давать сведения, которые будут полезны для людей невоцерковленных, паломников, туристов. Каждый человек, приходящий в храм, должен иметь возможность ознакомиться с его историей и современным состоянием, узнать не только расписание богослужений, но и найти доступные сведения о том, что будет происходить на богослужениях, найти объяснение евангельских чтений и основных песнопений праздников.

Несмотря на то что во многих благочиниях есть лица, ответственные за работу со СМИ, отцы благочинные обязаны внимательно вычитывать тексты, предназначенные для публикаций, обращая внимание не только на содержательную часть, но и литературно-грамматическую. Желательно к этой работе привлекать профессиональных журналистов и редакторов, способных грамотно подготовить информационную сводку о событиях. Учитывая, что информационный поток за последние 3-5 лет вырос в разы, необходимо, главным образом, освещать не регулярные события, а имеющие особое значение для вашего благочиния или прихода (например, богослужение на престольный праздник не является поводом для размещения сообщения о нем на сайте). Необходимо, чтобы сообщения отличались краткостью.

* * *

На прошлом собрании было принято решение на всех приходах ввести обязательную практику огласительных бесед для лиц, готовящихся принять Таинство Крещения и Таинства Брака. Понятно, что могут быть разные ситуации, которые священник обязан учитывать, но не должно быть профанации в деле катехизации. В каждом храме в церковной лавке должны иметься брошюры для желающих приступить к Таинствам Крещения, Брака и Покаяния. Таких брошюр в последние годы издано достаточно.

Неоднократно говорилось о необходимости иметь воскресную школу на каждом приходе. Благочинным следует провести ревизию в отношении данного вопроса и проанализировать ситуацию, затем представить в Епархиальное управление рапорт, в котором указать, на каких приходах такая школа не организована по нерадению настоятеля. Предлагается определить срок в один год, чтобы урегулировать данную проблему. Стоит вопрос о материальной поддержке деятельности воскресных школ и их учителей. Зачастую настоятели не выделяют средств в это благое дело, считая, что достаточно энтузиазма педагогов. Не вкладываются средства и в материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Понятно, что разные приходы имеют не одинаковые возможности, но церковный учитель должен чувствовать внимание и заботу со стороны настоятеля и клира.

* * *

Напоминаю, что в каждом благочинии обязательно должен составляться план совместной деятельности благочиния и муниципального управления образования на предстоящий год. В ряде церковных округов следует уделять большее внимание Дню славянской письменности и культуры. Нам следует активнее координировать это празднование со светскими властями и общественными организациями.

Неоднократно говорилось о необходимости сотрудничать с учителями предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Кузбасса». Предлагается сделать шаги к исправлению ситуации, где таковая проблема есть. Следует познакомиться с этими педагогами, желательно приглашать их на церковные мероприятия, паломничества, предлагать им церковную литературу. Полезно организовать сообщество таких учителей в благочинии.

* * *
Несколько слов о Новокузнецкой православной духовной семинарии. Наблюдается сокращение числа абитуриентов, по сравнению с прошлыми годами. С одной стороны, это объясняется демографическим кризисом, с другой, – снижением интереса молодежи к пастырскому служению, в чем есть и наша вина: неблагочестивая жизнь, неревностное отношение к службе, к церковному послушанию, – священник подчас не дает доброго примера для молодежи.

Радует, что священнослужители, раньше не имевшие богословского образования, откликнулись на наш призыв и получили благословение на обучение на заочном секторе Новокузнецкой православной духовной семинарии. Мы будем стремиться к тому, чтобы все священнослужители Кемеровской епархии имели богословское образование.

В качестве основных направлений развития миссионерской деятельности Кемеровской епархии на ближайшее время, необходимо отметить следующие:

                                                                                             Просвещение на приходе:

Доступность храма – необходимо вновь напомнить об одной из рекомендаций принятых на собрании благочинных: «Все городские и, по возможности, сельские (в крупных населенных пунктах) храмы должны быть открыты в течение светлого времени суток, при этом, при храме должен быть дежурный, способный дать ответы на церковные вопросы».

Оглашение и катехизация – необходимо улучшать качество огласительных бесед. В огласительных беседах следует не только рассказывать о таинствах Крещения или Брака, но и знакомить человека с основами церковной и духовной жизни. Важно чтобы человек, прошедший оглашение и вновь пришедший в храм, нашел в Церкви свое место, не остался без внимания, для чего необходимо проведение регулярных бесед, где углублялись бы полученные им знания и давались бы ответы на насущные вопросы.

