Слово перед освящением мозаичных икон экстерьера собора Рождества Христова в Новокузнецке

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Глубокоуважаемые представители Администрации Новокузнецка!

 

Мы сейчас будем совершать чин освящения мозаичных икон на фасаде храма Рождества Христова. 16 апреля 2011 года, в субботу Лазареву нами также совершался молебен, освящение креста для главного купола храма Рождества Христова, колоколов для звонницы и закладного камня для Административного здания НПДС на территории храма Рождества Христова. Священнодействие сегодняшнего дня – новый шаг по подготовки строящегося Семинарского храма к освящению Предстоятелем Русской Православной Церкви – Патриархом Московским и всея Руси.

Слово “икона” греческое и значит “образ”, “изображение”. Иконы есть как в домах  православных христиан, так и в храмах Божиих. Иконы — это священные изображения истинного Бога, явившегося во плоти Господа Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и многих святых угодников, прославленных Богом. “Иконы,- говорит св. Григорий Великий,- суть книги, написанные вместо букв лицами и вещами” /Кн. 9, письмо 9/. Важно отметить, что взирая на святые иконы, мы поклоняемся не дереву и краскам, а возносимся умом и сердцем от образа к Первообразу, то есть к Богу и тем святым, которые на них изображены. Древнее предание удостоверяет, что Сам Христос Спаситель благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послать этот нерукотворенный образ Авгарю, князю Едесскому. Это предание отцы VII Вселенского собора признали истинным.

Из церковного предания известно, что святой апостол и евангелист Лука знал искусство иконописи. Он написал и оставил после себя иконы Божией Матери1 и святых апостолов Петра и Павла.

Христиане с самых первых веков имели у себя различные священные изображения. Созидая святые храмы, они ревностно заботились и об их украшении. Со времени же Константина Великого, когда христиане свободно стали строить свои храмы, святые иконы всегда почитались, благолепно украшались и были предметом особого поклонения.

Для каждого человека дороги и знаменательны бывают изображения (портреты, фотографии) его родных и близких, любимых друзей, знакомых, благодетелей. Поэтому еще ценнее и выше должны быть для христианина иконы Спасителя, Его святых, которые всю свою жизнь осуществляли заповедь о любви к своим ближним, за которых очень часто полагали и свою жизнь.

Иконы — это проповедь, которая понятна для всех; проповедь неумолкающая и сильно действующая на каждого (Пример — икона “Страшного суда” в событии выбора веры св. равноап. князем Владимиром).

Икона дает нам возможность видеть невидимого Бога, возможность соприкасаться с невидимой Божественной реальностью. Если картины помогают нам увидеть прошлое, понять духовный мир художника и его эпохи, многому научиться и многое понять из прошлого, то икона помогает нам видеть вечное — и прошлое, и настоящее, и будущее, тот мир духовный, ту реальность, в которой пребывает Бог. Через икону мы своими человеческими очами всматриваемся в этот мир, и не просто взираем на него, но икона становится живым каналом, обеспечивающим связь человека с этим миром. Через иконографический образ открывается Божественная реальность и воздействует на человека так, что он становится способным видеть иное бытие.

Вот почему мы называем икону святыней — потому, что есть нечто непостижимое в воздействии Божественного образа на человека. Это не просто эстетическое наслаждение — это действительно обретение иного мира. И через огромное по силе духовное воздействие человек, приземленный в исторической реальности, становится способным, поднявшись над этой реальностью, увидеть Бога и прикоснуться к вечности. Поэтому Церковь так бережно на протяжении столетий и тысячелетий сохраняла иконы, поклонялась им как великой святыне.

Сейчас в этом месте, где строится святой храм как памятник и шахтерской славы, и мемориал погибшим горнякам, мы помолимся о том, чтобы народ наш открыл свой разум и сердце к восприятию Божественного мира и чтобы великие святыни земли нашей — святые иконы — помогали людям в условиях земного бытия обретать вечность.

А м и н ь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter