Глубокоуважаемый Михаил Исаакович (Ликстанов), директор Детской клининческой больницы №5 г. Кемерово!
Уважаемые врачи и сотрудники!
Мы приветствуем врачей и медицинских сотрудников Детской клинической больницы № 5 города Кемерово и всех собравшихся здесь на встречу!
Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7. 23).
Важно отметить, что взаимоотношения врача и пациента и особенно в лице детей должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей. Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи исключительно с материальным вознаграждением и его величиной, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время достойная оплата труда медицинских работников представляется важной задачей общества и государства.
Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.
Подтверждением разумного и уважительного отношения Церкви к медицинскому искусству является и тот факт, что многие врачи, теоретики и практики, соединяли и соединяют в своей личности глубокую христианскую веру и медицинскую деятельность. Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости — бессребреников, врачей и чудотворцев. В сонме святых Церковь почитает апостола Луку, Косьму и Дамиана, мученика Пантелеимона, святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Достойно внимания, что святитель Лука был первым правящим Сибирским архиереем. Осенью 1942 года епископ Лука (Войно-Ясенецкий) был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру, которой управлял до конца 1943 года.
Врачи были прославлены Православной Церковью не только потому, что очень часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.
Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Несомненно, достойно всяческого одобрения и поддержки стремление к совершенствованию форм и методов врачебной практики, облегчающей страдания наших ближних, дающих им надежду на исцеление и воздвигающих их от одра болезни.
Следует осознавать, что с развитием новых технологий и постепенным совершенствованием инструментария и лечебных средств, значительно увеличивающих возможности врача, многократно увеличивается ответственность медиков не только перед пациентом, но и перед всем обществом и тем более — перед Богом. Необходимо помнить, что могущество медицинской науки, не подкрепленное твердым нравственным основанием, может приносить не только добрые плоды.
Думаю, что самое главное состоит в том, что сегодня мы — священнослужители и врачи — открыты друг другу, готовы к сотрудничеству и совместному разрешению существующих проблем. Скажу больше: это особая форма сотрудничества, потому что нас объединяет общее понимание нашей деятельности. В обоих случаях речь идет о служении и о подвиге. Эти слова — из религиозного лексикона, но они в полной мере применимы к врачам и вообще к тем медицинским работникам, кто непосредственно заботится о здоровье детей, пришедших к ним за помощью. Когда мы делаем добро, мы меняем нравственную атмосферу в обществе и даем людям возможность почувствовать, что мы не чужие друг другу, мы свои. Ведь в нынешних нелегких условиях служение врача — это зачастую действительно подвиг.
Дорогие друзья! Желаю всем Вам духовного и телесного здоровья, счастья, успешно трудиться на медицинском поприще спасения человеческой жизни и благополучия в жизни!
Божие благословение да пребывает со всеми вами!
БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Хотел бы сердечно приветствовать всех, кто собрался для встречи с Управляющим Кемеровской и Новокузнецкой епархией. Сегодня мне хотелось бы уделить внимание теме таких областей служения людям, какими являются духовное окормление людей священником и медицинское поприще.
Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии и имеет попечение о предупреждении болезней. Медицина обращается, прежде всего, к телу человека, то есть к физическому организму. Сегодня профессиональная и научная специализация в медицине многократно возросла. Человек все больше рассматривается не только как биологический механизм, который призваны ремонтировать врачи, заменяя или исправляя отдельные детали и узлы. Все чаще причины многих болезней специалисты пытаются обнаружить в сфере сознания и воли, то есть в том, что составляет его духовные основания. Исходя из такого взгляда на человека, хочу поделиться некоторыми соображениями относительно важности и полезности религиозного понимания человеческого феномена и видения человека с точки зрения богословской антропологии.
Церковь исповедует, что физическая смерть не является окончательным завершением существования человеческой личности. Эту смерть она образно называет успением, то есть своего рода сном. Ведь состояние сна тоже можно понимать как временный разрыв «жестких» связей психического и физического. Церковь верует в то, что некогда, силою и действием Божиим, свершится телесное воскресение всех умерших физической смертью. Человек вновь обретет единство своего духовно-душевно-телесного состава.
В земном мире невозможна абсолютная гармония. И, в отличие от других религий, христианство осмысливает терпеливо переносимое страдание как путь духовного исцеления. Но это не значит, что Церковь проповедует отказ от лечения и пренебрежение медицинской помощью! Напротив, Церковь свидетельствует о множестве исцелений, в том числе и от физических болезней, вплоть до воскрешения из мертвых. К тому же христианин призван не только к личному спасению, но также к служению миру и ближнему, которое требует сил и, разумеется, здоровья. Церковь напоминает о том, что корни болезней, первопричины заболеваний всегда глубже их физиологических поводов. С духовной точки зрения болезнь как состояние нарушенной целостности нельзя определить однозначно. Она существует в каждом человеке как потенциальная возможность. Состояние человека зависит не только от дисциплины питания или от так называемого «здорового образа жизни», но и от того, как он распоряжается своей свободной волей, какие цели ставит перед собой и какими средствами их достигает.
Возьмем пост, который Церковь предлагает верующим как средство духовно-нравственного исцеления. Многие воспринимают его как своего рода диету, как форму «лечебного голодания». Однако одно из главных требований поста — это милость, помощь ближнему. Пост не в том, чтобы съесть в два раза меньше обычного, но чтобы отдать половину своего рациона нуждающемуся. Именно к этому призывает Церковь в своих богослужебных текстах в первые же дни Великого поста.
Так же и болезнь: ведь ее можно рассматривать не только как физическую или психическую патологию, но и как индивидуальное событие, которое насильственно изымает нас из обычной жизненной суеты. Она заставляет задуматься о себе, о своем душевном и духовном состоянии.
С другой стороны, опыт страдания опровергает самоуверенное представление о том, что человек — властитель мира или бессмертен. Собственное страдание человека открывает ему глаза на страдания других людей, состояние которых он порою просто не замечал или не понимал. Страдание — это личный опыт сострадания другим, школа милосердия, училище сочувствия. Таковым оно может быть, если воспринимать его в духовном плане.