К сожалению, приходится констатировать имеющиеся случаи совершения Таинства Крещения без проведения оглашения. При этом на некоторых приходах до сего времени Крещение совершается одновременно как младенцев, так и взрослых, что крайне негативно влияет на отношение к Церкви и Таинству со стороны приходящих.

Важно улучшать образовательный уровень катехизаторов-миссионеров. Если в храме нецелесообразно постоянное присутствие приходского консультанта, необходимо следить за образовательным уровнем сотрудников церковных лавок, а также обеспечить наличие приходского катехизатора для людей, впервые пришедших на богослужение или желающих приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. В случае отсутствия приходского консультанта, информация о Таинствах и о подготовке к ним должна находиться на храмовом информационном стенде. Крайне желательно, чтобы информационные доски располагались в непосредственной близости от входа в храм, и информация обновлялась бы на них регулярно.

                                                                                            О пастырских семинарах

Благочинным следует продолжить работу по проведению в благочиниях пастырских семинаров с целью повышения богословско-пастырской подготовки священнослужителей. При этом хотелось бы отметить, что, исходя из анализа проведения подобных семинаров в Кемеровской епархии, более успешными можно считать семинары с приглашением специалистов по каждой конкретной теме.

Просвещение вне прихода:

Интернет-сайты приходов и благочиний должны иметь собственный просветительский раздел, на котором должны быть представлены, среди прочего, и материалы, полученные с сайта Миссионерского отдела, а так же ссылки на основные православные интернет-ресурсы (сайты Патриархии, Кемеровской епархии, Епархиального миссионерского отдела).

Напоминаю о необходимости обмена информацией о жизни благочиний. Новости о миссионерской деятельности в благочиниях должны регулярно высылаться на адрес миссионер-ского отдела. Такие публикации позволят полнее обмениваться опытом миссионерской деятельности. Важно донести до духовенства Кемеровской епархии, что в случае участия их в социальных сетях или ведения блогов, важно помнить о своем сане и задумываться о том, не введут ли кого-то в искушение публикуемые ими фотографии и тексты. Между тем, именно информационное пространство интернета, представляет собой большое поле для позитивной миссионерской деятельности. Всем благочинным обязательно изучить изданный Синодальным отделом Стандарт интерне-пространства РПЦ. Ответственный – иерей Сергий Веремеев и Благочинные округов.

Размещение просветительской информации на внехрамовой территории также является одним из направлений миссионерской деятельности. В ряде благочиний регулярно проводятся встречи и беседы в школах, ВУЗах и различных организациях. Такие встречи также являются неотъемлемой частью миссионерской работы в благочинии и на приходе.

Остается важным в миссионерской работе ограждение православия от различных противоборствующих сект. Полезные антисектантские материалы должны содержаться на сайте Епархиального миссионерского отдела.

Благодаря развивающимся отношениям между Кемеровской епархией и Департаментом здравоохранения Кемеровской области на основании действующего Соглашения о сотрудничестве во многих медицинских учреждениях устроены молитвенные комнаты и домовые церкви. К сожалению, еще не во всех благочиниях молитвенные комнаты переоборудованы в больничные храмы, а в ряде благочиний и вовсе нет ни молитвенных комнат, ни больничных храмов. Те благочинные, в чьих округах нет домовых больничных храмов и молитвенных комнат должны в месячный срок представить рапорт с объяснением причин отсутствия таковых. Ответственный – прот. Геннадий Князев.

В связи с этим, предлагается следующий порядок, при котором было бы возможно дальнейшее устройство домовых церквей:

Благословение на устройство домового больничного храма может быть получено только при наличии договора безвозмездного пользования помещением между собственником по-мещения и приходом, к которому будет приписан домовый храм, на срок от одного года (с обязательной государственной регистрацией), либо менее одного года, но с условием его дальнейшего продления.

Для совершения богослужения престолы устраивать временные, переносные (освящаются окроплением святой водой без омовения родостамой и помазания Святым Миром).

Необходимо обязать все приходы, имеющие приписные домовые больничные храмы и молитвенные комнаты, заключить соответствующие договоры о безвозмездном пользовании выделенными помещениями, если этого до сих пор не было.

Неукоснительный контроль за исполнением обозначенного порядка возлагается на про-тоиерея Геннадия Князева.

* * *

Взаимодействие с Вооруженными силами в Кемеровской епархии осуществляется активно и находится на достаточно высоком уровне. В большинстве войсковых частей отношение к духовенству остается благоприятным, и от нас ждут дальнейшего развития сотрудничества. Присутствие священника в войсковых частях и силовых структурах способствует оздоровлению духовно-нравственной атмосферы, поможет поднять престиж воинской службы. Сейчас на нас смотрят доброжелательно, предоставляют возможность трудиться и готовы помогать, поддерживать наши начинания.

Необходимо продолжать строительство храмов (отдельно стоящих, а там, где по каким-либо причинам это невозможно – домовых) на территории или в непосредственной близости от мест дислокации крупных войсковых подразделений, госпиталей, военно-учебных заведений. В идеале, в каждом крупном гарнизоне или военном госпитале должен быть храм, в котором совершалась бы Литургия, и который являлся бы центром духовного окормления военнослужащих. В подразделениях, где еще нет молитвенных комнат, нужно их оборудовать, там, где они есть, следует сделать следующий шаг – строить храм.

В работе с военнослужащими важно, чтобы священник находился рядом с окормляемыми если не постоянно, то максимально часто. Здесь мы сталкиваемся с определенной трудностью – нехваткой кадров. Это связано как со значительной загруженностью священников приходскими послушаниями, так и с тем, что пастырская работа в Вооруженных Силах имеет свои особенности, и далеко не каждый священник способен нести послушание по окормлению военнослужащих. Отцам благочинным следует внимательно отнестись к вопросу поиска и подготовки кандидатов, которые могли бы пройти подготовку к принятию священного сана для служения в Вооруженных силах.

Сотрудники Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами в благо-чиниях нуждаются в поддержке со стороны отцов благочинных. Если благочинный не контролирует и не поддерживает духовенство вверенного ему церковного округа, то, как бы ни старался сотрудник отдела, он не сможет обеспечить должный уровень взаимодействия с Вооруженными силами. Только у благочинного есть возможность распределить среди подведомственного духовенства обязанности по окормлению военнослужащих расположенных на территории благочиния подразделений и проконтролировать его качество. Там, где благочинный относится к взаимодействию с Вооруженными силами небезразлично и сам участвует в этой работе, она находится на высоком уровне.

* * *

Пока не налажена качественная повседневная работа со студенческой молодежью. Создан круг священнослужителей, ответственных за пастырское окормление студентов средних и высших учебных заведений. Не появилось тех, кто приступил бы к систематической работе со студентами или принимал постоянное участие в молодежной работе самих учебных заведений. При этом выраженного сопротивления руководства ВУЗов и СУЗов нет, напротив, подавляющее большинство ректоров и директоров готово работать со священнослужителями. Следует обратить внимание благочинных и членов Епархиального отдела на первостепенное миссионерское значение пастырской работы со студентами, особенно в крупных районных центрах и городах Кемеровской области.

Малое внимание уделяется работе с приходской молодежью и подростками. Окружные ответственные по делам молодежи, зачастую, мало связаны с приходскими старшеклассниками совместными делами. Меж тем алтарное и клиросное послушание в составе молодеж-ного хора – это мощный стимул привлечь подрастающее поколение к церковному служению.

Нужно обратить внимание окружных и приходских ответственных по делам молодежи на развитие межокружного общения. Соседним благочиниям следует объединять усилия для проведения совместных молодежных мероприятий. Сейчас во многих благочиниях часто нет совместной работы с молодежью даже с участием соседних приходов. Такую деятельность необходимо активизировать.

Епархиальному отделу по делам молодежи следует шире использовать с миссионерской целью в молодежной среде церковно-общественные даты, в частности, День семьи, любви и верности – память преподобных Петра и Февронии Муромских. День славянской письменности и культуры уже прочно вошел в молодежный год и в округах, и на приходах. День святых Жен-Мироносиц, Всемирный день православной молодежи – Сретение Господне необ-ходимо шире использовать при планировании мероприятий. К слову, и светский День российской молодежи 27 июня – тоже должен быть не забыт ответственными по делам молодежи и отцами благочинными как повод для пастырского обращения к молодежи.

К сожалению, на местах мало уделяется внимания работе со спортивными школами и секциями. Есть своя специфика духовной работы в этой области, но тренерский корпус разных видов спорта, в подавляющем большинстве открыт к сотрудничеству. Дело за реальной пастырской рабой в этой сфере.

В последнее время в Кемеровской епархии сложилась практика организации и проведения православных лагерей отдыха для детей и молодежи в двух основных формах: на базе юридического лица, т.е. «прихода» и семейный лагерь.

* * *

Напоминаю о давно данном мною указании «представлять на благословение Правящего архиерея эскизные проекты генеральных планов храмовых комплексов, строительства и реставрации храмов, создания или реставрации росписи храмов, иконостасов и других значительных в художественном отношении работ».

Заказывать проекты следует по возможности в организациях, имеющих соответствующие лицензии и известных своим профессионализмом и положительным опытом проектирования храмов и церковных интерьеров. Подавать проекты на экспертизу следует до начала строительства.

* * *

Осуществилось в 2011 году издание «Житий новомучеников и исповедников Российских Кемеровской епархии».

В приходах и монастырях, где совершали пастырское или церковное служение прославленные новомученики и исповедники, их почитание должно быть постоянным и проходить в двух аспектах: богослужебно-литургическом и нравственно-назидательном. Составление службы новомученику – это особое и нелегкое дело. Настоящее гимнографическое творчество, как особое искусство, в современной жизни редкое явление. И если именно дефицит песнотворцев сдерживает настоятелей и настоятельниц в написании служб новомученикам, то можно было бы пока ограничиться составлением святому тропаря, кондака и молитвы. Эти три богослужебных текста дают возможность ежедневного литургического почитания новомученика при совершении молебна, а в день его молитвенной памяти их можно использовать вместо общих тропарей и кондаков в текстах общих служб, которые Синодальной богослужебной комиссией уже составлены по всем ликам Собора новомучеников и исповедников Российских.

Удачной и достойной подражания можно признать практику празднования общей соборной памяти новомучеников благочиннического округа. Именно на это обращал внимание последний Архиерейский Собор и рекомендовал «определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников». Эти рекомендации следует воплотить в жизнь в каждом благочинии.

* * *

В КНЕ создается Ревизионная комиссия, которая является контролирующим органом и призвана осуществлять проверки уставной и финансово-хозяйственной деятельности приходов Кемеровской епархии. При назначении приходской проверки, комиссии даются полномочия инспектировать деятельность прихода, начиная с проверки наличия и сохранности уставных документов, имущественных документов прихода и ведения приходской канцелярии, бухгалтерии и других вопросов обеспечения жизнедеятельности прихода. Работа епархиальной ревизионной комиссии на приходах Кемеровской епархии будет осуществляться по письменному указанию Правящего архиерея.

Ревизионная комиссия, при проведении проверки деятельности прихода, вправе запрашивать у председателя приходского совета, казначея и других ответственных сотрудников прихода, необходимых документов и разъяснений по возникающим в ходе проверки вопросам.

В связи с изложенным, благочинным необходимо уделить особое внимание следующим направлениям деятельности приходов:

•    наличию основных уставных, государственных регистрационных документов;

•    наличию документов, отражающих работу Приходского собрания, Приходского совета и Ревизионной комиссии прихода;

•    оформлению и хранению регистрационных метрических книг;

•    наличию документов по учету церковного имущества;

•    оформлению трудовых отношений с сотрудниками прихода в соответствии с трудо-вым законодательством РФ.

Особое внимание прошу обратить на правильное ведение приходской бухгалтерии.

1.   Убедительно прошу в Рождественские святки, совместно с представителями администрации, организовать мероприятия или провести уже традиционные в своих благочиниях: крестные ходы, детские утренники, фестивали рождественских и новогодних песнопений или музыки, молебны на святых источниках, паломничества по святыням Кузбасса и т.п. Перечень состоявшихся «святочных» мероприятий обязательно предоставить в Епархию для включения в Годовой Отчет 2012 года.

2.  Ознакомьтесь с Графиком наших поездок на период Рождественских Святок по храмам и благочиниям Епархии через Секретаря епархии протоиерея Дмитрия Мошкина.

3.   Рождественскую ночь – особое внимание в порядку и совместной охране с органами правопорядка: встретиться вместе с сотрудниками МВД и ФСБ и обсудить дежурство ночью.

4.  Бюджет Епархии на 2012 год и распределение отчислений на содержание НПДС и Епархиального управления по благочиниям и храмам (представить к 24.12.2011 всем благочинным лично!). Сведения зачитать о задолжниках по отчислению на содержание Епархии. Благочинным, где есть задолжности, дать ответ индивидуально после собрания.

5.   График лимита по продаже духовной литературы, церковной утвари, свечей и т.п. в 2012 году. Обратить внимание – заказ и закупка необходимой для торговли и требоисправлений утвари и церковных товаров – только централизованное, через Склад Епархии. Отчет по исполнению данного Распоряжения – ежеквартальный и представляется лично благочинным.

6.    Оформлять подписку всем благочинным на газету «Глагол» по 30 экземпляров!

7.   Фото всех клириков сделать (список) и анкеты заполнить: награды (государствен-ные, областные и церковные); дети (имя, число, месяц и год рождения); адрес прописки и проживания, моб. телефон.

8.    Список лиц Кемеровской епархии для награждений Патриаршими знаками материнства.

9.   Рождественские Чтения в Москве в период с 25.01 – 28.01.2012 г. Предложить Департаменту Образования Кемеровской области принять активное участие.

10. На территории музея-заповедника «Томская Писаница» в новогодние и рождественские каникулы проводятся праздничные мероприятия. В период с 1-8 января, а также 13-14 января 2011 г. можно посетить бесплатно. Для того, чтобы приехать и пройти на территорию необходимо заранее сообщить о своих намерениях и сообщить информацию по телефону моб.8-950-585-01-65 (иерей Михаил Смирнов) не позднее 25 декабря 2011 г. (наименование школы; город, храм; кол-во человек примерное; день приезда (график поездок). Данные необходимы для составления списка на проходной музея.

11.    День славянской письменности и культуры всегда проводить совместно с АКО и торжественно!

12.    Отчеты годовые своевременно подавать и с учетом требований, полученных от Патриархии. Своевременно направить в КЕУ информацию об объектах церковного назначения (Реестр имущества РПЦ). Обеспечить соответствие Уставов вновь создаваемых приходов епархии новой редакции типового устава православного прихода.

13.  Специально обращаю Ваше внимание на то, что заказ и покупка церковной утвари, духовной литературы, свечей, облачений и подобной про-дукции осуществлять благословляется только через Склад Епархии. В случае нарушения нашего Распоряжения виновные будут наказаны и приняты соответственно необходимые меры. Годовой финансовый Отчет Епархии за 2011 год (по письму № 8131 от 07.12.2009 г.). из Патриархии) должен включать пункт по расшифровки балансового счета «Расчеты с разными организациями за товарно-материальные ценности» (или «Расчеты с поставщиками»).

14.  Благочинным и настоятелям храмов — обязательно и своевременно подавать Протоколы приходских советов (на утверждение Архиерею). В 2012 году обязательно нерадивые и не исполняющие данное послушание будут наказываться!

15.   Заявку на уголь подавать в епархию своевременно, благочинные несут персональную ответственность. Сообщать о получении угля для храмов. По этому вопросу всегда обращаться только к главе города.

16.   Распоряжение: все храмы ежедневно с 9.00 час до 19.00 час должны быть открытыми для прихожан и людей – это указание Патриарха и наше. За неисполнение будут приниматься строгие дисциплинарные взыскания!

17.    Своевременно исполнять распоряжения Правящего Архиерея и предостав-лять рапорты в КЕУ.

18.    Епархиальный совет с участием духовников от 23.11.2009 г. Рекомендует рассматривать кандидатуры на хиротонию во диакона через год после брака ставленников.

19.    Убедительно прошу в Пасхальную седмицу, совместно с представителями администрации, организовать мероприятия или провести уже традиционные в своих благочиниях: крестные ходы, детские утренники, фестивали пасхальных песнопений или музыки, молебны на святых источниках, паломничества по святыням Кузбасса и т.п. Перечень состоявшихся пасхальных мероприятий обязательно предоставить в Епархию для включения в Годовой Отчет 2012 года (до 02.05.2012 г.).

20.    По благословению Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Москву из Иерусалима будет доставлен Благодатный огонь, сошедший на Гроб Господень. Благо-датный огонь будет привезен в храм Христа Спасителя, а затем будет распространяться по епархиям РПЦ. Нами в Москву за Благодатным огнем направлена специальная делегация, которая доставит огонь в Кемеровскую епархию в Светлый понедельник, утром 16 апреля 2012 года. Благочинным необходимо принять активное участие в доставке огня в храмы своих благочиний. Ответственный за мероприятие в Кемеровской епархии – протоиерей Владимир Курлюта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.